таковы все речи и все мысли человека, не относящиеся к Б-гу, к Его воле и
служению Ему, что и выражается понятием "ситра ахра" – другая сторона,
противоположная стороне святости [Кдуша]. Сторона, называемая Кдуша, есть не что
иное, как пребывание в сущем распространенной на него святости Всевышнего. Но
Всевышний пребывает лишь в том, что полностью предает себя Ему – действительно,
как ангелы, или потенциально, как любой еврей, живущий на земле, – ведь он может
всегда совершить акт полнейшей преданности Б-гу, отдав за Него жизнь. Поэтому
сказали наши мудрецы, что даже когда кто-либо один сидит, занимаясь изучением
Торы, Шхина почиет на нем[1]
и т. д. Если же это десять человек[2],
Шхина почиет на них постоянно и т. д. Но все, что не отдает себя Ему, но
существует само по себе, в отрыве от Него, не получает жизненной силы от
святости Б-га, от глубочайшей внутренней части самой святости, но черпает
жизненную силу как бы "из-за спины", и она опускается от ступени к ступени,
проходя бесчисленное множество ступеней в ходе поступенного нисхождения миров,
через исходные к последующим, и многократно сокращаясь[3],
пока постепенно свет и жизненная сила не уменьшатся настолько, что могут сжаться
и, как бы уйдя в изгнание, облечься в том, что оторвано от Б-га, чтобы сообщить
ему жизнь и возобновлять из небытия его существование, дабы оно не обратилось в
абсолютное ничто, каким было прежде, до своего сотворения.
[1] Авот, 3:7.
[2] Сангедрин, 39а.
[3] Ср. Тания, часть 1, гл. 48 и часть 4, посл. 20.