так как не только злу принадлежит господство и власть в "городе", оно не может
осуществить свое желание в действительности, облечься в члены тела с помощью
действия, речи и добровольной мысли, остановиться мыслью на созерцании мирских
удовольствий, [размышляя о том], как удовлетворить желание своего сердца, ибо
мозг властен над сердцем (как сказано в "Раая мегеймана", глава "Пинхас"[1])
по своей природе, данной ему при сотворении. Так сотворена человеческая природа,
что любой человек может желанием своего мозга сдержать себя, совладать с духом
жажды в своем сердце, не исполнить желаний сердца действием, речью и мыслью и
полностью отвлечься от того, чего жаждет сердце, и [даже направить его] к
совершенно противоположному, а тем более к стороне Кдуша. Как сказано: "И я
видел, что мудрость сильнее неразумия, как свет сильнее тьмы"[2].
И это значит: как свет имеет преимущество, власть и господство над тьмой – ведь
слабый материальный свет разгоняет тьму с легкостью и тьма сама отодвигается от
него, – так великое неразумие стороны "клипа" и "ситра ахра" в левой полости
сердца (как сказали мудрецы: "только если им овладеет дух неразумия и т. д."[3])
само удаляется под влиянием мудрости Б-жественной души, находящейся в мозгу,
желание которой быть единственной властительницей в городе и облечься всеми
упомянутыми выше тремя одеяниями во все тело полностью, а эти одеяния – мысль,
речь и действие в сфере 613 заповедей Торы, как мы уже говорили.
[1] Ср: Зогар, часть 3, стр. 224а. ,
[2] Когелет, 2:13.
[3] Сота, За. Человек грешит, только если им овладеет дух неразумия.