Место пребывания животной души, которая у каждого еврея связана с "клипат нога", – в сердце, в левой его полости[1], наполненной кровью, как сказано: "Ибо кровь – это душа"[2]. Потому все страсти – хвастовство, гнев и другие подобные чувства – коренятся в сердце, и отсюда они распространяются по всему телу, а также восходят к мозгу в голове, чтобы о них мыслить, размышлять и чтобы обдумывать их, так же как источник крови – в сердце, а из сердца она расходится по всем членам и поднимается в голову к мозгу. А место пребывания Б-жественной души – мозг в голове человека. Оттуда она распространяется по всем членам тела и в. сердце, в его правой полости, в которой нет крови[3], как сказано: "Сердце мудрого справа"[4], и [проявляется] она в любви к Б-гу, которая, как угли горящие, охватывает сердце разумеющих, понимающих и размышляющих посредством [силы] Даат в своем мозгу о том, что побуждает к любви, и в радости сердца [при осознании] великолепия Б-га и величия безмерности Его, радости, которая возникает, когда глаза мудреца, "которые у него в голове"[5], то есть в мудрости и понимании, местящихся в мозгу, созерцают царственную славу и красоту Его величия, которое непостижимо, бесконечно и безгранично, как объясняется в другом месте. И также все остальные святые мидот сердца имеют своим источником силы разума Хабад, находящиеся в мозгу.
[1] Животная душа, в противоположность Б-жественной, сильнее проявляется не в разумной, а в эмоциональной своей части, поэтому она помещается в сердце.
[2] Дварим, 12:23. В первой главе приводится выражение "ибо душа человека (дословно: плоти) - в крови". Душа, облекаясь в кровь, оживляет тело. Здесь приводится встречный стих: "ибо кровь - это душа". В сердце, в месте скопления "жизни плоти", то есть крови, - средоточие оживляющего начала, души.
[3] Хотя кровь есть и в правой полости сердца (см. Эц хаим, шаар 50, гл. 4; Ликутей Тора, Шир гаширим, 31а), но кровь в правой полости сердца - не основное, ибо с ней не связан здесь хидуш - возникновение нового (ведь кровь притекает из левого желудочка, в который она поступает из тела). Хидуш, который показывает роль правой полости сердца, - воздух (кислород), дающий жизнь телу. (Из письма последнего. Любавичского Ребе, которое приводит И. Корф.)
[4] Когелет, 10:2.
[5] Ср. Когелет, 2:14.