Хотя эти три одеяния в области Торы и заповедей, которые она предписывает, названы одеяниями, в которые облекаются ступени души нефеш, руах и нешама, по своему достоинству они бесконечно превосходят сами ступени нефеш, руах и нешама, как написано в книге "Зогар"[1]: "Тора и Всевышний, благословен Он, едины". А значит, Тора, которая является самой мудростью и волей Всевышнего, благословен Он, едина с Ним Самим, ибо "Он – Знание и Он – Знающий и т. д.", как это уже выше объяснялось в связи с приведенной цитатой из Рамбама. И хотя Всевышний, благословен Он, называется Эйн Соф [Бесконечный], и "величие Его неизмеримо"[2], и "мысль совершенно не постигает Его"[3], в том числе и Его волю и мудрость, как написано: "Нет испытания разумению Твоему"[4] и еще: "Разве может Б-га найти испытатель?"[5], а также: "Ибо мысли Мои – не ваши мысли"[6], сказали наши мудрецы: "Там, где ты видишь величие Б-га, там ты найдешь и Его смирение"[7]. Всевышний ограничил Свою волю и мудрость в 613 заповедях Торы и связанных с ними законах, в сочетаниях букв Танаха и в толкованиях,, которые им придали наши мудрецы в агадот и мидрашах, чтобы каждая ступень души – нешама или руах и нефеш – в человеческом теле могла постичь их своим разумением[8] и исполнить все, что можно исполнить действием, речью и мыслью, и чтобы они таким образом облеклись всеми своими десятью силами в эти три одеяния.
[1] Часть 1, стр. 24а; часть 2, стр. 60а. Также начало гл. 23.
[2] Тегилим 145, 3.
[3] Тикуней Зогар, 126.
[4] Йешаягу, 55:8.
[5] Ийов, 11:7.
[6] Йешаягу, 55:8.
[7] Мегила, 31а. Всевышний сочетает как беспредельность, так и способность ее ограничения.
[8] До облечения в тело человека душа постигала Самого Б-га. После облечения в него, находясь в вещественном мире, душа постигает только Его существование. Но через одеяния души, занятые изучением и исполнением Торы, то есть через Тору, душа способна постичь и здесь, в этом мире, Самого Б-га.