17

Они названы "сыны восхождения" также и потому, что их служение [Б-гу] в его позитивной части – в творении добра путем исполнения Торы и заповедей – имеет цель неизмеримо более высокую, превосходящую все и любые ступени, включая самые высокие, а не только желание быть приверженным Ему, благословен Он, и тем удовлетворить жажду души, стремящейся к Б-гу, как написано: "О все жаждущие, придите к водам"[1], как это объясняется в другом месте. Но [их служение] подобно тому, как в книге "Тикуней Зог ар" объясняется выражение "Кто благочестив?" – "Тот, кто творит благо своему Творцу", то есть [творит благо] в гнезде Его[2], способствуя единению Святого, благословен Он, и Его Шхины с живущими внизу[3]. И как написано в "Раая мегеймана", глава "Тецэ": "Как сын, который старается для отца и матери, которых он любит более себя и более всей своей души и т. д., и готов отдать за них жизнь и т. д."[4], и как об этом говорится в другом месте.

(Оба эти объяснения говорят о том же, ибо выделяя добро из "клипат нога", [человек тем самым] возносит кверху женские воды[5], что создает наверху "единения", в результате которых вниз опускаются "мужские воды", и это – воды милосердия, содержащиеся в каждой из 248 позитивных заповедей, относящихся к категории милосердия и "мужских вод". И таким образом это – привлечение сверху вниз святости Его, благословенного Б-жества, чтобы облечь Его в живущих внизу, как это объясняется в другом месте.)



[1]   Йешаягу, 55:1.

[2]   Слова Конэ ("Творец") и кен ("гнездо") имеют общий корень. Гнездо - Шхина, последняя ступень Эманации, имеющая отношение к сотворенным мирам.

[3]   Ср. Зогар, часть 2, стр. 1146; часть 3, стр. 2226,281а.

[4]   Зогар, часть 3, стр. 281а.

[5]   В двух приведенных определениях совершенного праведника (полностью обращающий зло в добро и содействующий Б-жественному воздействию на мир) основа та же. Любовь и готовность служения "возносит кверху женские воды". Женское начало - это преданность воспринимающего воздействие, готовность к принятию. Такое "пробуждение снизу" вызывает "пробуждение сверху" - "единения" и взаимодействия в различных ступенях Б-жественного мира Ацилут, в результате чего "книзу спускаются мужские воды" Б-жественного влияния, и, объединяясь с последней ступенью этого мира, Шхиной (являющейся женской категорией, принимающей влияние), Б-жественное влияние охватывает мир сотворенного.

Запись опубликована в рубрике: .