Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Рав Штейнзальц. Йоэл Шпиц. Огонь не способен отдыхать. 11 сент 2022

Что такое Авода Зара? Авода Зара – это чужая работа. Что такое чужая работа? Когда ты берешь чужие представления о Боге и пытаешься их надеть на себя. Результат – «идолы их серебряные и золотые, уши у них и не слышат, глаза у них и не видят» и так далее. То есть когда человек пользуется чужими представлениями о Боге, он становится истуканом, который не видит и не слышит, к сожалению.

Это часто происходит. И путь к иудаизму идет из оставления Аводы Зары. Есть оставление Аводы Зары глобальное, но есть также оставление Аводы Зары также внутри иудаизма у каждого на своем пути.

«Огонь не может успокоиться». Это Йоэл Шпиц про рав Штейнзальца.

Один Шаббат я пошел в нашу синагогу. И какой-то молодой парень стоял и толковал что-то между минха и мариов, как обычно принято. А я стоял у входа и читал какую-то книжку. И вдруг заходит рав (то есть они молились в одной синагоге), он вошел молча, сказал мне «Шалом Алейхем», пожал руку по-польски (это как-то так пальчиками). И через 2-3 минуты я понял, что он мне хочет что-то сказать. Я повернулся к нему, он говорит:

— Этот парень, который стоит на биме, он мне объясняет что-то.

Я не понял, что он мне сказал. Я показал, что я не понимаю. И рав сказал:

— Написано в книге «Коэлэт», что есть различные времена. Есть время войны и время мира, время любить и время ненавидеть и так далее. Все это характеризует какой-то промежуток, между любовью и ненавистью есть множество эмоций, между войной и миром тоже есть масса промежуточных состояний.

И поэтому непонятно, что значит написано: «время молчать и время говорить», ведь нет никакого промежуточного состояния – или ты говоришь, или ты молчишь. Но этот парень, он же не молчит, да? Я же слышу, что он говорит что-то. С другой стороны, он ничего не говорит. И сейчас я понимаю, что означает «время молчать и время говорить» и почему это появляется в списке царя Соломона, — сказал рав Штейнзальц.

Я сдержался, чтобы не засмеяться. И он тоже потихонечку улыбался.

Прошло много лет. Я стал учителем. Я говорю очень много, часами. Я говорю перед различными классами. Все время, все время я слышу его голос: «Речь должна гореть, это должно сдвинуть что-то, это должно что-то изменить в человеке. Если нечего тебе сказать, если ты, как птичка, которая чирикает, лучше молчи». Я мог видеть это у него и учиться от него.

Иногда его речь была короткая и обжигала как огонь. Иногда он говорил часами, переворачивал все с любой точки зрения слушателей из стороны в сторону, как мясо на медленной варке. Иногда он говорил очень жестко, должен сказать то, что нужно сказать, и все.

Но всегда-всегда, если ты слышал, ты мог слышать какое-то внутреннее движение, какую-то химическую реакцию, которая происходит внутри. Что-то сказано, что-то сдвинулось, огонь не может успокоиться, — так он говорит. Если у тебя есть что сказать, говори как огонь. Если нет, это не стыдно молчать.

Наш телеграм: https://t.me/chassidus_ru

Наш сайт: https://chassidus.ru/

Фейсбук: https://www.facebook.com/itzik.roytman

Помочь проекту: https://www.paypal.com/donate/?hosted_button_id=4EMZZX6JFHEX4

Патрон: https://www.patreon.com/chassidus