Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Собирались вечером читать Левинаса

Собирались вечером читать Левинаса. Вместо этого получился странный разговор на тему: "орки" насилующие и пытающие мирных жителей, женщин и детей, убивающие людей "просто так — они "еще" люди или уже нет?

В том смысле, что, возможно, есть какой то порог, когда он переступается это уже не человек.

"Согрешить" может только человек. Нелюдь не может грешить. Примерно как дикий зверь, терзающий свою жертву это не "грех". Это что то иное.

Речь шла о том что очень многие в России буквально потеряли человеческий облик

Дальше начали искать намеки на это в религии.

Начали с христианской концепции, что Адам, согрешив , разорвал свою связь с Богом. И теперь она восстановима только "сверху"

Продолжили тем, что в иудаизме Бог "находится среди них в их нечистоте". То есть грех не прерывает окончательно связи Бога с человеком

"Грешить" может тольео человек. Есть какой то предел, где это уже не человек. Насильник, вбийца и тд уже не человек.

Потом предположили, что раб это не человек. Убивший раба в Хумаше платит деньги, у раба нет человеческого статуса.

И тогда Исход, вернувший рабам человеческое достоинство — это только сам Всевышний может. То есть раскрытие нуминозного, мистического.

Поэтому после погромов Хмельницкого требовалось раскрытие мистического а не этического.

Наверное из подобных соображений Ребе после войны делал акцент на мистическое.

Какой вывод? "Как же просто попасть в палачи". Как же просто потерять человеческий облик. И как же трудно (если вообще возможно) его вернуть.