Публикуется с разрешения издательства "Еврейская книга".
Купить в магазине издательства "Еврейская книга"
А она тоже пошла на поиски его, и тоже заблудилась[1]. И решила вернуться к морю и быть там. И вышла к берегу моря, и там были деревья с плодами[2]. Так она стала жить: днем ходила к морю - авось, проплывет кто[3], и питалась плодами, а ночью забиралась на дерево, чтобы не напали дикие звери.
В то время жил один именитый богатый купец. Заключал он сделки по всему миру. И был у него единственный сын. Купец этот был уже старик. Вот однажды[4] говорит сын отцу своему - купцу[5]:
- Ты, отец, уже в преклонных годах, а я юноша, и твои доверенные не знают меня вовсе, а если умрешь ты, - останусь я один и не буду знать, что делать, потому дай-ка мне корабль с товаром, поплыву с ними и выучусь заключать сделки и вести переговоры.
Дал ему отец корабль с товаром, и поплыл он в разные страны, и продал товар, и купил новые, и преуспел. Проплывая по морю, увидели издалека те самые деревья (где находилась дочь императора). И решили, что это какое-то населенное место. Подплыли ближе и видят, что это просто деревья, и хотели было вернуться. Тем временем присмотрелся купец (сын старика- купца) и видит, на одном дереве вроде сидит человек. Сказал другим людям, и те присмотрелись и видят: действительно, отражение[6] человека на дереве. И решили приблизиться к берегу и послать туда кого-нибудь на лодке. И все собрались и смотрели на море, чтобы направлять того посланного, чтобы не сбился с пути и плыл прямо к дереву. Подплыл тот и увидел, что, действительно, сидит там человек, и сообщил им. И он сам (молодой купец) отправился туда и видит: сидит там девушка. И сказал ей, чтобы спускалась. А она отвечала, что не желает идти на корабль, - разве только если обещает ей, что не дотронется до нее[7], пока не вернется домой и не возьмет ее в жены по закону. И обещал ей[8]. Тогда поднялась она с ним на корабль. И вот он примечает, что она и на музыкальных инструментах может играть и на нескольких языках говорить, и обрадовался, что случай свел его с ней.
Потом, как начали приближаться к его дому, она сказала ему, чтобы шел домой и сообщил своему отцу и всем близким и знакомым, чтобы выходили все встречать ее, как и подобает, когда вводят в дом жену знатного происхождения. А потом, дескать, уж после свадьбы, она откроет ему, кто она. Он согласился. (И также на корабле она поставила условие, чтобы не спрашивал, кто она. Мол, сообщит ему после свадьбы.) Еще она сказала, уж если вводишь такую жену, положено напоить матросов, чтобы знали, что хозяин женится, да еще какую жену берет. Он и тут согласился. Взял самого лучшего вина[9], что было на корабле, и дал матросам, и они опьянели. А он пошел домой сообщить отцу и родным, как договорились. А матросы до того напились, что когда сошли все с корабля[10], попадали и где попало развалились во хмелю. И пока его родня приготовлялась, как положено, идти ее встречать и принимать, пошла она и направила судно от берега, и распустила паруса, и вышла на нем в открытое море... А купеческая родня вышла к кораблю ее встречать, и ничего не нашли[11]. И разозлился на молодого купца отец, и стал бранить его. А тот в ответ:
- Да поверьте мне, что я привел судно с товаром, и если не верите, вон, спросите у матросов! - А те лежат вповалку пьяные. Потом пробудились и спросили у них, а те ничего не помнят, что с ними произошло, только знают, что привели судно, а где оно и что с товаром, ничего не знают. Еще больше разгневался торговец на сына и выгнал его из дома, чтоб не появлялся ему на глаза[12]! И ушел сын от отца бездомным скитальцем. А она тем временем плыла по морю.
Жил один царь[13]. Этот царь строил себе дворец на берегу моря: привлекало его, что там морской воздух и мимо проходят суда.
И случилось, что дочь императора проплывала мимо этого дворца. А царь смотрел на море и увидел, что плывет корабль без управления и без команды. И решил, что, может, он ошибается, и приказал своим людям посмотреть, но и те увидели то же самое.
[1] заблудилась. В пустыне Шхина не может найти обратную дорогу без Израиля.
[2] деревья с плодами. Деревья - праведники, а плоды - добрые дела.
[3] проплывет кто - те, кто раскаялся. Условие возвращения Шхины к своему мужу - раскаяние.
[4] вот однажды - букв. «и был день» - это начало тяжких испытаний. Здесь рассказывается о четырех испытаниях дочери: встрече с сыном купца, приморским царем, разбойниками и сыном старого царя. Эти четверо соответствуют четырем клипот, силам зла. Их описывают пророк Ехезкель (1:4) и пророк Элияу (1 Царей, 19:11-13), о них же говорит Тора, повествуя о начале творения (Брейшит, 1:2). Им соответствуют четыре царства, которые притесняли Израиль, четыре изгнания - Вавилон, Персия, Греция и Рим. Раби Нахман учит, что малхут должна пройти через клипот четырех миров.
[5] купцу - это Недобрый, как и в восьмой истории. В видении Ехезкеля эта клипа названа «бурей, приходящей с севера». Она несет «золотые отбросы» - богатство, которое не используется для служения Богу. Север - в этом направлении движутся в поисках богатства. Намек на Вавилонское изгнание, во время которого уважение к Торе сохранилось.
[6] отражение - на его уровне сын Недоброго не способен видеть прямо, он видит лишь отражение.
[7] не дотронется до нее. Тора не дается тому, кто плавает по морям, с целью обогащения, т.е. учит ее, чтобы разбогатеть.
[8] и обещал ей. Потому что всякий, кто встречает императорскую дочь, влюбляется в нее, забывает о делах и стремится домой, чтобы жениться на ней.
[9] вина. Это основное оружие императорской дочери. Вино символизирует радость. Как написано: «Вино веселит сердце человека» (Псалмы, 104:15). Раби Нахман учит, что с помощью радости можно превозмочь четыре клипы - силы зла, поскольку, находясь во власти клипы, человек впадает в печаль и тоску.
Вино - это радость занятий Торой, в особенности Устной Торой. Числовое значение слова яйн (вино), как и слова сод (тайна) - 70, это указание на 70 ликов Торы и 70 тайн Торы.
Дочь императора отнимает его у купеческого сына, первой клипы-«бури». Это намек на смятение мыслей, свойственное опьянению, однако это состояние можно превратить в радость и добро. Без радости нет пророчества. Первая клипа соответствует Вавилону, где, по преданию, говорили на семидесяти языках. Именно оттуда дочь императора берет вино. Также и падение Вавилона связано с вином (знаменитый валтасаров пир).
[10] корабля - это символ тела, над которым пьяный теряет власть.
[11] и ничего не нашли. Пьянство приводит к нищете. Как сказано о Вавилоне: «Десять мер нищеты пришло в мир, и девять получил Вавилон» (Кидушин 796).
[12]не появлялся ему на глаза. Он изгнан за то, что хотел освободить дочь императора, руководствуясь личными мотивами - чтобы жениться на ней. Сказано: «Богатство Вавилона идет в Геином [ад, чистилище]» (Бейца 32а). Геином - это третья клипа - огонь. Этот же огонь (разбойники) в конце обогащает сына торговца. Геином приносит страдание, но увеличивает награду.
[13]царь - вторая клипа - «огромное облако» - Персия. Его характеризует стремление к наслаждению и Тора нужна ему только для этого, что еще хуже первой клипы. Вода - источник всех наслаждений.