4


Публикуется с разрешения издательства "Еврейская книга".

Купить в магазине издательства "Еврейская книга"


Она спрашивает:

- Кто у вас главарь? Показали ей. Она и говорит ему:

- Чем занимаетесь здесь?

- Мы - разбойники.

- Так мы тоже разбойницы. Только вы разбойники вашей храбростью, а мы разбойники умом, потому что мы обучены языкам и игре на лютне. Только вообще, чего вы добьетесь, если нас убьете? Не лучше ли взять вам нас в жены, тогда достанутся вам еще и богатства наши. И показала им, чем нагружен корабль. И они согласились с ней, и повели показывать им все, чем владели, и договорились, что не будут жениться на них сразу, а только по порядку, по уважению, да по стар­шинству. Потом сказала им, что уважит их своим чудес­ным вином, что сберегала до того дня, как Господь благословит ее суженым. И подала им вино в двенадца­ти кубках, и сказала, чтобы каждый испил из каждого из двенадцати кубков. Испили они, охмелели и попада­ли с ног. Тогда сказала своим подружкам: - Идите и убейте каждая своего суженого. И пошли, и убили[1] всех. И нашли такие сокровища[2], что не сыщешь столько ни у какого царя. И договорились не брать ни меди, ни серебра[3], только золото да драгоценные кам­ни. И выбросили с корабля все не ценные вещи, и нагрузили вместо них золото да драгоценные камни[4], которые там нашли. И договорились не носить больше женского платья, и пошили себе мужскую одежду[5] ев­ропейского кроя, и вышли на корабле в море.

И вот, жил престарелый царь[6]. И был у него единст­венный сын. И женили его, и передал царь сыну царст­во. И сказал царь-сын, что пойдет с женой[7], совершит небольшую прогулку по морю, чтобы она привыкала к морскому воздуху на случай, если не дай Бог случится скрываться морем.

И вышел он с женой и своими министрами в море на корабле. И были все очень веселы и забавлялись как только могли. Потом предложили раздеться всем. И оставили на себе лишь панталоны[8]. И потом испыты­вали, кто из них такой смелый, чтобы отважиться подняться на мачту[9]. И отважился царь-сын и взобрался туда.

А дочь императора со своими девушками плыла в это время мимо на корабле. И увидела этот корабль. И сначала боялась приближаться, но когда корабли не­много сблизились, увидели они, что забавляются очень там, на том корабле. И поняли, что это не морские разбойники, и стали к ним приближаться. И она сказа­ла своим девушкам:

- Я могу сбросить того плешивого в воду. А надо сказать, что этот сын-царь был лысый[10].

Сказали ей подруги:

- Как ты сможешь, ведь мы на большом расстоянии от них? Говорит им:

- Есть такое зажигательное стекло, через то стекло я его и сброшу. Только надо подождать, пока он зале­зет на самую верхушку мачты, потому что на середине ее, если упадет, так только на палубу. Ну, а если он залезет на верхушку, тогда, если свалится, так действи­тельно в море[11].

Подождала она, пока не долез до самой верхушки, взяла увеличительное стекло, что зажигает, если дер­жать его против солнца[12], и направила прямо против того места, где у него мозги, пока он не получил удар в голову и упал.

И конечно, когда увидели это, что он упал, на его корабле, началась у них страшная паника, потому что, как же смогут вернуться домой, ведь эта весть убьет царя



[1] убили. Научились убивать у раз­бойников. Воскурение обладает силой уничтожать зло. Всякий раз, когда чело­век, побеждая одну клипу отнимает у нее что-либо, он получает возможность бороться с более сильной клипой. Гла­ва разбойников не может быть спасен, Амалек - зло, искупить которое невоз­можно: «Сотри память об Амалеке, не забудь!». Тогда Геином прекратит су­ществовать, и клипа огня будет уничто­жена.

[2]сокровища. Из Геинома приходит конечное воздаяние - величайшее из сокровищ. Так Эстер получает все бо­гатства и дом Амана.

[3] ни меди, ни серебра - символы строгости, которая вне закона может принести вред.

[4] золото да драгоценные камни - молитва и изучение Торы.

[5] мужскую одежду. До сих пор прин­цесса вела себя пассивно, то есть, ее действия были лишь ответом на действия других. Теперь же она берет ини­циативу в свои руки, что соответствует аспекту мужского начала.

В малхут этот аспект воплощается в личности Машиаха, праведного царя- спасителя, потомка Давида. малхут, приносящая благословение миру, на­зывается мужчиной.

[6] престарелый царь - «старый и глу­пый царь», малхут со стороны зла, «свечение», которое видел Ехезкель - чет­вертая клипа. Нечто промежуточное между добром и злом. Будучи связана с огнем - это зло, с хашмалем (одеянием) - добро. И хотя это царство упомянуто четвертым, речь идет о Греции. Греция славится мудростью, однако эта муд­рость философов, что, согласно раби Нахману, ни что иное, как глупость. Поэтому престарелый царь назван глупцом. Несмотря на это, характерная для Греции тяга к мудрости более других путей похожа на путь Торы.

[7] царь-сын, что пойдет с женой - это Самаэль, царь клипат нога, символ со­временного мира, и его жена, царица Лилит, «глупая женщина».

[8] лишь панталоны - сняв покровы хашмаля, они обнажили абсолютное зло. Светская мудрость часто искушает людей сексом.

[9] подняться на мачту - символ гор­дости. Так, поколение Вавилонской башни стремилось добраться до Бога, чтобы сразиться с Ним. Это подобно философии и светской мудрости.

[10] лысый. Символ бесплодия греческой философии. Мысль ничего не по­рождающая. Волосы (сеар), как и врата (шаар) - проводники к внутренней, скрытой стороне вещей.

[11] в море. Шхина используя силу солнца, уничтожит зло и очистит нас от него. В Будущем Мире тело (корабль) не перестанет быть злом.

[12] солнца. Она опять пользуется ору­жие предыдущего противника, огня. Си­лу огня - Геинома - в конце времен заменяет солнце, которое будет «исце­лять праведных и сжигать злодеев».

Запись опубликована в рубрике: .