Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

История третья. О ХРОМОМ

О ХРОМОМ[1]

Жил-был мудрец[2]. Перед смертью созвал он своих сыновей и всю свою семью и наказал им поливать деревья. Было им также позволено заниматься всеми другими ремеслами, но только чтоб в этом одном по­старались — поливали деревья[3]. Потом умер мудрец. И оставил детей.

А был у него еще один сын, который не мог ходить[4]. Стоять-то мог[5], только вот ходить не мог. И братья поддерживали[6] его и давали ему столько, что хватало ему на жизнь и даже еще оставалось. И вот сын этот откладывал, откладывал то, что оставалось у него, пока не скопилась некоторая сумма. И тогда задумался он:

— Зачем мне, чтобы братья содержали меня[7], не луч­ше ли заняться мне какой-нибудь торговлей, чтобы самому себя прокормить.

А поскольку не мог он ходить, обдумал все и решил нанять доверенного и подводу с возчиком[8] и поехать с ними в город Лейпциг[9]. Так он, хоть и не ходит, мог бы вести переговоры и заключать сделки.

Когда услышали о том в семье, то одобрили: мол, зачем нам его кормить, хорошо, что сам займется делом[10]. И ссудили ему еще денег, чтобы он мог заклю­чать сделки. Вот он нанял себе подводу и доверенного и возчика и отправился в путь. Ехали они, ехали, подъ­езжают к корчме. И предложил доверенный заноче­вать в корчме, а сын тот не захотел. Стали его уговари­вать, а он заупрямился. Уехали они оттуда. И заблуди­лись в лесу. И напали на них разбойники[11]. А разбойни­ками стали они во время голода[12]. Тогда пришел в город один человек и объявил: кто хочет найти себе пропитание, пусть идет с ним. И собрались вокруг него несколько человек. Из них выбирал он с расчетом и хитростью[13]: как видел, что не годится ему человек, отправлял обратно. Одному сказал: «Ты можешь стать хорошим мастеровым». Другому — «А тебе, приятель, лучше на мельнице работать». И отобрав только смыш­леных и смекалистых, пошел с ними в лес и там сказал, что будут они теперь разбойниками. А ведут отсюда пути на Лейпциг и Бреслау и в другие места, проезжа­ют по ним купцы — будем грабить их и копить монету.



[1] хромой. Это одна из наиболее глу­боких и таинственных историй. Она рассказывает о тикуне (исправлении мира и души человека) и об уничтоже­нии сил зла.

[2] мудрец — первый мудрец, в отличие от другого, бежавшего от царя — гони­теля веры.

[3] поливали деревья. Нигде в истории не написано, что братья занимаются этим, и, возможно, поэтому хромому приходится искать дерево, связанное с луной, потому что луна заботится о поливе.

Дерево — это Тора, как написано: «Это древо жизни для тех, кто держится за нее». Возможно, поливать его — зна­чит учить Тору.

И еще: «Ибо человек — это дерево в поле». А поливать — это делать добро людям, приближать их к Торе. Для братьев это забота о хромом.

В Кабале дерево — это порядок сфи­рот, а вода — это стремление человека постичь Тору (учение) Бога. Также, ко­гда выполняется воля Бога (кетер), де­рево получает воду.

[4] который не мог ходить. Это связано со стихом «Счастлив человек, который не ходил по совету нечестивых» (Псал­мы, 1:1). Согласно Мидрашу, этот стих намекает на царя Давида, который «си­дел перед Богом», и тогда понятно, по­чему псалмопевец начинает Теилим именно с этого стиха. Как этот сын станет свидетелем уничтожения бесов, так и потомок Давида — Машиах — приведет к уничтожению сил зла. Мо­жет быть поэтому псалмы помогают по­беждать злые силы.

Хромой напоминает безногого из истории о семи нищих.

Важная тема этой истории — сла­бость ног. Хромой подобен луне, чьи ноги ослаблены демонами, и сфире малхут, которая нисходит из мира Ацилут в мир Брия, где уже могут возникнуть клипот.

[5] стоять-то мог, как ангелы и невопло­щенные души. А самостоятельное дви­жение — задача человека, за выполне­ние которой он получает награду.

[6] поддерживали. Добрые дела пра­ведников помогают невоплощенным душам.

[7] зачем мне, чтобы братья содержа­ли меня. «Тому, кто ест чужой хлеб, стыдно смотреть людям в лицо». Чтобы не есть человеку «хлеб стыда», дарова­ны ему тело и свободная воли.

[8] доверенного и подводу с возчиком. Доверенный — интеллект, подвода — тело, возчик — животная душа.

[9] лейпциг — место, где устраивались ярмарки, но евреям жить не позволя­лось, подобно материальному миру, миру свершений. Душа спускается сю­да, чтобы исполнить необходимое, но не может остаться и вынуждена поки­нуть его.

[10] сам займется делом — дать человеку заработок — это лучший вид цдаки, благотворительности. Поэтому, пра­вильнее дать деревьям возможность по­лучать воду постоянно, чем поливать их изо дня в день.

[11] разбойники. Своим упрямством он навлек на себя опасность, однако не поддался страху. Будучи твердым и полагаясь на Бога, он проложил себе дорогу к спасению. Разбойники — это силы зла.

[12] голод — цимцум, «ограничение» власти Бога — действие, совершенное Им, с целью сделать возможным воз­никновение материального мира и сво­боды выбора.

[13] хитростью. Человек этот — Сатан. Зло получает силу, отнимая ее у добра. Сатан не предлагал им сразу выбрать дурной путь, не говорил, что набирает в разбойники, а сперва кормил их и за­манивал в лес. В конце времен за эту хитрость он будет уничтожен, хотя и раскается.