О ХРОМОМ[1]
Жил-был мудрец[2]. Перед смертью созвал он своих сыновей и всю свою семью и наказал им поливать деревья. Было им также позволено заниматься всеми другими ремеслами, но только чтоб в этом одном постарались - поливали деревья[3]. Потом умер мудрец. И оставил детей.
А был у него еще один сын, который не мог ходить[4]. Стоять-то мог[5], только вот ходить не мог. И братья поддерживали[6] его и давали ему столько, что хватало ему на жизнь и даже еще оставалось. И вот сын этот откладывал, откладывал то, что оставалось у него, пока не скопилась некоторая сумма. И тогда задумался он:
- Зачем мне, чтобы братья содержали меня[7], не лучше ли заняться мне какой-нибудь торговлей, чтобы самому себя прокормить.
А поскольку не мог он ходить, обдумал все и решил нанять доверенного и подводу с возчиком[8] и поехать с ними в город Лейпциг[9]. Так он, хоть и не ходит, мог бы вести переговоры и заключать сделки.
Когда услышали о том в семье, то одобрили: мол, зачем нам его кормить, хорошо, что сам займется делом[10]. И ссудили ему еще денег, чтобы он мог заключать сделки. Вот он нанял себе подводу и доверенного и возчика и отправился в путь. Ехали они, ехали, подъезжают к корчме. И предложил доверенный заночевать в корчме, а сын тот не захотел. Стали его уговаривать, а он заупрямился. Уехали они оттуда. И заблудились в лесу. И напали на них разбойники[11]. А разбойниками стали они во время голода[12]. Тогда пришел в город один человек и объявил: кто хочет найти себе пропитание, пусть идет с ним. И собрались вокруг него несколько человек. Из них выбирал он с расчетом и хитростью[13]: как видел, что не годится ему человек, отправлял обратно. Одному сказал: «Ты можешь стать хорошим мастеровым». Другому - «А тебе, приятель, лучше на мельнице работать». И отобрав только смышленых и смекалистых, пошел с ними в лес и там сказал, что будут они теперь разбойниками. А ведут отсюда пути на Лейпциг и Бреслау и в другие места, проезжают по ним купцы - будем грабить их и копить монету.
[1] хромой. Это одна из наиболее глубоких и таинственных историй. Она рассказывает о тикуне (исправлении мира и души человека) и об уничтожении сил зла.
[2] мудрец - первый мудрец, в отличие от другого, бежавшего от царя - гонителя веры.
[3] поливали деревья. Нигде в истории не написано, что братья занимаются этим, и, возможно, поэтому хромому приходится искать дерево, связанное с луной, потому что луна заботится о поливе.
Дерево - это Тора, как написано: «Это древо жизни для тех, кто держится за нее». Возможно, поливать его - значит учить Тору.
И еще: «Ибо человек - это дерево в поле». А поливать - это делать добро людям, приближать их к Торе. Для братьев это забота о хромом.
В Кабале дерево - это порядок сфирот, а вода - это стремление человека постичь Тору (учение) Бога. Также, когда выполняется воля Бога (кетер), дерево получает воду.
[4] который не мог ходить. Это связано со стихом «Счастлив человек, который не ходил по совету нечестивых» (Псалмы, 1:1). Согласно Мидрашу, этот стих намекает на царя Давида, который «сидел перед Богом», и тогда понятно, почему псалмопевец начинает Теилим именно с этого стиха. Как этот сын станет свидетелем уничтожения бесов, так и потомок Давида - Машиах - приведет к уничтожению сил зла. Может быть поэтому псалмы помогают побеждать злые силы.
Хромой напоминает безногого из истории о семи нищих.
Важная тема этой истории - слабость ног. Хромой подобен луне, чьи ноги ослаблены демонами, и сфире малхут, которая нисходит из мира Ацилут в мир Брия, где уже могут возникнуть клипот.
[5] стоять-то мог, как ангелы и невоплощенные души. А самостоятельное движение - задача человека, за выполнение которой он получает награду.
[6] поддерживали. Добрые дела праведников помогают невоплощенным душам.
[7] зачем мне, чтобы братья содержали меня. «Тому, кто ест чужой хлеб, стыдно смотреть людям в лицо». Чтобы не есть человеку «хлеб стыда», дарованы ему тело и свободная воли.
[8] доверенного и подводу с возчиком. Доверенный - интеллект, подвода - тело, возчик - животная душа.
[9] лейпциг - место, где устраивались ярмарки, но евреям жить не позволялось, подобно материальному миру, миру свершений. Душа спускается сюда, чтобы исполнить необходимое, но не может остаться и вынуждена покинуть его.
[10] сам займется делом - дать человеку заработок - это лучший вид цдаки, благотворительности. Поэтому, правильнее дать деревьям возможность получать воду постоянно, чем поливать их изо дня в день.
[11] разбойники. Своим упрямством он навлек на себя опасность, однако не поддался страху. Будучи твердым и полагаясь на Бога, он проложил себе дорогу к спасению. Разбойники - это силы зла.
[12] голод - цимцум, «ограничение» власти Бога - действие, совершенное Им, с целью сделать возможным возникновение материального мира и свободы выбора.
[13] хитростью. Человек этот - Сатан. Зло получает силу, отнимая ее у добра. Сатан не предлагал им сразу выбрать дурной путь, не говорил, что набирает в разбойники, а сперва кормил их и заманивал в лес. В конце времен за эту хитрость он будет уничтожен, хотя и раскается.