5

Потом решил этот сын:

- Пойду-ка туда, где две тысячи холмов, посмотрю, что там делается!

А когда пришел туда, где две тысячи холмов, близко не подошел, а стал вдалеке. И видит, что там столько, тысячи тысяч и тьма тьмущая да еще кишмя кишит бесов. И размножаются они и плодятся как люди, вели­кое множество. И еще видит: сидит их царь и власти­тель на таком троне, что ни одному рожденному жен­щиной даже и во сне не приводилось сиживать. И еще видит: перед тем царем бесы паясничают да фиглярствуют[1] - один рассказывает, как порчу навел на ребен­ка; другой, что повредил кому-то руку; а третий смеет­ся, мол, одному ногу сломал... - в общем, потеха. И еще

присмотрелся сын и видит: идут отец и мать и плачут. Спрашивают их: «Отчего плачете?» - Они отвечают: «Был у нас единственный сын, что как ни выйдет из дому, всегда вовремя возвращается, а теперь прошло много времени, а он до сих пор не вернулся».

Повели супругов к их царю[2], и приказал царь по­слать гонцов во все концы света на поиски. И вот возвращаются отец и мать домой и встречается им некто, что ушел вместе с их сыном. Тот их спрашивает: «Отчего вы плачете?» Они опять рассказали, что и почему. Он и говорит: «Так и так расскажу вам как дело было. Был у нас, значит, один остров в море. Это всегда было наше место. Но тут прибыл царь, которо­му остров этот принадлежал, и решил его застроить. И заложены были там основания[3]. Тогда ваш сын сказал: «Давай наведем на него порчу!» Пошли мы и лишили того царя силы. Искал царь помощи у врачей, а те, конечно, не могли ему помочь. Тогда связался царь с колдунами[4], и нашелся один колдун, что знал ваше семейство, а мое-то не знал, и оттого не мог сделать мне ничего, а сына вашего поймал, потому что знал его семейство, и пытал его очень... »

Тут родители пропавшего схватили этого беса и повели к царю. И все это рассказал он опять царю. Повелел тогда царь возвратить силу тому царю. Только бес ему отвечает: «У одного из нас не было силы, так вот ему бессильному и отдали эту силу».

Сказал царь:

Отобрать у него силу и вернуть царю. Отвечают царю:

- Он уже облаком сделался. Приказывает царь:

- Вызвать облако и доставить сюда. Послали за ним гонца.

Видел и слышал все это тот сын (тот, у которого не было прежде силы в ногах) и говорит себе: «Пойду-ка посмотрю, как это превращаются люди в облако. И пошел за гонцом. И пришел в город, над которым стояло облако. И спросил жителей города: «Отчего это у вас такое облако висит над городом?» Ответили ему:

- То-то и оно, сроду здесь ни одного облака не быва­ло, а теперь нависло над нами, хоть плачь!

Тут пришел бесов гонец и позвал облако, и двину­лось оно за ним. И подумал этот сын про себя: «Пойду-ка я за ними. Авось, услышу, о чем они говорят». Пошел и услышал, как гонец облако спрашивает:

- Как это тебя угораздило облаком сделаться? Отве­чает ему облако:

- Это целая история. Жил мудрец в одной стране. А император той страны, где жил этот мудрец, был боль­шой безбожник. И всех жителей страны превратил в безбожников. Пошел тогда мудрец, созвал всю свою семью и говорит:

- Вы что не видите, что император наш большой безбожник[5]?! И всю страну сделал безбожной. И из нашей семьи тоже некоторые стали безбожниками. Уй­дем отсюда в пустыню[6], чтобы сохранить веру в Бога, да благословится Имя Его!

Согласились с ним.



[1] 35паясничают да фиглярствуют. Все беды от вышучивания и насмешничества, как написано: «Если с шутами он, то подшутит над ним» (Мишлей, 3:34).

В позднейшей литературе таких бе­сов называют «насмешниками».

Также и о свойствах народа можно судить по его шуткам (как в шестой истории).

Мы говорим о нем, как о царе остро­ва, а остров - это человек, оторванный от Торы и еврейской традиции и потому отданный во власть сил зла.

[2] царю. Возможно, этот царь - че­ловек, который хочет управлять самим собой. Царь острова хочет раскаяться, а раскаяние сразу ведет к падению шейдим (бесов, злых сил).

[3] основания - это сфира есод, соот­ветствующая в теле человека половому органу. Царь хочет начать очищение именно с этого.

[4] колдунами. Колдовать строжайше запрещено. Колдовство берет свое на­чало в уровне зла, еще более глубо­ком, чем бесы. Однако можно спросить совета у колдуна, если человек считает, что на него навели порчу, сглазили и т.п.

[5]большой безбожник. В атеизме - корень всех грехов.

[6]пустыню. Люди обычно следуют за окружающими. Если весь мир плох - нужно уйти в пустыню, чтобы «не стоять на пути грешников» подобно хромому.

Запись опубликована в рубрике: .