Вот эти-то разбойники и напали на них. Возчик с доверенным, что могли бегать, видят, дело плохо, бросили его и убежали[1]. А он один остался на подводе.
Взяли разбойники сундучок с деньгами и спрашивают его: «Ты чего сидишь?»
Отвечает: «Не могу ходить». Забрали разбойники сундучок и лошадей и ушли. И остался он на подводе.
А возчик с доверенным добежали до первого попавшегося места и призадумались: ведь получили заем под извоз от панов, так зачем им теперь домой поворачивать?.. Чтоб заковали их в кандалы?! И решили, что лучше оставаться им там, где они оказались. А доверенным и возчиком они и тут смогут быть.
А этот сын, который не мог ходить, так сидел на подводе, пока не кончились сухари, что взял с собой из дому в дорогу. А как кончились сухари и нечего стало есть, призадумался, что же ему делать. Вывалился из подводы на землю[2], чтобы питаться травой, и заночевал в поле в одиночестве и страхе. И оставили его силы, так что не мог уже и стоять[3], только с трудом ползал. Так съел он вокруг себя всю траву, до которой мог дотянуться, а когда та кончилась, переполз на другое место и ел там, пока было что, и полз дальше. И так питался травой какое-то время, пока однажды не дополз до травы, у которой был совсем другой вкус. И понравилась она ему. А к тому времени, оттого, что долго питался травой, знал он уже вкус всех трав и разбирался в них, но такой еще не встречал. И решил он попробовать корни той травы. И выкопал их. И нашел под корнями камень - думит. И думит тот был четырехгранный[4], и у каждой грани - особое свойство. На одной грани было написано: кто возьмет камень с этой стороны, перенесется туда, где день и ночь вместе сходятся, и луна с солнцем встречаются. А когда он вырвал траву с корнем, под которым был тот думит, и взял камень как раз с этой стороны и перенесся на то самое место, где день с ночью сходятся[5], смотрит - он уже на том месте, и луна вместе с солнцем[6] тут как тут. И слышит, как солнце с луной разговаривают, и жалуется солнце луне: есть, мол, такое дерево[7], а на нем множество ветвей и плодов, и листьев, а у каждой ветви, у каждого плода и листа свое особое свойство: одно пособляет иметь детей, другое - добывать пропитание, третье исцеляет от таких-то болезней, четвертое - от других болезней, и так каждая ветка и плод, и даже самый крохотный листок. И вот нужно это дерево поливать. Если поливать его - даст оно все, на что способно. Но оно, солнце, не только не может ему помочь, напротив, сушит своими лучами. Отозвалась луна:
- Зачем тебе чужие заботы? Лучше я расскажу тебе, что меня гложет. Ты знаешь, есть у меня тысяча холмов, а вкруг той тысячи холмов есть еще тысяча холмов, а в том месте бесы[8]. Ноги у бесов этих петушиные, и нет у них никакой силы в ногах[9]. Вот они и высасывают молоко из моих ног[10], оттого и у меня нет силы в ногах[11]. Есть лекарство для моих ног, пыль[12] такая, да вот налетает ветер и развевает и рассеивает ее.
[1] бросили его и убежали. В процессе родов человек теряет знание, которым обладала его душа до рождения, и возможность странствовать в высоких мирах. И остается душа беспомощной в его теле.
[2] вывалился из подводы на землю - перестал думать о материальных потребностях.
[3] не мог уже и стоять, потому что разбойники, силы зла, еще больше ослабили его ноги - символ веры.
[4] четырехгранный. Упомянуты в истории только две стороны: одна позволяет получать необходимые сведения, а вторая связана с исцелением. Возможно, два краеугольных камня - это Тора и молитва.
[5] где день с ночью сходятся. Как написано в ключевом для этой истории первом псалме: «Только к Торе Бога влечение его, Тору изучает он днем и ночью». То есть, таким способом соединяются день и ночь.
[6] луна вместе с солнцем. Солнце - мудрость. Луна - малхут, а также, та сила, которую Бог дает нам, чтобы постигать Тору, и еще, вера, благодаря которой мудрость делается плодотворной.
[7] дерево - «Древо, посаженное у потоков вод, приносящее свой плод вовремя, чей лист не увядает» (Теилим, 1:3).
[8] а в том месте бесы - это горы Востока, откуда черпал силы Бильам. Бесы, согласно традиции, возникают в сумерках перед Шабат, которая связана со сфирой малхут.
[9]и нету них никакой силы в ногах в соответствии с тем, что сказано в Зоаре: «У лжи нет ног».
[10] высасывают молоко из моих ног.
Как уже было сказано, малхут спускается в мир Брия, в котором силы зла могут получать от нее жизненность. Как сказано в Мишлей: «Ноги ее нисходят до смерти». Ноги - это вовлеченность в мирское, но также и вера. Поэтому сказано: «Пусть продаст человек столбы своего дома, чтобы купить обувь» (Шабат).
[11] у меня нет силы в ногах. Ослабление луны - это ослабление веры, потому что бесы похищают силу, а деревья, которые могут их уничтожить, не поливают.
[12] пыль - здесь, возможно, обычные молитвы, которым препятствует нечистый ветер.