О ЦАРСКОМ СЫНЕ И ДОЧЕРИ ИМПЕРАТОРА
Публикуется с разрешения издательства "Еврейская книга".
Купить в магазине издательства "Еврейская книга"
Жил-был император[1] у которого не было детей, и один царь[2], у которого тоже не было детей. И отправился император бродить[3] по белу свету и искать какой-нибудь совет или лекарство, чтобы родить детей. Также и царь отправился в путь, и тоже за тем же. И вот свел их случай на одном постоялом дворе. И они не знали друг друга[4]. И признал император царя по царским манерам, и царь так же признал императора. И спросил император царя, кто он, и тот ему сказал. Также и царь спросил императора, и тот сказал ему. И признались друг другу, по какой нужде бродят по свету. И вот связали они себя договором[5], что если они вернутся домой и родятся у одного сын, а у другого дочь, то, как только достигнут дети того возраста, что можно женить, поженят их друг на друге. И вот поехал император домой[6], и родилась у него дочь[7]. И поехал царь домой, и у него родился сын[8]. И забыли[9] оба про тот договор.
А потом послал император дочь учиться, и царь также послал сына. И вышло так[10], что попали они к одному учителю, и полюбили очень друг друга, и договорились[11] пожениться. И достал царский сын кольцо[12], и одел ей на руку, так они и обручились. Потом послал император за дочерью и доставили ее домой. Также и царь послал за сыном, и его доставили домой. И стали говорить о сватовстве[13], а дочь императора не хотела ни о каком сватовстве даже слушать, ведь они были помолвлены. А сын царя очень тосковал по ней. И дочь императора тоже все время грустила и печальна была, и бывало, водил император ее по великолепным дворам и дворцам его, стараясь развеять ее печаль, и несмотря на все эти красоты и великолепие, была она неизменно печальна. И так же царский сын тосковал по ней, что от тоски заболел. А как спрашивали у него, отчего он хворает, не хотел говорить. Тогда сказали его слуге[14]: «Авось, ты сумеешь выведать у него?» И сказал слуга, что он уже знает, ведь его слуга был всегда при нем, когда тот ездил учиться. И он рассказал им, в чем дело. И тогда только вспомнил царь, что обручил своего сына в тот день, когда встретился с императором. И пошел и написал императору письмо, что со своей стороны он готов к свадьбе, как и было прежде у них условлено. Не хотелось императору[15], однако делать нечего, и никак нельзя отказать, и ответил царю, чтобы прислал к нему сына, и он посмотрит, сможет ли тот управлять государством, и уж тогда отдаст за него дочь. И вот отправил царь к нему сына. Усадил его император в комнате и передал ему государственные бумаги - посмотреть, сможет ли тот управлять государством. А царский сын очень тосковал и жаждал ее видеть, но никак не мог. И вот однажды проходил он во дворце мимо зеркальной стены, и увидел ее в зеркале. Подкосились его ноги, и упал без чувств, а она бросилась к нему, привела его в чувство, и рассказала ему все, что не хочет, чтобы сватали ее, так как обручена с ним и предназначена только ему. И он сказал:
- Что же делать? Отец твой не хочет меня. Ответила:
- Даже несмотря на это!..
А потом они обговорили все и решили вместе убежать к морю[16]. Так и сделали: наняли корабль[17] и вышли в море. Плыли они какое-то время по морю, а потом захотели сойти на берег. И приблизились к берегу, и сошли на берег. А там был лес. Вошли в него. Там сняла дочь императора кольцо и отдала ему[18]. И пошла, и прилегла.
Через некоторое время видит царский сын, что она уже встает, и положил кольцо рядом с ней. Потом собрались, пошли на корабль, а по пути вспомнили, что забыли кольцо. И послала она его за кольцом[19].
Пошел он туда, но никак не мог найти то место, где они были. Так он переходил с места на место, и никак не мог найти кольцо. И пошел дальше и потерял направление, и пошел еще и понял, что окончательно заблудился. А потом он увидел какую-то дорогу[20] и пошел по ней, и вышел в населенное место[21]. И не было у него никакого занятия[22]. Сделался он там слугой[23].
[1] император (кайзер) – сфира хохма, Божественная мудрость, определяющая закон, в соответствии с которым Бог творит мир. Она связана с миром только посредством Царя (см. далее).
[2] царь - сфира бина, понятие, интуиция, логика, с помощью которой Бог творит мир. По отношению к хохме это женская, воспринимающая сила, а по отношению к миру - мужская.
[3] бродить - они странствовали, чтобы породить детей, т.е. спустились со своих высот с целью сотворить мир.
[4] не знали друг друга - «хохма известна как отец, а бина - как мать» (Зоар). Речь идет о периоде времени, предшествовавшем «познанию» - их соединению.
[5] связали они себя договором - хохма и бина вступили в связь, в результате чего за две тысячи лет до сотворения мира возникла Тора. И они же сказали «Сотворим человека».
[6] домой. Чтобы родились дети, было достаточно заключить договор.
[7] дочь - Шхина, Божественное Присутствие, или сфира малхут (Царство). Ее обитель - Земля, этот мир, или Устная Тора, мудрость Торы.
[8] сын - высшее воплощение человека, души Израиля, сотворенные еще до творения мира. Весь Израиль соответствует аспекту «Сын Царя».
[9] забыли. Хохма - прошлое, а бина - будущее. Чтобы в памяти существовало настоящее, необходимо их соединение, а они вернулись каждая к себе домой.
[10] и вышло так - договор родителей предопределил будущее детей.
[11] договорились - это возобновление того же договора.
[12] кольцо - это корона Торы, которая связывает ее с Израилем. Дарование Торы в Шавуот уподобляют свадьбе. Власть над природой дается Израилю, а затем Торе. Потеря кольца разделяет сына и дочь. Кольцо - это ручной тфилин - наматывая ремень на палец, еврей обручается с Торой. А также, вера и брит-мила (обрезание).
[13] говорить о сватовстве - вначале Тору предлагали душам других народов, Ишмаэля и Эйсава (Эдома), и те не захотели, но по-настоящему она была предназначена для Израиля.
[14] слуге - это ангел Метатрон, «гений мира», учитель Торы, Мишна. Он обитает в мире Ецира.
[15] не хотелось императору – хохма видит будущее. Он знает, что человек согрешит и окажется недостоин Торы.
[16] К морю - это символ бины, нижних миров, место пребывания злых сил.
[17] наняли корабль - нижняя из сфирот-малхут. Символ женского начала, пассивности. Малхут не имеет ничего своего и получает жизненность от высших сфирот.
[18] сняла дочь императора кольцо и отдала ему. Отделение ради возвышения. В этом проявляется идея «бежать и возвращаться». Кольцо (табаат) - указание на тева - природу. Тора и власть над природой отданы Израилю.
[19] и послала она его за кольцом. Подобно родителям, которые забыли о своем союзе, также и они забывают кольцо веры или Торы, или связи Торы и природы. Израиль должен осуществлять эту связь, живя по закону.
[20] дорогу - путь раскаяния, который всегда открыт, путь возвращения к Торе.
[21] населенное место - страна царя Другой Стороны (клипат нога), место, куда дочь отправляет всех, чтобы они впоследствии прибыли к ней на свадьбу.
[22] занятия - занятие принца, то есть еврейского народа - это Тора. Без невесты (малхут) он не может очиститься от клипот, снять с себя шелуху.
[23] слугой. Потому что с Торой евреи - царские сыны, а без Торы - рабы. В соответствии с условием Исхода.