23

[В книге Шир гаширим[1]] написано: "Как прекрасны, как восхитительны услады любви!"[2].

Любовь ко Всевышнему может проявляться двояко. Есть любовь-блаженство, когда человек испытывает ни с чем не сравнимое наслаждение от ощущения близости к Творцу и [сердце] его переполняет великая и бурная радость[3]. Душа его ликует и стремится слиться с Б-жественным светом, ибо познала, насколько прекрасен Творец, и [постигла, что] наслаждение Его светом – самое большое для нее счастье. [Это ликование души – ] точное подобие блаженства, [которое она испытывает] в раю. где "[души] наслаждаются". Об этом [состоянии души] написано: "Радуйтесь, праведники, Г-споду"[4]; далеко не каждый удостаивается испытать это [чувство]. Именно такое [проявление любви ко Всевышнему] было свойственно коганим, как сказано о том в святой книге "Зогар", называющей это [чувство] "любовью, которая возникает в самой глубине сердца"[5]. О такой любви коганим к Творцу написано: "...Я одарил вас [способностью любить Меня]... а чужой, пытающийся проникнуться [этим чувством, погибнет]"[6]. И не дано человеку удостоиться такой любви [Всевышнего – ибо любовь-блаженство возникает в сердце в ответ на любовь Творца, дарующего ее в награду за служение Ему, – ] в результате усмирения бунтующей плоти – таким путем может возникнуть лишь трепет [пред Ним. Здесь все зависит от нас самих;] и когда спросят у человека [в Небесном Суде]: "Усмирял ли ты свою плоть, чтобы ощутить трепет пред Всевышним?", – то горе тому, кто не предпринимал для этого никаких усилий, – об этом говорится в книге "Рейшит хохма"[7]. А [в книге Мишлей о трепете людей пред Создателем] сказано так: "Если ты затратишь на это столько же [усилий, сколько тратят], когда ищут серебро..."[8]; эти слова учат нас тому, что [от человека требуется] много и напряженно трудиться, [чтобы ощутить трепет пред Творцом], – как при поисках драгоценных металлов.

Эта великая любовь, [любовь-блаженство], нисходит на человека свыше, как внезапный дар, неожиданно для него и вне зависимости от его стремления ее удостоиться. Однако эта разновидность любви даруется человеку лишь в том случае, если он мобилизовал все свои духовные силы для того, чтобы [в его сердце] возникло возвышенное чувство: трепет пред Всевышним, – [порожденное] стыдом за собственное несовершенство, а также при условии, что он постиг [ничтожность всех своих достоинств в сравнении с сутью Творца, и постиг это] настолько глубоко, насколько позволяет ему источник его души в высших мирах. Вот тогда-то любовь-блаженство и даруется ему свыше – без того, чтобы он сам прикладывал к этому усилия; [два этих чувства:] любовь ко Всевышнему и трепет [пред Ним – ] составляют в сердце человека гармоничное единство. "Ибо мужчине [а любовь считается связанной с мужским началом[9]] свойственно искать [себе] женщину [символ женского начала – трепет[10], а не наоборот]"[11], – и об этом говорится в первой части этой книги.

[1] По мнению мудрецов Талмуда и всех последующих комментаторов, книга Шир гаширим представляет собой аллегорическое описание отношений между Всевышним и еврейским народом, а также отношений отдельного человека с его Творцом. Кабала и учение хасидизма находят в ее тексте много указаний и намеков на Б-жественные тайны.

[2] Шир гаширим, 7:7.

[3] По учению хасидизма, любовь – стремление слиться с объектом любви. Поэтому любовь-блаженство, в сущности, не любовь, поскольку она уже нашла свое полное выражение. На таком духовном уровне человек наслаждается достигнутым, т. к. прийти к такому душевному состоянию – цель всей его жизни в этом мире.

[4] По Тегилим, 97:12.

[5] Букв, "желание сердца". Как объясняется в учении Хабада, человек, испытывая такую любовь, ощущает суть Б-жественного света, и у него возникает стремление слиться с ним.

[6] По Бемидбар, 18:7.

[7] См. Тания, часть 1, гл. 42 и 43.

[8] По Мишлей, 2:4.

[9] В Кабале и учении хасидизма мужское начало – символ процесса передачи духовной энергии, излияние духовных благ и т. п. Мужское начало – активная сторона в этом процессе. Женское начало – это способность воспринять, усвоить – пассивная его сторона. Самый простой пример для этой символики дает сфера половых отношений. В момент оргазма мужчина отдает женщине свое семя. Женщина же – пассивная сторона в этих отношениях: она открывает доступ к сути своего воспринимающего естества. Любовь подразумевает передачу чего-то от себя или себя целиком объекту любви, для чего необходимо проявить активность. Поэтому любовь ассоциируется с мужским началом.

[10] Трепет (или более примитивная форма этого чувства – страх) – это "уход в себя", "сжатие", ощущение своей ничтожности. Поэтому страх – защитная реакция, и он связан с женским началом в душе человека.

[11] См. Кидушин,2б.

Запись опубликована в рубрике: .