Известно, что каждому еврею свойственны спо- И: собность к состраданию и готовность прийти на помощь окружающим, ибо корни его души – в свойствах Творца, благословен Он; а мы знаем, что и строгая справедливость Всевышнего, и суровость, и сдерживающая сила отступают перед Его добротой, на что намекают следующие слова: "...Доброта Его – для тех, кто трепещет пред Ним"[1]. И потому душа каждого еврея называется "дочерью когена", как о том написано в святой книге "Зогар"[2], [ибо коген символизирует добро].
Материальная помощь беднякам, к чему побуждает еврея его природная доброта, называется "милосердным деянием, совершаемым систематически"; при этом имеется в виду, что оно уже имело место в прошлом, регулярно совершается и по сей день, стало привычным и обыденным, – ибо милосердие и доброта вложены в душу еврея изначально – в тот момент, когда души были созданы и стали воплощением свойств Творца, благословен Он; как написано: "...И вдунул в ноздри его Б-жественную душу"[3], "...И ты вдунул ее в меня..."[4]; а известно, что "при мощном выдохе воздух выходит из самой глубины [легких]..."[5] И ежедневно "по доброте Своей Он возобновляет творение мира"[6], [и Его создания] "каждое утро возрождаются к жизни"[7].
Иногда же для того, чтобы оказать беднякам материальную помощь, от человека требуется затратить значительные духовные усилия, мобилизовать всю силу воли, преодолеть сопротивление своей натуры и подчинить ее желанию Всевышнего, благословен Он Усилия эти должны проявляться в различных способах служения Всевышнему – например, в углубленном изучении Торы, в молитве, где человек должен "излить душу до последней капли". Подобно этому [необходимо приложить духовные усилия и для того, чтобы исполнить заповедь о помощи нуждающимся, – в том случае]," когда человек отдает беднякам значительно большие суммы, чем те, которые он бы пожертвовал, руководствуясь своей природной добротой и доброй волей. Тора говорит: "Протяни руку помощи и дай..."[8]; наши учители, благословенна их память, объясняли эти слова так: "[Помоги бедняку] даже [в том случае, если он просит тебя об этом] в сотый раз"[9].
[1] По Тегилим, 103:11.
[2] См. Ваикра, 22:12 и Зогар, часть 2, стр. 95а.
[3] По Брейшит, 2:7.
[4] Из текста утренних благословений. См. сидур Тегилат Гашем с русским переводом, изд-во "Шамир", стр. 6.
[5] См. Тания, часть 1, гл. 2, часть 3, гл. 4.
[6] Из утренних благословений перед "Шма". См. сидур Тегилат Гашем с русским переводом, изд-во "Шамир", стр. 43.
[7] По Эйха, 3:23.
[8] По Дварим, 15:10.
[9] См. Сифри к Дварим, 15:10. До самой смерти человек обязан постоянно исполнять все заповеди, которые должен и может исполнять. Одноразового исполнения каждой из них недостаточно. Так и с заповедью о помощи нуждающимся – ее следует исполнять как можно чаще. Наши учители вывели это из сказанного в Дварим, 15:10: Натон титен... (глагол, повторяющийся в другой форме). Хотя согласно простому смыслу это – идиома, часто встречающаяся в Пятикнижии, согласно правилам герменевтики такое повторение оставляет место для иного понимания этих слов.