"И воцарится в человеческом обществе мир в награду за систематическую помощь нуждающимся; вечно будут люди спокойны и уверены в будущем в награду за усилия, направленные на помощь беднякам"[1].
Разница между понятиями "систематическая помощь" и "усилия", а также между понятиями "мир" и "спокойствие и уверенность в будущем" станет ясна, если понять сказанное нашими мудрецами, благословенна их память, об отрывке [из книги Ийов] – "устанавливающий мир в Своих высотах"[2]: "[Всевышний] примиряет [полярные духовные сущности]: ангела Михаэля, олицетворяющего собой стихию воды, и ангела Гавриэля, олицетворяющего собой стихию огня, – так, что они не уничтожают друг друга"[3].. Эти слова наших учителей означают следующее: Михаэль – воплощение доброты [Всевышнего], символом которой является низвергающаяся с высот вода; подобно ей доброта изливается из высших миров и распространяет жизненную энергию в мирах низших. Огонь же, языки которого тянутся вверх, – символ сдерживающей силы [Творца, с помощью которой Он] стремится вернуть свет, [излившийся в миры], в его источник, оставив этот свет внизу лишь в максимально редуцированной форме. Противоборство [этих полярных] свойств происходит только тогда, когда они воплощаются в отдельных духовных сущностях.[1] По Йешаягу, 32:17.
[2] Ийов, 25:2.
[3] Мидраш Дварим раба, 5:10. Буквальный перевод первой части этой цитаты – "[ангел] Михаэль – повелитель воды и [ангел] Гавриэль – повелитель огня". Можно дать следующую интерпретацию этим словам наших учителей: ангел Михаэль создан из духовной стихии воды, а ангел Гавриэль – из духовной стихии огня. Однако автор дает им другое толкование, поэтому он поясняет: "Эти слова наших учителей означают следующее". В учении хасидизма сказано, что всякий объект в нашем мире, как конкретный, так и абстрактный, и любой процесс в нем имеют свое идеальное начало, которое управляет этим объектом. Это идеальное начало постоянно проявляет свою активность в подвластных ему низших сферах бытия. Например, при каждом акте доброты, совершаемом людьми, его идеальное начало изливает свою энергию, воплощаясь в пространственно-временной процесс. Это верно и по отношению к духовным процессам в нашем мире. Такое идеальное начало и называется аллегорически "небесным повелителем". В книге Ор гатора третьего Любавичского Ребе сказано, что высший источник повелителей – сфира Хохма. На иврите повелители эти называются сарим, в ед. ч. – cap, что означает также "министр". Одна из обязанностей министра – логически разъяснять во всех деталях указания царя. Аналогично этому сфира Хохма открывает и делает доступной для понимания высшую волю Творца в этом мире.