Активность человека в физическом мире побуждает Всевышнего, благословен Он, одарить миры ярким сиянием Своего света – Эйн Соф, [в котором отражена Его бесконечная сущность], и животворной энергией, изливающейся подобно могучему водному потоку с целью установить в мире [Бриа] гармонию, о которой говорилось выше. Активность эту следует проявлять, помогая нуждающимся, наделяя их всем необходимым и относясь с любовью, сочувственно и милосердно к тем, у кого нет никакой собственности, – чтобы "поднять дух униженных"[1].
Известно сказанное нашими учителями, благословенна их память: "Тот, кто бескорыстно занимается изучением Торы, устанавливает мир среди тех духовных творений, которые окружают Всевышнего в высших мирах, и среди тех созданий, которые окружают Его в мирах низших"[2]. Духовные творения, окружающие Создателя в высших мирах, – это [ангелы, и в первую очередь, – Михаэль и Гавриэль], олицетворяющие стихии воды и огня и воплощающие в себе [соответствующие] свойства Творца, как об этом говорилось выше; в святой книге "Зогар"[3] они определяются как [собирательные духовные сущности – ] "дворцы"[4]. Создания, окружающие Его в низших мирах, – это собирательные духовные сущности, близкие к физическому миру, а также сам физический мир – нижний уровень мироздания, где добро смешано со злом со времен грехопадения Адама и зло сильнее добра. Как написано: "...Человек господствует над человеком, причиняя ему зло"[5]; "...И [злое] царство Эйсава будет стараться победить царство Яакова..."[6]. Человек может убедиться в этом на собственном опыте: иногда в его душе доминирует доброе начало, а иногда – наоборот (упаси нас от этого Б-г!); а процессы, происходящие в человеческой душе, – отражение процессов, происходящих в макромире. И не будет мира на земном шаре до эпохи Машиаха, когда добро отделится от зла, вновь вернется к своим корням, сольется со своим Источником [- Всевышним], дарующим жизнь, благословен Он. И тогда "[постигнет] всех творящих беззакония – гибель"[7] "и духовная скверна исчезнет с лица земли"[8], когда добро отделится от зла и перестанет снабжать его жизненной энергией.[1] По Йешаягу, 57:15.
[2] Сангедрин, 996.
[3] Зогар, часть 2, стр. 245а. (см. комм. Ницоцей орот, там же). Михаэль и Гавриэль – предводители групп ангелов.
[4] См. прим. 14 к посл. 5. Древние философы разошлись во мнениях, как определить понятие "пространство". Одни считали, что пространство – это внешняя сфера, которая окружает контуры тел и объектов, другие – что это место, занимаемое телами, и оно соответствует им самим. В духовных мирах "дворцы" называются духовным пространством – согласно первому мнению. Пространством такого рода называются эманация и свет, которые выше постижения отдельными духовными обитателями этих миров, оно слишком абстрактно и далеко от них. Затем и эманация и свет ослабевают и дифференцируются в соответствии с возможностями восприятия этих духовных сущностей. Повелители Михаэль и Гавриэль – тоже некий духовный образ пространства, вмещающего в себя отдельных ангелов.
[5] По Когелет, 8:9.
[6] По Брейшит, 25:23. См. комм. Раши к этому стиху.
[7] По Тегилим, 92:10.
[8] По Зхарья, 13:2.