[Всевышний даровал нам три] категории знаков[1], доступных [нашему] восприятию [и служащих для раскрытия духовного в физическом мире]: знаки, изображаемые на письме [- алфавит], звуки речи и знаковая система мышления.
[Первая – ] ивритский алфавит, буквами которого написаны свитки Торы [- для этого употребляется шрифт] "ашури"[2]. [Вторая – ивритская] речь, звуковые элементы, образующиеся из шумов и голоса [во время прохождения струи воздуха через речевой аппарат]; каждый образованный таким образом элемент имеет свою индивидуальность, проявляющуюся на письме в начертании соответствующей ему одндй из двадцати двух букв алфавита. Эти буквы соответствуют звуковым элементам и их вариантам, [составляющим ивритскую речь, но] существующим [и] в других языках; основное различие между [языками, в том числе между] святым языком и всеми остальными, не в фонетических их особенностях, а в том, из каких именно звуковых элементов состоят [в каждом из них] слова, [выражающие одно и то же понятие, а в тех случаях, когда эти слова состоят из одинаковых элементов, – ] в их последовательности.
Знаковая система мышления, существующая в мозгу человека, тоже, [как и буквы алфавита и звуки речи], образует понятия в рамках того языка, который человек знает и на котором думает. Индивидуальность же каждого из этих знаков, [облекающих идеи в конкретные мысли, а затем – в слова], проявляется на письме в начертании соответствующей ему буквы алфавита. Знаки этой третьей системы делятся, в свою очередь, на три категории, [назовем их условно так: графические, понятийные и абстрактные].
[Графические знаки] запечатлеваются в мозгу, когда человек видит буквы, из которых состоит текст Торы. Эту [способность человека мысленно представлять себе объекты физического мира мудрецы Кабалы] называют "реальным мышлением"[3].
[Понятийные знаки возникают в мозгу,] когда человек мысленно воспроизводит звуки речи, слышанные им когда-либо и зафиксированные в его памяти. Это [мысленное воспроизведение звуков речи мудрецы Кабалы] называют "речью, не высказанной вслух", а также "формированием [мыслей с целью передачи их посредством речи]"[4].
[Абстрактные знаки возникают в мозгу,] когда человек размышляет о каком-либо предмете или явлении, еще не сформулировав свои мысли для того, чтобы высказать их вслух. Эту [группу знаков мудрецы Кабалы] называют "основой мышления", а также "еще не сформировавшейся материей [звуков и букв]"[5].
Для того, чтобы образовались звуки осмысленной речи, необходимо, чтобы человек сначала воспроизвел их мысленно. Энергия [этого воспроизведения] передается звукам речи. Бывает, конечно, что человек говорит об одном, а думает о чем-то другом, – но это лишь в тех случаях, когда слова и фразы, которые он произносит, уже неоднократно воспроизводились в его мозгу и звучат теперь благодаря той самой энергии, которую когда-то получили- и для которой стали постоянной оболочкой. Эта [энергия, остаток которой несут в себе слова, неоднократно произносимые человеком,] аналогична Б-жественной энергии, [которую более высокие ступени в мире Ацилут передают более низким]. Описанное выше явление, [согласно Кабале, служит аналогией происходящему в высших мирах][6]. Известно, что внешние, простые элементы "конгломерата", высшего уровня, соответствующие сфирот Нецах, Год и Йесод, передают "конгломерату" низшего уровня энергию, которая удерживается в нем, становится его "мозгом" и дает ему возможность существовать.
[1] Этот отрывок – более позднее дополнение автора к данному посланию. Очевидно, он логически связан с темой всего текста. Языковые знаки различных уровней – аналог низших, внешних элементов сфирот.
[2] В Талмуде (Сангедрин, 216, 22а) приводятся два мнения относительно этого шрифта. По одному из них он называется "ашури", т. к. заимствован у ассирийцев. По другому – слово ашури означает "красивый", "ровный".
[3] Букв, "аспект [мира] Асия", т. к. знаки языка на таком уровне – аналог духовных сущностей этого мира.
[4] Букв, "аспект [мира] Йецира", т. к. знаки языка на таком уровне – аналог духовных сущностей мира Йецира.
[5] Букв, "аспект [мира] Бриа", т. к. знаки языка на таком уровне – аналог духовных сущностей мира Бриа.
[6] В мире Ацилут основные сфирот – Кетер, Хохма, Бина, Малхут, – а также сфирот, входящие в состав Малого Лика, формируют "парцуфим" (букв, "лики") – "конгломераты", основанные на иерархической структуре каждой из названных сфирот и соответствующих им прообразов миров Бриа, Йецира и Асия. Друг от друга эти "конгломераты" отличаются степенью приближения к бесконечной сущности Творца.