Всевышний дал нам заповеди, ограничив и редуцировав при этом свет, [изливающийся в миры при исполнении их]. Поэтому для большинства предметов, на которые они распространяются, установлен [минимальный и максимальный] размер – так, например, длина нитей цицит должна быть изначально [не менее] двадцати четырех сантиметров[1]; длина каждой стороны строго квадратного футляра тфилин – четыре сантиметра[2]; лулав должен быть не менее тридцати двух сантиметров длиной[3]; ширина каждой стенки суки должна быть не менее пятидесяти шести сантиметров[4]; длина шофара – не менее восьми сантиметров[5]; объем миквы – не менее семисот двадцати шести литров[6]. А" для животных, предназначенных в жертву, установлены возрастные границы: овцы должны быть не старше года, бараны – двух лет, то же – в отношении быков...[7].
Точно так же и денежный эквивалент того, что человек должен отдать на помощь нуждающимся и другие добрые дела, [имеет предел]. И хотя добрые дела – один из столпов, на которых стоит мир, как написано: "...Мир построен на доброте..."[8], – все же и тут есть границы: "...Прекрасно, если на это выделяют двадцать процентов своих доходов, но достаточно и десяти..."[9]! [Такие] добрые дела [человека, которые он совершает] в рамках законов Торы, [вызывают] ту разновидность милосердия Всевышнего, которая ограничена рамками мироздания, как временными, так и пространственными, про которую написано: "Милосердие Б-га [проявляется] с восхода до заката". Когда человек помогает нуждающимся и делает людям добро, он пробуждает тем самым милосердие Всевышнего к высшим и низшим мирам. А так как мироздание ограничено [во времени и пространстве] – "чтобы подняться [от духовной сферы, связанной с] Землей, к следующей [духовной] сфере, следует пройти пятьсот этапов... и то же количество этапов необходимо пройти от каждой из семи сфер до соседней"[10], "а физическому миру суждено существовать шесть тысяч лет"[11] – Тора установила определенные рамки для исполнения всех заповедей, в частности, помощи нуждающимся[12].
Однако рамки эти установлены лишь для тех, кто скрупулезно соблюдает все законы Торы, не отступая от них ни на йоту. Но тот, кто отошел от Торы, – да убережет нас от этого Всевышний! – и вступил на дурной путь, не исполнил в полной мере того, что требует Освятивший нас Своими заповедями[13]; поэтому уменьшилась его доля в [общих усилиях по] привлечению в мир Б-жественности и света, неисчерпаемый Источник которого – Эйн Соф, [Всевышний], благословен Он. Она была бы гораздо весомее, если бы такой человек соблюдал все законы Торы и исполнял все ее заповеди. Он может исправить свое упущение лишь в том случае, если привлечет в мир излучение более сильное, чем то, которое мироздание в состоянии воспринять и вместить в себя. Такое излучение называется "высшим милосердием" и "величайшим добром", ибо оно распространяется и проявляется в бесконечности, не знает пределов и ничто в мироздании не соизмеримо с ним. Оно не ограничено рамками миров, оно всеобъемлюще и пронизывает их все – от самых высших до самых низших, [хотя непостижимо для всех них в равной степени]. Когда человек своими поступками и активностью в нижнем мире привлекает в него это сильное излучение, оно проявляется и, распространяясь, наполняет собой миры. В результате этого исправляются все упущения и промашки, совершенные человеком в служении Освятившему нас Своими заповедями[14]. Это излучение обновляет изначальный свет, [присутствующий] в мирах [и] поддерживающий [в них] жизнь, придает ему яркость, а мирам – красоту, причем свойства их многократно усиливаются и свет этот начинает восприниматься мирами как принципиально иной, новый, [отличный от прежнего]. Поэтому [наши учители] сказали: "Той [духовной] ступени, на которой стоят вернувшиеся ко Всевышнему, [даже абсолютные праведники не могут достичь]"[15].
[1] Шулхан арух, разд. Орах хаим, 11, 4. Все размеры мы приводим в метрической системе мер, хотя в Талмуде и в книгах более поздних законоучителей система мер иная.
[2] Там же, 32:41. Шулхан арух Алтер Ребе, часть 1, 32:33. Форма футляра тфилин не имеет, на первый взгляд, отношения к размерам предметов, используемых для исполнения заповеди, но автор упоминает о ней, чтобы подчеркнуть: формы этих предметов тоже строго ограничены.
[3] Сука, 326. Шулхан арух, разд. Орах хаим, 650:1.
[4] Сука, За. Шулхан арух, разд. Орах хаим, 634:1.
[5] Нида, 26а. Шулхан арух, разд. Орах хаим, 586, 9.
[6] Микваот, 1:7. Шулхан арух, разд. Йорэ деа, 201.
[7] Рамбам, Мишнэ Тара, книга Авода, Законы жертвоприношений, 1:14 и комментарий Кесеф Мишнэ, там же.
[8] Тегилим, 89:3.
[9] Шулхан арух, разд. Йорэ деа, 249:1.
[10] Хагига, 13а. Букв. "От земли до неба – пятьсот лет [ходьбы]". Однако Кабала объясняет, что это – аллегория.
[11] Сангедрин, 97а.
[12] См. прим. 54 и 18. Автор хочет подчеркнуть, что и духовная сущность заповедей ограничена, и эта ограниченность находит выражение в физическом мире в конкретных размерах и величинах, которые устанавливает Закон.
[13] Букв, "не дал всего [требуемого] от него высшей святости".
[14] В учении хасидизма приводится следующее сравнение: когда из колодца вычерпали всю воду или он засорился, то обычно копают глубже, и тогда глубинные воды заполняют колодец. Можно привести и такое сравнение: здоровый человеческий организм не нуждается в лекарствах или каких-либо веществах в дополнение к нормальной пище. Только если что-либо в нем нарушено, требуется поддержка "извне" в виде лекарственных препаратов и т. п.
[15] Брахот, 346.