Берейшит - творение начала. Рав Шломо Карлебах
«Ижбицкий ребе говорит удивительные слова на главу Берейшит, особенно на первый стих, особенно на первое слово. «В начале Всевышний создал небо и Землю».
В начале Всевышний создал Начало».
Ижбицкий ребе говорит, что в начале творения Всевышний не создал небо и Землю, а создал Начало.
«Бог создал Начало и Землю, и Небо.
Не надо быть Всевышним, чтобы сказать, «в начале сотворили Землю и Небо».
Кажется, что «в начале Всевышний создал небо и Землю» это банально.
Есть мидраш, который говорит, что слово «Берейшит» («в начале») означает «ради начала»
Всевышний создал мир ради тех, кто понимают в началах».
Слово «Берейшит» надо объяснить как «начало».
И тогда мы должны сказать, что Всевышний создал этот мир ради людей, которые понимают, что такое начало.
«Есть люди, которые знают только конец, которые смотрят только в конечную точку. Для тех, кто хотят посмотреть только что в конце, этот мир не имеет смысла.
Дальше мидраш объясняет, что такое «Берейшит», начало.
«Израиль называется началом, и храм называется началом, Авраам тоже называется началом».
Три вещи назвал началом – Исраэль, Храм и Авраам.
«Вы знаете, почему? Потому что весь мир называется началом».
Весь этот мир – ради тех, которые умеют начинать снова, запускать программу с нуля.
«Почему мир называется началом? Представьте себе человека, который совершенно отчаялся. Что он сделает? Он пойдет немножко погулять в рощу. Он идет в лес, потому что когда он в лесу, он чувствует тот мир, как он был сотворен Всевышним. Что он чувствует? Он чувствует, что можно и вернуться и начать сначала».
Рав Карлебах говорит, что когда человек идет в лес, он соединяется с началом творения, и тогда он чувствует, что можно начать сначала.
«Потому что Всевышний создал этот мир ради начал. И поэтому человек так чувствует, что он может начать сначала. Представьте себе, что мне очень грустно, я не вижу никаких выходов. И тогда я открываю окно, и тогда я хочу немножко подышать чистым воздухом из окна. Этот воздух дает мне силу начать с берейшит, начать с начала. Почему Иерусалим такой святой? Когда вспоминают про Иерушалаим, это дает силу. Какую силу? Начать с начала».
Рав Шломо говорит, что Иерушалаим дает человеку силу начат с начала.
«Когда человек приходил в храм, даже самый большой грешник, который всю жизнь грешил, его душа обанкротилась. Но даже этот грешник, который пришел в храм, выходит из храма и танцует. Что с ним случилось? Он получил там силу начать с начала, начать все с начала».
В каком-то смысле эта идея Рош-а-Шана на самом деле.