Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Это академическое исследование которое называется «Верующий разум» оно пытается понять что двигало

Это академическое исследование, которое называется «Верующий разум», оно пытается понять, что двигало Розенцвайгом, что он хочет сказать своей книгой.

Он задает вопрос: почему Розенцвайгу так не нравится Гегель? Почему Розенцвайгу так не нравится гегельянская философия и вообще классическая философия? Что они сделали ему плохого? Мы немножко об этом говорили, но он здесь еще и еще заостряет этот момент, он кажется ему совершенно принципиальным, без которого невозможно идти дальше.

Частично я перевел, частично буду читать по тексту.

Он говорит: можно предположить, что это тактический вопрос. Чтобы создать свою систему, он должен атаковать существующую систему. В этом смысле вся экзистенциальная философия, вся диалоговая философия, она устроена так же, она должна сказать: «Мы – не они. Мы – не гегельянцы». Это тактический вопрос. Но Розенцвайг – это диалектик, он говорит: отрицание Гегеля – это антитеза. Т.е. он берет гегельянскую философию как антитезу и на ее базе, отталкиваясь от нее, создает собственную философию. Он видит в Гегеле завершение развития идеалистической философии, и, соответственно, война, борьба против гегельянства – это война против всей рационалистической традиции 2,5 тысяч лет. И только Гегель сказал, что это единая традиция. По-видимому, до него это было не очевидно.

Второе, поскольку это борьба не просто с какой-то определенной формой идеализма, но прямое столкновение с философией в целом.

Значит, не только против Гегеля, это против философии в целом. Соответственно, ему нужно найти корни идеализма и его исходное предположение. И этому посвящено начало книги. Дальше есть важный абзац. Он говорит: «Он пытается разбить тотальность». Тотальность – это то, что по-русски обычно переводится «всё».

Классическая философия видит какой-то суперобъект, мы говорили об этом на уроках Левинаса. И исходное предположение любой классической философии – что этот суперобъект существует. Соответственно, первая задача Розенцвайга – это разбить эту тотальность, этот суперобъект. После этого он может выдвинуть какие-то свои предположения и построить свою философию. Почему я это называю сферой? Я сегодня написал такой пост, что можно себе представить, как древние видели устройство мира – стеклянная сфера, на которой закреплены звезды, и можно это представлять как модель мира также умозрительную, как нечто определенное, нечто навсегда заданное. По-видимому, слово «тотальность» означает также и это.

Но он говорит: его аргумент против идеализма и тотальности должен восприниматься само собой разумеющимся, он должен быть очевидным. Т.е. против очевидности гегельянской философии должна быть очевидность Розенцвайговской философии. Это нечто, не относящееся к сознанию, а относящееся, как он здесь говорит, к предсознанию, и это может быть началом всей философской мысли.

Я немножечко думал о том, что здесь говорится, и о том, что мы говорили вчера – кто с кем здесь конфликтует. На самом общем уровне можно сказать, что есть язык души и есть язык тела. Это вполне хасидская, кстати, идея, она очень подробно объясняется в Любавичском хасидизме.