Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Ликутей Амарим гл. 45

Ликутей Амарим гл. 45

 С Б-жьей помощью

ГЛАВА СОРОК ПЯТАЯ

Есть еще прямой путь, лежащий перед человеком, -заниматься Торой и заповедями ради них самих через свойство нашего праотца Яакова, мир ему, свойство милосердия, [то есть] сначала пробуждать в мысли своей великое милосердие пред Всевышним к искре Б-жественного, оживляющей человека, [искре], которая низошла от Источника своего, Жизни жизней, Эйн Софа, благословен Он, наполняющего все миры и окружающего все миры, перед Которым все как небытие, и облеклась в змеиную кожу[1], далекую от света лика Царя абсолютным отдалением. Ибо мир этот — крайнее [вместилище] грубых «клипот» и т. д. А особенно когда человек вспомнит обо всех своих поступках, и словах, и мыслях со дня своего появления на свет, и они не добры, и Царь «пленен в потоках»[2], «в потоках мысли», ибо «Яаков — доля [хевелъ] наследия Его»[3]. И как потянувший веревку [хевель] и т. д., и это — тайна изгнания Шхины. И сказано об этом: «И возвратится ко Всевышнему, и смилостивится над ним»[4], — пробудит великое милосердие к имени Всевышнего, пребывающего с нами, как сказано: «Пребывающий с ними в их нечистоте»[5]. И сказано об этом: «И поцеловал Яаков Рахель, и вознес голос свой, и заплакал»[6]. Ибо Рахель — Кнесет Исраэль [собрание Израиля и источник всех душ][7]. И Яаков — в высшем атрибуте, соответствующем ему, в атрибуте Рахамим [милосердия][8], что в мире Ацилут, пробуждает к ней великое милосердие[9]. «И вознес голос свой» ввысь, к Источнику высшего милосердия, который называется «Отец милосердия», и его источник, «и заплакал», дабы пробудить и привлечь оттуда великое милосердие ко всем душам и к источнику Кнесет Исраэль, чтобы поднять их из изгнания и соединить их с высшим единством света — Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, категорией поцелуев, и это — единение духа с духом, как сказано: «Пусть он целует меня поцелуями уст своих»[10], и это -соединение речи человека с речью Всевышнего, то есть Галаха, а также мысль с мыслью и действие с действием, и это — действие исполнения заповеди,- а особенно благотворительности и добрых милосердных поступков. Ибо доброта [хесед] — правая рука [Всевышнего][11], и это на самом деле категория объятия, как сказано: «И правая рука его меня обнимает»[12]. А когда занимаются Торой при участии речи и при углублении в нее мыслью, это на самом деле категория поцелуев. Таким образом может человек прийти к великой любви, явно проявляющейся в сердце его, как указано о Яакове: «который избавил Аврагама»[13], как о том говорится в другом месте[14].

К главе сорок пятой

[1]   Тело названо кожей, так как оно — одеяние души, как сказано в книге Ийов (19:11): «Кожей и плотью Ты облек меня». Змеиной она названа потому, что с телом связано отвращение (ср. гл. 31). (Из пояснений последнего Любавичского Ребе.)

[2]   Шир гаширим, 7:6. Эта фраза имеет несколько толкований, связанных с различными значениями слова регатим. Здесь — «бег», «движение». См. также Тания, часть 3, гл. 7.

[3]   Дварим, 32:9. Слово хевелъ имеет также значение «веревка». См. Тания, часть 3, гл. 5, примечание.

[4]   Здесь возможны два толкования: «над ним» и «над Ним».

[5]   Ваикра, 16:16.

[6]   Берейшис 29, 11.

[7]   Так же, как души праотцев связаны с Б-жественными атрибутами Хесед, Гвура и Тиферет, душа Рахели связана с атрибутом Малхут, а Малхут -Кнесет Исраэль, источник всех душ евреев, первый источник которых — в сущности Всевышнего.

[8]   Свойство сфиры Тиферет.

[9]   Милосердие, атрибут Яакова, в мире Ацилут. Великое милосердие неизмеримо выше него, оно не связано с пределами миров и порядком их нисхождения. С пробуждением великого милосердия Б-жественный свет светит внизу безмерно, как и наверху.

[10]   Шир гаширим, 1:2.

[11]   Тикуней Зогар, 1.

[12]   Шир гаширим, 2:6.

[13]   Йешаягу, 29:22.

[14]   Ср. конец гл. 32.

פרק מה

עוד יש דרך ישר לפני איש לעסוק בתורה ומצות לשמן ע»י מדתו של יעקב אע»ה שהיא מדת הרחמי’ לעורר במחשבתו תחלה רחמים רבים לפני ה’ על ניצוץ אלהות המחיה נפשו אשר ירד ממקורו חיי החיים א»ס ב»ה הממלא כל עלמין וסובב כל עלמין וכולא קמיה כלא חשיב ונתלבש במשכא דחויא הרחוק מאור פני המלך בתכלית ההרחק כי העוה»ז הוא תכלית הקליפו’ הגסות כו’ ובפרט כשיזכור על כל מעשיו ודבוריו ומחשבותיו מיום היותו אשר לא טובים המה ומלך אסור ברהטים ברהיטי מוחא כי יעקב חבל נחלתו. וכמשל המושך בחבל וכו’ והוא סוד גלות השכינה. וע»ז נאמר וישוב אל ה’ וירחמהו לעורר רחמים רבים על שם ה’ השוכן אתנו כדכתיב השוכן אתם בתוך טומאתם. וזש»ה וישק יעקב לרחל וישא את קולו ויבך. כי רחל היא כנסת ישראל מקור כל הנשמות. ויעקב במדתו העליונה שהיא מדת הרחמים שבאצילות הוא המעורר רחמים רבים עליה. וישא את קולו למעלה למקור הרחמים העליונים הנק’ אב הרחמים ומקורם. ויבך לעורר ולהמשיך משם רחמים רבים על כל הנשמות ועל מקור כנסת ישראל להעלותן מגלותן ולייחדן ביחוד העליון אור א»ס ב»ה בבחי’ נשיקין שהיא אתדבקות רוחא ברוחא כמ»ש ישקני מנשיקות פיהו דהיינו התקשרות דבור האדם בדבר ה’ זו הלכה וכן מחשבה במחשבה ומעשה במעשה שהוא מעשה המצות. ובפרט מעשה הצדקה וחסד. דחסד דרועא ימינא והוא בחי’ חיבוק ממש כמ»ש וימינו תחבקני. ועסק התורה בדבור ומחשבת העיון הן בחי’ נשיקין ממש. והנה ע»י זה יכול לבוא לבחי’ אהבה רבה בהתגלות לבו כדכתיב ליעקב אשר פדה את אברהם כמ»ש במ»א: