Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Ликутей Амарим гл. 2

Ликутей Амарим гл. 2

 С Б-жьей помощью

ГЛАВА ВТОРАЯ

Вторая душа, отличающая каждого еврея, – частица безграничной сущности Б-га свыше[1]. Как сказано: "И Ты вдохнул в ноздри его душу жизни"[2], "И Ты вдохнул в меня"[3]. И как сказано в книге "Зогар": "Тот, кто с силой выдыхает воздух, изнутри выдыхает его". Что означает: из наиболее глубокой внутренней части себя самого – ибо глубоко внутренняя частица жизненной силы[4] выходит из человека при выдыхании с силой. Так, обращаясь к сравнению, мы можем себе представить, каким образом души евреев возникли в Б-жест-венной мысли, – подобно тому, как сказано: "Мой сын первородный, Израиль"[5], "Сыны вы Всевышнему, вашему Б-гу"[6]. То есть так же, как сын происходит от мозга отца, так, [все еще пользуясь сравнением], душа каждого еврея возникла в Его мысли и мудрости, благословен Он, а "Он мудр, но непостижимой мудростью[7], но Он и Его мудрость едины". И, как пишет Рамбам*, "Он – Знание и Он – Знающий и т. д."[8].

* Примечание.

С ним согласны и мудрецы Кабалы, как говорится об этом в книге "Пардес" раби Моше Кордоверо. А также, согласно Кабале раби Ицхака Лурии, это верно, если говорить о ступени, на которой свет Эйн Софа[9] после прохождения многочисленных стадий самоограничения облекается в сосуды рациональных категорий Хабад[10] в мире Ацилут[11], но не выше мира Ацилут. И, как сказано в другом месте, Эйн Соф бесконечно выше сути и категории Хабад, которая по отношению к Нему является как бы физическим действием, что выражено в словах псалма: "Ты все мудростью сделал"[12].

И полностью это постичь человек не в состоянии[13]и т. д., как написано: "Разве может Б-га найти испытатель?"[14], а также: "Ибо мысли Мои – не ваши мысли"[15] и т. д.

И хотя существует бесчисленное множество видов и уровней душ, одна выше другой, например, великие души праотцев и Моше, нашего учителя, несравненно выше душ нашего поколения, которое живет в период, предшествующий приходу Машиаха[16], так что по сравнению с первыми они подобны пятам ног в сравнении с головой и мозгом; и подобным образом в каждом поколении есть главы еврейского народа, души которых представляют собой голову и мозг по отношению к массе народа и людям, несведущим в Торе; и таким же образом души относятся к душам, ведь каждая душа заключает в себе ступени нефеш, руах и нешама[17] -все корни всех ступеней нефеш, руах и нешама, начиная с вершины всех ступеней и до самой нижней ступени душ, облеченных в теле несведущих в Торе и самых незначительных людей, как бы происходят от верхнего интеллекта[18], то есть высшей мудрости.

Можно это сравнить с происхождением сына от мозга отца. Даже ногти его ног образовались из той же капли семени вследствие девятимесячного пребывания ее в материнской утробе и поступенного спуска вниз, от ступени к ступени, изменения и образования из нее ногтей. И несмотря на это, она все еще тесно связана и едина удивительным и неразрывным единством со своей исходной сутью и сущностью, которой она обладала, когда была каплей мозга отца. Но и теперь, в сыне, ногти получают питание и жизненную силу от мозга, находящегося в голове. Как сказано в Гмаре (Нида, там же): "Белок, из которого образуются кровеносные сосуды, кости и ногти"[19] (и в книге "Эц хаим", "Шаар гахашмаль", при обсуждении тайны облачений Адама в Ган Эдене сказано, что облачением его были ногти[20], образованные от мозга Твуна[21]).

С помощью подобного сравнения можно себе отчасти представить, как от корня всех нефеш, руах и нешама всех душ евреев, взятых в целом, который находится наверху и спускается вниз, от ступени к ступени, через поступенное нисхождение миров Абиа[22] от Его Б-жественной мудрости, благословен Он, и в соответствии с выражением "Ты все мудростью сделал"[23], образовались нефеш, руах и нешама людей, несведущих в Торе и самых незначительных. Но и теперь они все еще тесно связаны и едины удивительным и неразрывным единством со своей исходной сутью и сущностью – проистечением высшей мудрости. Ибо нефеш, руах и нешама несведущих в Торе людей получают питание и жизненную силу[24] от нефеш, руах и нешама праведных и мудрых глав народа своего поколения.

В связи с этим становится понятным, в каком смысле наши мудрецы утверждают, что в словах "И быть приверженным Ему"[25] приверженность ученым Торы связана с приверженностью самой Шхине[26]. Через приверженность ученым Торы нефеш, руах и нешама людей, несведущих в Торе, вступают в тесную связь и единение со своей исходной сутью и корнем в высшей мудрости, а "Он и Его мудрость едины"[27] и "Он – Знание и т. д.". (А грешники и восстающие против ученых Торы питают свои нефеш, руах и нешама от "задней стороны"[28]— нефеш, руах и нешама ученых Торы.)

Что касается упоминания в книгах "Зогар" и "Зогар хадаш"[29]— о том, что человеку важнее всего освятить себя в момент брачного единения, чего не соблюдают несведущие и т. д., здесь имеется в виду, что нет такой нефеш, руах и нешама, которая не обладала бы одеянием, происходящим от сущности отца и матери[30]. Все заповеди человек исполняет под влиянием этого одеяния и т. д. и даже мера изобилия, даруемая ему небом, – все ему дается посредством этого одеяния. И если человек освящает себя в момент брачного единения, он сообщает святое одеяние душе своего сына. Даже когда речь идет об очень высокой душе, ей также необходимо освящение отца и т. д. Но что касается самой души – может иногда человек, обладающий бесконечно высокой душой, быть сыном человека презренного и низкого и т. д., как пишет об этом раби Ицхак Лурня, благословенной памяти, в своей книге "Ликутей Тора", в главе "Ваера", и в "Таамей мицвот", в главе "Брейшит".

Примечания 

К главе второй

[1]   Ийов, 31:2. Ср. также Тегилим 16, 5 и 75, 5; Ирмеягу, 10:6.

[2]   Берейшис 2, 7.

[3]   Утренние молитвы. Брахот, 60b.

[4]   Подобно тому как в цитате из книги Зогар глагол напах говорит о выдыхании глубоко внутренней частицы жизненной силы, вдохновение души в человека (выраженное в Торе тем же глаголом) говорит о происхождении души от самой сущности Б-га.

[5]   Шмойс 4, 22.

[6]   Дварим, 14:1.

[7]   Тикуней Зогар, 126.

[8]   В Б-ге нет деления на субъект и объект. И если источник души в мудрости, он и в сущности Б-га (он и Его мудрость едины).

[9]   Эманация от сущности Б-га, называемой Эйн Соф (Бесконечный).

[10]   См. гл. 3.

[11]   Мир Ацилут — последний из эмалированных миров, источник миров сотворенных. Только на этой ступени можно говорить об атрибутах Б-га и о их единстве с Его сущностью.

[12]   Тегилим 104, 24.

[13]   Законы основ Торы, 2:10.

[14]   Ийов, 11:7.

[15]   Йешаягу, 55:8.

[16]   Приход Мессии.

[17]   Ср. Зогар, часть 1, стр. 206а; часть 2, стр. 141b и т. д., а также Йешаягу Гурвиц, Шней лухот габрит, 1:96. Степени души, соответствующие действию, эмоциям и мысли.

[18]   Несмотря на огромные различия в духовном уровне людей, поколений и представителей разных частей народа, душа любого еврея, даже, казалось бы, совершенно отдалившегося от Б-га, связана своим происхождением и своей неизменной сущностью с высшей мудростью Б-га.

[19]   Нида, 31а.

[20]   Здесь также говорится о связи ногтей, то есть самой "примитивной" части тела в том смысле, что она лишена ощущения, с источником — мозгом.

[21]   Твуна — часть интеллекта, наиболее близкая к внешнему проявлению, но еще не раскрытая.

[22]   Абиа — аббревиатура названий четырых миров: Ацилут — Б-жественный, эмалированный мир, ближайший источник творения; Бриа — преобладание’ добра; Йецира — добро и зло в равной мере; Асия — преобладание зла. Последние три мира — миры сотворенные.

[23]   Тегилим 104, 24.

[24]   Подобно примеру о формировании ногтей эмбриона, даже самая примитивная часть народа через ученых Торы связана непосредственно с высшей мудростью.

[25]   Дварим, 30:20.

[26]   Ктубот, 111b. Шхина — Б-жественное Присутствие в мире. Последняя ступень Эманации, имеющая отношение к сотворенным мирам и в них облекающаяся.

[27]   И потому единение с Его мудростью означает единение с Ним Самим.

[28]   Ср. гл. 22.

[29]   Ср. Зогар, часть 2, стр. 204б и далее.

[30]   То, что от родителей передается душе ребенка, становится одеянием его души — внешней частью ее, через которую она проявляется и действует.

פרק ב

ונפש השנית בישראל היא חלק אלוה ממעל ממש כמ»ש ויפח באפיו נשמת חיים ואתה נפחת בי וכמ»ש בזוהר מאן דנפח מתוכיה נפח פי’ מתוכיותו ומפנימיותו שתוכיות ופנימיות החיות שבאדם מוציא בנפיחתו בכח: כך עד»מ נשמות ישראל עלו במחשבה כדכתיב בני בכורי ישראל בנים אתם לה’ אלהיכם פי’ כמו שהבן נמשך ממוח האב כך כביכול נשמת כל איש ישראל נמשכה ממחשבתו וחכמתו ית’ דאיהו חכים ולא בחכמה ידיעא אלא הוא וחכמתו א’ וכמ»ש הרמב»ם: הגהה והודו לו חכמי הקבלה כמ»ש בפרדס מהרמ»ק וגם לפי קבלת האר»י ז»ל יציבא מילתא בסוד התלבשות אור א»ס ב»ה על ידי צמצומים רבים בכלים דחב»ד דאצילו’ אך לא למעלה מהאצילו’ וכמ»ש במ»א שא»ס ב»ה מרומם ומתנשא רוממות אין קץ למעלה מעלה ממהות ובחי’ חב»ד עד שמהות ובחי’ חב»ד נחשבת כעשייה גופניית אצלו ית’ כמ»ש כולם בחכמה עשית: שהוא המדע והוא היודע כו’ ודבר זה אין ביכולת האדם להבינו על בוריו כו’ כדכתיב החקר אלוה תמצא וכתיב כי לא מחשבותי מחשבותיכם וגו’ ואף שיש רבבות מיני חלוקי מדרגות בנשמו’ גבוה על גבוה לאין קץ כמו גודל מעלת נשמות האבות ומשה רבינו ע»ה על נשמות דורותינו אלה דעקבי משיח’ שהם בחי’ עקביים ממש לגבי המוח והראש וכן בכל דור ודור יש ראשי אלפי ישראל שנשמותיהם הם בחי’ ראש ומוח לגבי נשמות ההמון וע»ה וכן נפשות לגבי נפשות כי כל נפש כלולה מנפש רוח ונשמה מכל מקום שרש כל הנפש רוח ונשמה כולם מראש כל המדריגות עד סוף כל דרגין המלובש בגוף עמי הארץ וקל שבקלים נמשך ממוח העליון שהיא חכמה עילאה כביכול כמשל הבן הנמשך ממוח האב שאפי’ צפרני רגליו נתהוו מטפה זו ממש ע»י שהייתה תשעה חדשים בבטן האם וירדה ממדרגה למדרגה להשתנות ולהתהוו’ ממנה צפרנים ועם כל זה עודנה קשורה ומיוחדת ביחוד נפלא ועצום במהותה ועצמותה הראשון שהיתה טפת מוח האב וגם עכשיו בבן יניקת הצפרנים וחיותם נמשכת מהמוח שבראש כדאיתא בגמ’ [נדה שם[ לובן שממנו גידים ועצמות וצפרנים [וכמ»ש בע»ח שער החשמל בסוד לבושים של אדם הראשון בגן עדן שהיו צפרנים מבחי’ מוח תבונה] וככה ממש כביכול בשרש כל הנפש רוח ונשמה של כללות ישראל למעלה בירידתו ממדרגה למדרגה על ידי השתלשלות העולמות אבי»ע מחכמתו ית’ כדכתיב כולם בחכמה עשית נתהוו ממנו נפש רוח ונשמה של עמי הארץ ופחותי הערך ועם כל זה עודינה קשורות ומיוחדות ביחוד נפלא ועצום במהותן ועצמותן הראשון שהיא המשכת חכמה עילאה כי יניקת וחיו’ נפש רוח ונשמה של עמי הארץ הוא מנפש רוח ונשמה של הצדיקים והחכמים ראשי בני ישראל שבדורם: ובזה יובן מאמר רז»ל על פסוק ולדבקה בו שכל הדבק בת»ח מעלה עליו הכתוב כאלו נדבק בשכינה ממש כי ע»י דביקה בתלמידי חכמים קשורות נפש רוח ונשמה של עמי הארץ ומיוחדות במהותן הראשון ושרשם שבחכמה עילאה שהוא ית’ וחכמתו א’ והוא המדע כו’ [והפושעים ומורדים בתלמידי חכמים יניקת נפש רוח ונשמה שלהם מבחי’ אחוריים של נפש רוח ונשמת ת»ח] ומ»ש בזהר ובזהר חדש שהעיקר תלוי שיקדש עצמו בשעת תשמיש דווקא משא»כ בני עמי הארץ כו’ היינו משום שאין לך נפש רוח ונשמה שאין לה לבוש מנפש דעצמות אביו ואמו וכל המצות שעושה הכל ע»י אותו הלבוש כו’ ואפי’ השפע שנותנים לו מן השמים הכל ע»י לבוש זה ואם יקדש את עצמו ימשיך לבוש קדוש לנשמת בנו ואפילו היא נשמה גדולה צריכה לקידוש אביו כו’ אבל הנשמה עצמה הנה לפעמים נשמת אדם גבוה לאין קץ בא להיות בנו של אדם נבזה ושפל כו’ כמ»ש האר»י ז»ל כל זה בליקוטי תורה פ’ וירא ובטעמי מצות פ’ בראשית: