Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Ликутей Амарим гл. 30

Ликутей Амарим гл. 30

 С Б-жьей помощью

ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ

Еще пусть обратит свое сердце к тому, чтобы исполнить слова мудрецов: "Будь смиренным духом перед каждым"[1]. Будь [таким] на самом деле перед каждым без исключения человеком, даже перед самым легкомысленным из всех. А именно – согласно сказанному нашими мудрецами: "Не суди своего товарища, пока не окажешься на его месте"[2]. Ибо место [положение], в котором он находится, является причиной его грехов, так как для заработка он вынужден на целый день уходить на рынок, быть одним из тех, которые "сидят по угл’ам [улиц]"[3], глаза его видят все вызывающее жажду, и глаз видит, и сердце волнуется, и страсть его горит как пылающая печь пекаря, как сказано у пророка Гошеа: "Горит она пламенем огненным"[4].

В ином положении находится тот, кто редко выходит на рынок, бблыпую часть дня проводит дома, а если даже и выходит на рынок на весь день, возможно, он по природе своей не так горяч, ибо влечение не во всех душах одинаково, у одних оно и т. д., как говорится в другом месте.

Но на самом деле и тот, кто очень горяч по природе своей и ради заработка должен весь день быть одним из "сидящих по углам", не может этим оправдать свои грехи, и он называется абсолютным грешником за то, что нет в нем страха перед Всевышним. Ибо он должен был сдержать себя и овладеть духом жажды в своем сердце, движимый страхом перед Всевышним, Который видит все его дела, как сказано выше[5], ибо мозг по природе своей господствует над сердцем.

И на самом деле нужна великая и неустанная борьба, чтобы, будучи движимым страхом перед Всевышним, сломить влечение, горящее как пламя огненное, и это [рассматривается] как великое испытание. Поэтому каждый человек в соответствии с тем, каково его положение и ступень его в служении Всевышнему, должен продумывать и проверять себя, служит ли он Всевышнему в такой степени и таким образом, [чтобы можно было это посчитать] такой великой борьбой и таким испытанием, – будь то в позитивных заповедях, как, например, в служении сосредоточенной молитвой, когда изливается душа перед Всевышним действительно изо всех сил, до конца исчерпав [силы] души, великой борьбой борясь с телом и с животной душой, которые в нем и которые ‘препятствуют [этой] сосредоточенности, топча их и сокрушая в прах перед молитвой утром и вечером ежедневно, а также и во время молитвы духовным и физическим усилием, как это подробно объясняется далее[6]. И каждый, кто не достиг этого и не борется с телом в такой великой борьбе, тот все еще не пришел к степени войны с влечением, горящим как пламя огненное, дабы покорить его и сломить из страха перед Всевышним.

То же и в отношении благословения после еды и всех благословений, которые произносятся, когда человек испытывает какое-либо удовольствие, и в отношении исполнения заповедей [благословений], которые [должны произноситься] с сосредоточенным проникновением в их смысл. Не говоря уже о тех заповедях, которые [должны исполняться] "ради самих этих заповедей". То же и в отношении занятия Торой – следует изучать намного больше, чем [к этому побуждает собственное] желание и воля по своей природе и по привычке, [а это возможно лишь при] упорной борьбе с телом. Ибо тот, кто изучает чуть больше, чем [он к тому склонен] по природе, борется совсем немного, и тогда это не подобно войне с влечением, пылающим как огонь, а человек называется абсолютным грешником, если он не побеждает свое влечение, дабы покорить его и сломить перед Всевышним.

Какова разница между велениями: "избегай зла" и "твори добро"[7]? Все это – веления Короля святого, единого и единственного, благословен Он. То же и в отношении остальных заповедей, и особенно тех, которые связаны с имуществом человека, как служение [Б-гу] благотворительностью и т. п.

И даже в отношении веления "избегай зла" – каждый мыслящий человек может обнаружить в душе своей, что он не совсем избегает зла полностью и во всем – в том, с чем он должен вести великую борьбу так, как об этом говорилось выше, и даже менее того, например прервать приятную беседу или рассказ о чьих-либо недостатках, даже если это дурное незначительно и чрезвычайно легковесно, даже если это и правда и даже если человек это рассказывает, чтобы себя оправдать, как известно из того, что сказал раби Шимон своему отцу, нашему святому Раби [Йегуде Ганаси]: "Не я это написал, это написал Йегуда Хайта". И сказал ему: "Остерегись злословия" (см. Гмара, трактат Бава батра, начало гл. 10[8]).

Можно это сказать в отношении очень многих распространенных поступков, а особенно в связи с обязанностью освящать себя в дозволенном, это веление Торы, как написано: "Святы будьте и т. д."[9], "И ос-вятитесь и т. д."[10]. А кроме того – веления мудрецов строже велений Торы и т. д.[11]. Но все это и этому подобное – из тех грехов, которыми пренебрегают, от частого их совершения они стали также [ощущаться людьми], как нечто дозволенное[12].

Но на самом деле, если это человек знающий, предающийся изучению Торы и желающий близости к Б-гу, грех его непростительно велик. И из-за того, что он не борется и не пересиливает свое влечение в [такой] степени, [что это можно посчитать] великой борьбой, как говорилось выше, вина его во много раз больше вины самого легкомысленного из "сидящих по углам", далеких от Всевышнего и Его Торы. Если они и не покоряют свое влечение, горящее как пламя огненное, не будучи движимы, страхом перед Всевышним, понимающим и видящим все их дела, их вина не так велика, как вина того, кто-близок ко Всевышнему, и к Его Торе, и к служению Ему. И как сказали наши мудрецы, благословенной памяти, об Ахере: "Ибо знал он славу Мою и т. д."[13]. И потому о невеждах наши мудрецы говорят, что сознательно совершенные ими грехи рассматриваются как совершенные несознательно[14].

К главе тридцатой

[1]   Авот, 4:10.

[2]   Там же, 2:4.

[3]   Бездельники. До того речь шла о человеке, трудящемся весь день, далее упомянуты бездельники, чтобы показать, что автор имеет в виду человека, который и в остающееся у него свободное время не занимается изучением Торы, а предается пустому. (Из пояснений последнего Любавич-ского Ребе.)

[4]   Гошеа, 7:6.

[5]   В гл. 12 и 19.

[6]   В гл. 42.

[7]   Разница между позитивными заповедями (обобщенными в велении "твори добро") и негативными ("избегай зла") существует, она объясняется в начале третьей части книги Тания. Здесь же имеется в виду, что по отношению ко Всевышнему, Который дал заповеди, все одинаково.

[8]   Бава батра, 1646.

[9]   Ваикра, 19:2.

[10]   Ваикра, 20:7.

[11]   Мишна, Сангедрин, 11:3; Брахот, 36; Авода зара, 41а; Рош- Гашана, 19а; Йевамот, 856. Есть мнение, что освящение себя в дозволенном заповедано не Торой, а велением мудрецов. Это, однако, существенно не изменяет сказанного, так как "веления мудрецов строже велений Торы".

[12]   Авода зара, 18а.

[13]   Хагига, 15а (ср. Хидушей Габах, там же).

[14]   Бава мециа, 336.

פרק ל

עוד זאת ישים אל לבו לקיים מאמר רז»ל והוי שפל רוח בפני כל האדם. והוי באמת לאמיתו בפני כל האדם ממש אפי’ בפני קל שבקלים. והיינו ע»פ מארז»ל אל תדין את חבירך עד שתגיע למקומו. כי מקומו גורם לו לחטוא להיות פרנסתו לילך בשוק כל היום ולהיות מיושבי קרנות ועיניו רואות כל התאוות והעין רואה והלב חומד ויצרו בוער כתנור בוערה מאופה כמ»ש בהושע הוא בוער כאש להבה וגו’. משא»כ מי שהולך בשוק מעט ורוב היום יושב בביתו וגם אם הולך כל היום בשוק יכול להיות שאינו מחומם כ»כ בטבעו כי אין היצר שוה בכל נפש יש שיצרו כו’ כמ»ש במ»א. והנה באמת גם מי שהוא מחומם מאד בטבעו ופרנסתו היא להיות מיושבי קרנות כל היום אין לו שום התנצלות על חטאיו ומיקרי רשע גמור על אשר אין פחד אלהי’ לנגד עיניו. כי היה לו להתאפק ולמשול על רוח תאוותו שבלבו מפני פחד ה’ הרואה כל מעשיו כמש»ל כי המוח שליט על הלב בתולדתו. והנה באמת שהיא מלחמה גדולה ועצומ’ לשבור היצר הבוער כאש להבה מפני פחד ה’ וכמו נסיון ממש. והלכך צריך כל אדם לפי מה שהוא מקומו ומדרגתו בעבודת ה’ לשקול ולבחון בעצמו אם הוא עובד ה’ בערך ובחי’ מלחמה עצומה כזו ונסיון כזה בבחי’ ועשה טוב כגון בעבודת התפלה בכוונה לשפוך נפשו לפני ה’ בכל כחו ממש עד מיצוי הנפש ולהלחם עם גופו ונפש הבהמית שבו המונעים הכוונה במלחמה עצומה ולבטשם ולכתתם כעפר קודם התפלה שחרית וערבית מדי יום ביום וגם בשעת התפלה לייגע עצמו ביגיעת נפש ויגיעת בשר כמ»ש לקמן באריכות. וכל שלא הגיע לידי מדה זו להלחם עם גופו מלחמה עצומה כזו עדיין לא הגיע לבחי’ וערך מלחמת היצר הבוער כאש להבה להיות נכנע ונשבר מפני פחד ה’. וכן בענין ברכת המזון וכל ברכת הנהנין והמצות בכונה ואצ»ל כונת המצות לשמן. וכן בענין עסק לימוד התורה ללמוד הרבה יותר מחפצו ורצונו לפי טבעו ורגילותו ע»י מלחמה עצומה עם גופו. כי הלומד מעט יותר מטבעו ה»ז מלחמה קטנה ואין לה ערך ודמיון עם מלחמת היצר הבוער כאש דמקרי רשע גמור אם אינו מנצח יצרו להיות נכנע ונשבר מפני ה’. ומה לי בחי’ סור מרע ומה לי בחי’ ועשה טוב הכל היא מצות המלך הקדוש יחיד ומיוחד ב»ה. וכן בשאר מצות ובפרט בדבר שבממון כמו עבודת הצדקה וכה»ג. ואפי’ בבחי’ סור מרע יכול כל איש משכיל למצוא בנפשו שאינו סר לגמרי מהרע בכל מכל כל במקום שצריך למלחמה עצומה כערך הנ»ל ואפי’ פחות מערך הנ»ל כגון להפסיק באמצע שיחה נאה או סיפור בגנות חבירו ואפי’ גנאי קטן וקל מאד אף שהוא אמת ואפי’ כדי לנקות עצמו כנודע מהא דאר»ש לאביו רבינו הקדוש לאו אנא כתבי’ אלא יהודא חייטא כתביה וא»ל כלך מלה»ר [ע»ש בגמרא רפ»י דב»ב]. וכה»ג כמה מילי דשכיחי טובא ובפרט בענין לקדש עצמו במותר לו שהוא מדאוריית’ כמ»ש קדושים תהיו וגו’ והתקדשתם וגו’. וגם ד»ס חמורים מד»ת וכו’. אלא שכל אלו וכיוצא בהן הן מעוונות שהאדם דש בעקביו וגם נעשו כהיתר מחמת שעבר ושנה וכו’. אבל באמת אם הוא יודע ספר ומחזיק בתורת ה’ וקרבת אלקי’ יחפץ גדול עונו מנשוא ואשמתו גדלה בכפלי כפליים במה שאינו נלחם ומתגבר על יצרו בערך ובחי’ מלחמה עצומה הנ»ל מאשמת קל שבקלים מיושבי קרנות הרחוקים מה’ ותורתו ואין אשמתם גדולה כ»כ במה שאינם כובשים יצרם הבוער כאש להבה מפני פחד ה’ המבין ומביט אל כל מעשיהם כאשמת כל הקרב הקרב אל ה’ ואל תורתו ועבודתו וכמשארז»ל גבי אחר שידע בכבודי וכו’ ולכן ארז»ל על ע»ה שזדונות נעשו להם כשגגות: