Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Ликутей Амарим гл. 17

Ликутей Амарим гл. 17

 С Б-жьей помощью

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ

И в связи с этим становится понятным написанное: "Ибо это тебе очень близко[1], [это] в устах твоих и в сердце твоем[2], чтобы ты мог это сделать"[3]. На первый взгляд кажется, что такое противоречит нашему ощущению (а ведь Тора вечна[4]), и вовсе не "очень близко" и легко отвратить сердце от желаний этого мира и истинно полюбить Всевышнего, и как написано в Гмаре: "Разве страх Б-жий — это мало?"[5], а тем более любовь. А также сказали наши мудрецы, что лишь праведники владеют своим сердцем[6]. Однако в словах "это сделать" имеется в виду любовь, приводящая только к исполнению заповедей, и это – желание сердца, которое есть в тайниках его, хотя оно и не проявляется ощутимо, как раскаленные угли [ощутимая любовь]. Ведь это "очень близко" и легко для каждого, у кого есть мозг в голове. Ибо мозгом своим каждый владеет и может с его помощью размышлять, сколько пожелает. Когда же он станет размышлять своим мозгом о величии Эйн Софа, благословен Он, он неизбежно породит в своем мозгу по крайней мере любовь, [выражающуюся в стремлении] соединиться с Ним, исполняя заповеди и изучая Тору, а это – весь человек[7]. Ибо написано: "сегодня, чтобы исполнять их"[8], а "сегодня" – это [материальный] мир действия[9], а "завтра"[10] и т. д., как написано в другом месте.

Мозг по природе своей властен влиять на левую полость сердца, уста и все члены, то есть орудия действия. Это невозможно лишь в том случае, если человек является истинным грешником[11], и сказали наши мудрецы, что грешники во власти своего сердца, а сердце не в их власти. И это – наказание за то, что грех их велик и тяжек. Но Тора не говорит о мертвых – о тех, кто при жизни называются мертвыми[12], – ибо грешники не могут начать истинно служить Всевышнему, не покаявшись сначала в грехах прошлого и не сломив "клипот" (ибо они ["клипот"] – занавес разделяющий и железная преграда, отделяющая их [грешников] от Отца их, Который в небе) сокрушенным сердцем и горечью души из-за грехов своих, как объясняется в книге "3oгар" стих "жертвы Б-гу – дух сломленный, сердце разбитое и т. д."[13]: когда сердце разбито, сломлен дух нечистоты стороны "ситра ахра" (см. там же комментарий к главе Пинхас, стр. 240 и комментарий к главе Ваикра, стр. 8 и 5а, а также комментарий раби Моше Закуто, там же). И это – нижнее покаяние, вознесение нижней буквы "гей"[14] [имени Гавайе], чтобы поднять ее из состояния падения, ибо она пала [в сферу влияния] внешних, и это – тайна изгнания Шхины, как сказали мудрецы: "Когда они были изгнаны в Эдом, Шхина ушла в изгнание с ними"[15]. Когда человек совершает дела Эдома, он спускает [вниз] и привлекает туда искру Б-жественного, дающую жизнь его ступеням души нешама, руах и нефеш, облеченных в нем в животную душу, связанную с категорией "клипа", местящуюся в сердце, в его левой полости, которая господствует в человеке, пока он грешник, властвует в его малом городе, и ступени души нефеш, руах и нешама заключены у нее в изгнании. Когда же сердце его разбито в нем, и сломлен дух нечистоты и стороны "ситра ахра", и [силы зла] рассеиваются и т. д., тогда она поднимается из состояния падения и встает[16], как об этом говорится в другом месте.

К главе семнадцатой

[1]   Это основа всей Книги средних. Основная ее мысль — что полное обращение к Б-гу и любовь к Нему не есть нечто труднодостижимое, так как душа еврея самой сущностью своей связана с сущностью Б-га, со своим Источником.

[2]   Сначала написано "в устах" — изучение Торы приводит к исполнению заповедей, так как и наверху и в душе человека разум предшествует эмоциям (мидот).

[3]   Дварим, 30:14.

[4]   Все, что в ней сказано, происходит, действует и действенно во все времена. Поэтому неверно думать, что это было легко только для поколения Моше, — и в наше дни чрезвычайно легко этого достичь.

[5]   Брахот, 336; Мегила, 25а.

[6]   Брейшит раба, 34:11, 67:7. Средние же не владеют своим сердцем, их сердце не может ощутимо желать того, что понимает и желает мозг. Но они не во власти сердца — во всем, что касается конкретных поступков на уровнях мысли, речи и действия, они собой владеют всегда. Таким образом, в чем-то они подобны праведникам. В предыдущей главе (в примечании) сказано, что причина того, что некоторые не способны достичь ощутимой сердцем любви, в том, что их корень души на уровне зародившихся в сфирот разума, но еще не порожденных им эмоций. Есть, однако, люди, корень души которых на уровне раскрывшихся эмоций. Такие люди способны достичь ощутимой любви к Б-гу- В отличие от средних, для праведников ощутимая любовь возможна всегда.

[7]   Хотя его постижение не достигает ступени любви, но если оно приводит к исполнению заповедей, этим достигается цель мироздания, цель сотворения человека.

[8]   Дварим, 7:11. 

[9]   Эйрувин, 22а.

[10]   "Завтра" — грядущий мир, мир воздаяния.

[11]   Совершил тяжкий грех, кара за который — "карет" (искоренение души, отделение ее от Источника жизни) или смерть, или же очень большое количество грехов, которое отдаляет от Него так же, как и тяжкий грех.

[12]   Брахот, 186.

[13]   Тегилим, 51:18.

[14]   Это ступень Б-жественного, непосредственно творящая и оживляющая творения, Шхина. Эта ступень — источник душ (евреев). Своими грехами евреи низводят ее вниз, в состояние падения (галут, изгнание), а покаянием и исполнением заповедей возвращают букву "гей" (имени Гавайе) так, что она соединяется с остальными его буквами, каждая из которых — вид Б-жественного влияния на мир, связанный с определенной ступенью в мире Ацилут. Ср. также Тания, часть 3, гл. 4,7,8.

[15]   Мегила, 29а.

[16]   Встает на подобающее ей место — соединяется с остальными буквами имени Гавайе.

פרק יז

ובזה יובן מ»ש כי קרוב אליך הדבר מאד בפיך ובלבבך לעשותו דלכאורה הוא בלבבך נגד החוש שלנו [והתורה היא נצחית] שאין קרוב מאד הדבר להפך לבו מתאוות עוה»ז לאהבת ה’ באמת וכמ»ש בגמרא אטו יראה מילתא זוטרתי היא וכל שכן אהבה. וגם אמרו רז»ל דצדיקים דוקא לבם ברשותם. אלא דלעשותו ר»ל האהבה המביאה לידי עשיית המצות בלבד שהיא רעותא דלבא שבתעלומות לב גם כי אינה בהתגלות לבו כרשפי אש ודבר זה קרוב מאד ונקל לכל אדם אשר יש לו מוח בקדקדו כי מוחו ברשותו ויכול להתבונן בו ככל אשר יחפוץ וכשיתבונן בו בגדולת א»ס ב»ה ממילא יוליד במוחו על כל פנים האהבה לה’ לדבקה בו בקיום מצותיו ותורתו וזה כל האדם כי היום לעשותם כתיב שהיום הוא עולם המעשה דוקא ולמחר כו’ כמ»ש במ»א. והמוח שליט בטבעו ותולדתו על חלל השמאלי שבלב ועל פיו ועל כל האברים שהם כלי המעשה אם לא מי שהוא רשע באמת כמארז»ל שהרשעים הם ברשות לבם ואין לבם ברשותם כלל וזה עונש על גודל ועוצם עונם ולא דברה תורה במתים אלו שבחייהם קרוים מתים כי באמת אי אפשר לרשעים להתחיל לעבוד ה’ בלי שיעשו תשובה על העבר תחלה לשבר הקליפו’ שהם מסך מבדיל ומחיצה של ברזל המפסקת בינם לאביהם שבשמים ע»י שבירת לבו ומרירת נפשו על חטאיו כמ»ש בזהר על פסוק זבחי אלהים רוח נשברה לב נשבר וגו’ שע»י לב נשבר נשברה רוח הטומאה דס»א [ע»ש פ’ פינחס ד’ ר»מ ופ’ ויקרא ד’ ח’ וד’ ה’ ע»א ובפי’ הרמ»ז שם] והיא בחי’ תשובה תתאה להעלות ה’ תתאה להקימה מנפילתה שנפלה אל החיצוני’ שהוא סוד גלות השכינה כמארז»ל גלו לאדום שכינה עמהם דהיינו כשהאדם עושה מעשה אדום מוריד וממשיך לשם בחי’ וניצוץ אלהות המחיה את נר»נ שלו המלובשים בו בנפש הבהמית מהקליפה שבלבו שבחלל השמאלי המולכת בו בעודו רשע ומושלת בעיר קטנה שלו ונר»נ כבושי’ בגולה אצלה וכשנשבר לבו בקרבו ונשברה רוח הטומאה וס»א ויתפרדו כו’ היא קמה מנפילתה וגם נצבה כמ»ש במ»א: