Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Ликутей Амарим гл. 24

Ликутей Амарим гл. 24

 С Б-жьей помощью

ГЛАВА 24

Противоположны этому 365 негативных заповедей Торы и все запреты мудрецов, ибо они против желания[1] и мудрости Его, благословенного, и их полная противоположность, они отделены от единственности и единства Его, благословенного, совершенно абсолютным разделением из-за утаения внутренней стороны высшего желания, как говорилось выше[2], точно так же, как "ситра ахра" и "клипа", называемые идолопоклонство и иные боги. А также и три одеяния души, •связанной у евреев с "клипат нога", – мысль, речь и действие, облеченные в 365 негативных заповедей Торы и [запреты] мудрецов, а также и сущность самой души, облеченной в свои одеяния, – все они совершенно едины с "ситра ахра" и "клипа", называемыми идолопоклонством. Более того – они преданы и подчинены ей и много хуже и ничтожнее ее, ибо "клипа" не облечена в вещественное тело[3], и знает своего Властителя, и не восстает против Него действием, и если она и посылает своих дурных посланцев, да сохранит Всевышний, то лишь по воле Его. И как сказал Бильам: "Я не смогу преступить повеления Всевышнего и т. д."[4]. И хотя она называется идолопоклонством, тем не менее Он признан "Б-гом богов", а посланцы ее совершенно не могут нарушить волю Его, благословенного, ибо они знают и постигают, что Он – их жизненная сила и поддержание их существования, так как они черпают [жизненную силу] от задней стороны категории задней стороны высшего желания, благословен Он, их окружающего. Но так как их питание и жизненная сила, которая в них, находится в них в состоянии изгнания, они считают себя божествами, а это – отрицание Его единства. И все же они не отвергают и не отрицают Всевышнего совсем, [до такой степени, чтобы] не признавать Его существования, а лишь считают Его Б-гом богов, то есть [признавая, таким образом, что] Он – их жизненная сила и поддержание их существования, проистекающее и спускающееся к ним от желания Его, благословенного, и потому они никогда не нарушают волю Его, благословенного. И человек, таким образом нарушающий волю Его, благословенного, намного хуже и ничтожнее стороны "ситра ахра" и "клипа", называемых идолопоклонство и иные боги, он совершенно отделен от единственности и единства Всевышнего, более, чем эта сторона, и как бы отрицает единство Его более нее, да сохранит Всевышний. И как сказано в книге "Эц хаим", врата 42, конец гл. 4: зло в этом физическом мире – отбросы грубых "кли-пот" и т. д., и конечная цель [служения] – его очищение[5] и т. д., и потому все дела этого мира тяжки и дурны, и грешники в нем торжествуют и т. д.

И потому сказали мудрецы, благословенной памяти, объясняя слова "Если отклонится жена его"[6]: человек грешит, только [если в него вступает дух глупости] и т. д."[7]. Ибо даже легкомысленная, развратная женщина совладала бы с духом своего желания, если бы не дух глупости в ней, скрывающий, заслоняющий и утаивающий скрытую любовь, которая есть в ее Б-жест-венной душе, [в силу которой она желает] быть приверженной к вере во Всевышнего, в Его единственность и единство, и не быть отделенной, да сохранит Он, от единства Его, даже если бы отняли душу от нее, [требуя], чтобы она поклонилась идолам, да сохранит Всевышний, пусть даже одним лишь действием совершенно без всякой веры в сердце. И несомненно, что покорение склонности и жажды разврата – меньшее страдание, чем смерть, да сохранит Всевышний. И то, что для нее есть разница между запретом разврата и запретом поклонения идолам, – это тоже дух глупости [со стороны] "клипа", облекающий Б-жественную душу до категории мудрости, которая в .ней, но не всю душу, так как в мудрость облечен свет Всевышнего, как говорилось выше[8].

На самом деле даже совершающий небольшое прегрешение нарушает высшую волю Его, благословен Он, и абсолютно отделен от единственности и единства Его, благословенного, больше, чем "ситра ахра" и "клипа", называемая иные боги и идолопоклонство, и более, чем все, что получает от нее влияние в этом мире, – нечистые животные, домашние и дикие, нечистые птицы, насекомые и гады, как написано: "Комар опередил тебя"[9], и это значит: даже комар, который принимает пищу, но не выделяет испражнений, – а это самая низкая "клипа", наиболее далекая от категории Кдуша[10], уделяющей ей влияние при абсолютном отдалении, – выше человека-грешника в поступенном нисхождении и спуске жизненной силы от высшего желания Его, благословен Он, а тем более остальные нечистые животные, даже хищники, ибо все они не изменяют своему назначению и дух их хранит веление Его, благословенного, хотя "он не видит и т. д."[11]. И как написано: "Боязнь и страх перед вами будет у всякого зверя на земле"[12], и как объясняют эти слова наши мудрецы, благословенной памяти: "Зверь нападает на человека, только если он кажется ему животным"[13]. А перед праведниками, от лица которых не отдаляется подобие Б-га, покоряются все хищные животные, как написано в книге "Зогар" о Даниэле в яме со львами. И, таким образом, грешник и нарушающий волю Его, благословенного, во время совершения даже легкого прегрешения абсолютно отделен от высшей святости, которая есть единственность и единство Его, благословенного, более, чем все нечистые животные, насекомые и гады, получающие влияние от стороны "ситра ахра" и "клипа" идолопоклонства.

И то, что предписание о спасении человеческой жизни лишает силы остальные запреты[14], как написано: "Пусть нарушит, но не умрет", наши мудрецы, благословенной памяти, объяснили следующим образом: "Сказала Тора: нарушь ради него одну субботу, чтобы впредь он соблюдал много суббот"[15]. И это не связано с тем, легкие эти грехи или тяжкие (известно, что нарушение субботы считается тяжким грехом, сравниваемым с идолопоклонством[16], если убой скота производит постоянно нарушающий какой-либо один запрет[17], как сказано в [книге "Шулхан арух"], раздел "Йорэ деа", 2, но не тот, кто занимается развратом. Однако для спасения жизни разрешается нарушить субботу, но не разрешается разврат, так что это -только установление Закона).

Но после совершения греха, если он не из числа тех, за которые следует наказание "карет" и смертная кара, посылаемая небом, и Б-жественная душа не мертва совсем, и не отрывается от корня своего в Б-ге живом, и только ее приверженность и укоренение в корне несколько нарушается этим грехом*,

* Примечание.

И каково значение и природа повреждения души и корня ее в верхних [мирах], такова и природа очищения и наказания в аду или в этом мире. За каждый грех и прегрешение следует особое наказание, чтобы очистить и уничтожить грязь и повреждение. И когда за грех следует наказание смертью и "карет", повреждения души не одинаковы.

[тогда] также и витальная животная душа, облеченная в тело человека, а также и тело снова поднимаются из стороны "ситра ахра" и этой "клипы" и приближаются к святости Б-жественной души, в них облеченной, которая верит в единого Б-га, а также и во время совершения греха она оставалась верной Ему, благословенному, и была лишь в состоянии полного изгнания в животной душе из-за стороны "ситра ахра", приводящей тело к греху и низводящей его вместе с собой в глубины бездны, намного ниже нечистоты стороны "ситра ахра" и "клипы" идолопоклонства, да сохранит Всевышний, и нет изгнания большего, чем это, "с высокой крыши и т. д."[18]. И как объяснялось выше[19], корень и источник души у всех евреев – от высшей мудрости, а Он, благословенный, и мудрость Его едины и т. д. И это – как если бы кто-нибудь схватил короля за голову, и силой опустил бы ее, и окунул бы его лицо в уборную, полную испражнений, ведь нет большего оскорбления, чем такое, даже если это лишь на время, а "клипот" и "ситра ахра" называются "рвота и испражнения"[20], как известно.

К главе двадцать четвертой

[1]   Запретительные заповеди касаются тех действий, которые против желания Всевышнего.

[2]   В гл. 22.

[3]   И нет этого препятствия между нею и Б-жественным светом.

[4]   Бемидбар, 22:18.

[5]   Исполнение заповедей очищает все существующее, отделяя добро от зла и возвращая добро к его Источнику. Таким образом, добро поднимается к своему Источнику, а зло в чистом виде не существует. Процесс возвышения мира и уничтожения в нем зла завершится с приходом Машиаха.

[6]   Бемидбар, 5:12. В оригинале ки тистэ, что можно прочесть также "если поглупеет", так как слова листот ("отклониться") и штут ("глупость") имеют общий корень.

[7]   Сота, За.

[8]   В гл. 19.

[9]   Сангедрин, 38а; Ваикра раба, 14.

[10]   Сторона святости, Кдуша, уделяет свое влияние и наиболее от себя отдаленным. Полная противоположность этому — существо, которое получает, но не дает даже близким. Ведь вся сущность "клипы" — ее собственное самоощущение и существование, и ей нужно все только для себя, если же она дает, то ради самоудовлетворения, самодовольства.

[11]   Мегила, За. "Он не видит, но звезда его видит". Звезда — духовный источник "клипы". Так как животные не обладают свободной волей, они не могут нарушить волю Всевышнего.

[12]   Брейшит, 9:2.

[13]   Сангедрин, 386. Это показывает, что животные не могут изменить своему назначению — они могут нападать только на животных. И еще: это результат того, что "звезда его видит", поэтому животные могут почувствовать в праведнике подобие Б-га.

[14]   Три запрета Торы нельзя нарушать даже в том случае, если это повлечет за собой смерть: кровопролитие, разврат и идолопоклонство. О них написано: "Пусть умрет, но не нарушит". В субботу, если нужно спасти жизнь человеку, можно нарушить все остальные запреты, кроме этих трех. И в этом случае написано: "Пусть нарушит, но не умрет".

[15]   Шабат, 1516; Йома, 856.

[16]   Если сознательно нарушающий субботу производит убой, мясо некашерно. То же, если производит убой сознательно предающийся идолопоклонству. Следовательно, нарушение субботы столь же тяжкий грех, как идолопоклонство.

[17]   В этом случае мясо считается некашерным.

[18]   "С высокой крыши в глубокую яму". С высот верхних миров, источника Б-жественной души, — к облечению ее в тело, что уже для нее неизмеримое нисхождение, а тем более — "удаление в изгнание" в случае совершения греха.

[19]   В гл. 2.

[20]   Йешаягу, 28:8. Ср. Морэ невухим, 3:8.

פרק כד

וזה לעומת זה הן שס»ה מצות לא תעשה דאורייתא וכל איסורי דרבנן מאחר שהן נגד רצונו וחכמתו ית’ והפכם ממש הם נפרדים מיחודו ואחדותו ית’ בתכלית הפירוד ממש כמו הס»א והקליפה הנק’ ע»ז ואלהים אחרים מחמת הסתר פנים של רצון העליון כנ»ל. וכן ג’ לבושי הנפש שמקליפת נוגה שבישראל שהם מחשבה דבור ומעשה המלובשי’ בשס»ה ל»ת דאורייתא ודרבנן וכן מהות הנפש עצמה המלובשת בלבושיה כולם מיוחדים ממש בס»א וקליפ’ זו הנק’ ע»ז ולא עוד אלא שבטלים וטפלים אליה וגרועים ופחותים ממנה מאד כי היא אינה מלובשת בגוף חומרי ויודעת את רבונה ואינה מורדת בו לפעול פעולתה במשלחת מלאכי רעים שלה שלא בשליחותו של מקום ב»ה ח»ו וכמאמר בלעם לא אוכל לעבור את פי ה’ וגו’ ואף שנקרא ע»ז הא קרו ליה אלהא דאלהיא ואינם יכולי’ לעבור כלל על רצונו ית’ כי יודעי’ ומשיגים שהוא חיותם וקיומם שיונקים מבחי’ אחוריים דאחוריי’ של רצון העליון ב»ה המקיף עליהם אלא שיניקתם וחיותם שבתוכם היא בבחי’ גלות בתוכם להחשיב עצמן אלהות והרי זו כפירה באחדותו אבל מ»מ אינן כופרים וכחשו בה’ לגמרי ולומר לא הוא אלא דקרו ליה אלהא דאלהיא דהיינו חיותם וקיומם הנמשך ויורד עליהם מרצונו ית’ ולכן אינן עוברין רצונו ית’ לעולם. וא»כ האדם העובר על רצונו ית’ הוא גרוע ופחות הרבה מאד מהס»א וקליפה הנקראת ע»ז ואלהים אחרים והוא בתכלי’ הפירוד מיחודו ואחדותו של הקב»ה יותר ממנה וכאלו כופר באחדותו יותר ממנה ח»ו. וכמ»ש בע»ח שער מ»ב סוף פ»ד שהרע שבעוה»ז החומרי הוא שמרי הקליפות הגסות כו’ והוא תכלית הבירור וכו’ ולכן כל מעשה עוה»ז קשים ורעים והרשעים גוברים בו וכו’: ולכן אמרו רז»ל על פסוק כי תשטה אשתו אין אדם עובר עבירה וכו’ דאפי’ אשה המנאפת שדעתה קלה היתה מושלת ברוח תאותה לולי רוח שטות שבה המכסה ומסתיר ומעלי’ את האהבה מסותרת שבנפשה האלהית לדבקה באמונת ה’ ויחודו ואחדותו ולא ליפרד ח»ו מאחדותו אפי’ נוטלים את נפשה ממנה לעבוד ע»ז ח»ו ואפי’ בהשתחואה לבדה בלי שום אמונה בלב כלל וכ»ש לכבוש היצר ותאות הניאוף שהם יסורים קלים ממיתה ה’ ישמרנו וההפרש שאצלה בין איסור ניאוף לאיסור השתחואה לע»ז הוא ג»כ רוח שטות דקליפה המלבשת לנפש האלהית עד בחי’ חכמה שבה ולא עד בכלל מפני אור ה’ המלובש בחכמה כנ»ל. אבל באמת לאמיתו אפי’ עבירה קלה הרי העוברה עובר על רצון העליון ב»ה והוא בתכלית הפירוד מיחודו ואחדותו ית’ יותר מס»א וקליפה הנקרא’ אלהים אחרי’ וע»ז ממש ויותר מכל הדברים הנשפעים ממנה בעה»ז שהם בהמות טמאות וחיות ועופות טמאים ושקצים ורמשים וכמאמר יתוש קדמך פי’ דאף יתוש שמכניס ואינו מוציא שהיא קליפ’ היותר תחתונה ורחוקה מבחי’ הקדושה המשפעת בתכלית הריחוק קודמת לאיש החוטא בהשתלשלות וירידת החיות מרצון העליון ב»ה וכ»ש שאר בעלי חיים הטמאים ואפי’ חיות רעות שכולם אינם משנים תפקידם ופקודתו ית’ שמרה רוחם ואע»ג דאיהו לא חזי כו’. וכמ»ש ומוראכם וחתכם יהיה על כל חית הארץ וכפי’ רז»ל שאין חיה רעה מושלת באדם אא»כ נדמה לה כבהמה. והצדיקים שאין צלם אלהים מסתלק מעל פניהם כל חיות רעות אתכפיין קמייהו כמ»ש בזהר גבי דניאל בגוב אריות. וא»כ החוטא ועובר רצונו ית’ אפי’ בעבירה קלה בשעת מעשה הוא בתכלית הריחוק מקדושה העליונה שהיא יחודו ואחדותו ית’ יותר מכל בעלי חיים הטמאי’ ושקצי’ ורמשים המושפעים מס»א וקליפת ע»ז ומה שפיקוח נפש דוחה שאר עבירות וגם יעבור ואל יהרג היינו כפי’ חז»ל אמרה תורה חלל עליו שבת אחת כדי שישמור שבתות הרבה ולא משו’ קלות העבירות וחומרן [תדע שהרי שבת חמורה ושקולה כע»ז לענין שחיטת מומר לדבר אחד בי»ד סי’ ב’ משא»כ במומר לגילוי עריות ואפי’ הכי פיקוח נפש דוחה שבת ולא ג»ע אלא דגזירת הכתוב הוא] אלא שלאחר מעשה החטא אם היא מעבירות שאין בהן כרת ומיתה בידי שמים שאין נפשו האלהית מתה לגמרי ונכרתת משרשה באלהים חיים רק שנפגם קצת דביקותה ואחיזתה בשרשה בחטא זה הגהה (ולפי ערך וחלוקי בחי’ הפגם בנפש ובשרשה בעליונים כך הם חלוקי בחי’ המירוק והעונש בגיהנם או בעוה»ז לכלל עון וחטא עונש מיוחד למרק ולהעביר הלכלוך והפגם וכן בחייבי מיתה וכרת אין פוגמין כולם בשוה): הרי גם נפשו החיוני’ הבהמית המלובש’ בגופו וכן גופו חוזרים ועולים מהס»א וקליפה זו ומתקרבים לקדושת נפש האלהית המלובשת בהם המאמינה בה’ אחד וגם בשעת החטא היתה באמנה אתו ית’ רק שהיתה בבחי’ גלות ממש תוך נפש הבהמית מס»א המחטיאה את הגוף ומורידתו עמה בעמקי שאול למטה מטה תחת טומאת הס»א וקליפת ע»ז ה’ ישמרנו ואין לך גלות גדול מזה מאיגרא רמה כו’ וכמש»ל דשרש ומקור נפשו’ כל בית ישראל הוא מחכמה עילאה והוא ית’ וחכמתו אחד וכו’ והוא כמשל האוחז בראשו של מלך ומורידו למטה וטומן פניו בתוך בית הכסא מלא צואה שאין לך עלבון גדול מזה אפי’ עושה כן לפי שעה שהקליפות וס»א נקראים קיא צואה כנודע: