Души нашего поколения - души, которым трудно определиться. Евреи они или нет, религиозные они или нет, мужчины они или женщины...
Что делать? Рав Ицхак Гинзбург дает ответ (так можно это понять) - что делать таким людям? Учить каббалу!
Это люди, душа которых не ведает покоя.
И именно такие души найдут покой в каббале.
*
В наше поколение пришли очень интересные души. И надо понять, как к этому относиться. Я написал сегодня пару постов на эту тему, если кто еще не прочитал.
Есть такое выражение у Ребе Рашаба, Ребе Рашаб – это пятый Любавичский Ребе. Он говорит, что когда ставят кастрюлю на огонь, то сильнее всего кипит в конце варки. Ребе Рашаб говорит, что когда в конце варки кипит сильнее всего и то, что внизу, поднимается наверх, то, что вверху, опускается вниз, Ребе Рашаб приводит это как пример на то, что сегодня нет порядка в берурим. Это его выражение: мы не знаем, что быстрее можно исправить, и что наоборот, сложнее исправить. Поэтому, он говорит, все, что Всевышний тебе посылает, делай это. Это язык Ребе Рашаба.
Применительно к нам, я предположил, что сегодня есть ситуация, причем это массовая ситуация, когда множество людей не знают, кто они. Они не знают – евреи они или нет, например. Мы говорили про мужское и женское начало, но давайте лучше говорить о том, что есть много людей, которые не знают – евреи они или нет. По алахе они, может быть, нет, но ощущают себя – да, например.
Или человек, который не знает – он религиозный или нет, ты веришь в Бога или ты не веришь в Бога. Т.е. это вот какие-то такие запутанные души. И человек может подумать, что это очень плохо, что у простых людей все должно быть прямо, как цадиким, которые идут прямыми дорогами, а вот запутанные души, наверное, большие грешники.
Но судя по тому, что говорит рав Ицхак, что человек, который полон заботы, он способен учить каббалу и он достоин учить каббалу, а что если эта забота – это такая неопределенность. Не просто забота о грехах, как по пшату, а неопределенность, человек живет в состоянии неопределенности. Он не знает, кто он, он не знает – еврей он или нет. Он не знает, какая сторона в нем сильнее – правая или левая. Он не знает – или он интроверт, или экстраверт. Можно подставить множество всяких других выражений в это.
А что если в предыдущей главе рав сказал, что если у тебя такая душа, то не иди к психологу и не иди к психиатру, а иди учить каббалу.
Такая у меня была идея. Почему я так думаю? Если пытаться составить словарь самых главных слов рав Ицхака, самым главным словом будет слово «сафэк». «Сафэк» означает «сомнение». Есть громадное различие между равом и ребе. Для Любавичского хасида главное слово – это «вадай». «Вадай» означает «несомненно». Т.е. Любавичскому хасиду запрещено сомневаться и он не ведает сомнений.
Гинзбургский хасид говорит: «Нет большей радости, чем разрешить сомнение». Что значит разрешить? Тоже имеет две версии. Разрешить – что можно разрешить сомневаться, что это не грех. И это как бы признак Гинзбургского хасида. Более того, есть какое-то понятие, которое я где-то слышал, но так и не понял, - «хамэш сфикот бе кэтер». Т.е. на самом высшем уровне Божественности есть 5 неразрешимых сомнений. Я где-то об этом читал, но не помню деталей. Т.е. сама суть Божественности связана с сомнениями.
Если смотреть на это более глубоко, я где-то читал у рав Фрумана, что такое каббала. Рав Фруман тоже был очень интересный человек, большой знаток каббалы и, как говорится, человек каббалы. И он в одном месте пишет, что с точки зрения каббалы мир стоит на плавнике Левиафана. И он говорит: если сравнить это с классической религиозной точкой зрения, то мир стоит на быках, на слонах, на столбах, на чем угодно, но это представляет собой жесткую конструкцию. Но что? Это с точки зрения открытой Торы. С точки зрения скрытой Торы мир стоит на плавнике Левиафана.