Танах "на уровне глаз" или Танах на уровне "ниже пояса"?
*
Это отрывок из Штейнзальца. Он немножечко неполиткорректный. Есть такое выражение, такое движение, даже можно сказать, в Израиле, которое называется «Танах глаза в глаза». Это значит смотреть на героев Танаха как на наших современников. В свое время была большая дискуссия: это правильно, это неправильно, как правильно учить Танах и т.д.
Рассказывает Йоэл Шпиц:
Это был жаркий день, в самую жару я вез рава домой. Как только он сел в машину, я понял, что он в таком боевом состоянии. Он спросил, можно ли ему курить. Я открыл окна и сказал ему: «Пожалуйста». Рав Адин сидел, задумавшись, зажег трубку. Я молчал, вел машину. Я понимал, что он нуждается в том, чтобы собраться с мыслями. Когда мы доехали уже почти до самого дома, я все-таки нарушил молчание вопросом, который меня тогда очень занимал, и это связано с преподаванием. (Йоэл тоже преподаватель.)
- Рав, - я сказал, - что ты думаешь про изучение Танаха на уровне «глаза в глаза»? Т.е. на уровне, что это наши друзья и современники.
Рав Адин продолжил смотреть в окно и курить. Танах на уровне глаз (так это буквально переводится). Он сказал:
- Понятно, что так надо учить Танах, видеть в них своих современников. Единственный способ, как вообще можно что-то учить – это значит, если ты будешь смотреть снизу вверх на своего учителя, ты ничему у него не научишься. Единственное, как можно учиться, - это глядеть ему в глаза.
Кажется, что он ответил. Но я удивлялся и у меня было много вопросов на то, что он сказал. Но я почувствовал идею, т.е. само то, что приближают к нам героев Танаха – это позитивно.
Я как-то сказал, у меня бывает внутреннее выяснение – почему я не попал к Ребе, почему я не попал к тому, другому, почему я попал к рав Ицхаку. И одна из идей, по-моему, это был ворт самого рава, один из первых уроков, который я слышал, тема была, что нам не нужны ангелы, с ангелами нам неинтересно. В том смысле, что если твой рав – ангел, то ты от него не можешь ничему научиться. Он тебе будет рассказывать со своего ангельского далека, со своей ангельской высоты, как живут ангелы, но к тебе это не имеет никакого отношения.
Т.е. тебе нужен рав, который находится примерно в той же самой грязи, что и ты. Тогда ты можешь научиться. И то же самое этот вопрос: если мы будем смотреть на героев Танаха, как на каких-то великанов, чему мы можем у них научиться?
Т.е. если понимаешь, что и у Авраама, у Ицхака, у Иакова, у Давида были, в конце концов, те же самые проблемы, что у нас, это значит, что мы можем от них что-то выучить. А если нет, то это абстракция, это не касается нас совершенно. И поэтому он говорит: видеть в них людей, с которыми можно разговаривать, – это прекрасно, это правильно, это замечательно. Это значит, что это живет для нас...