Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

8


Публикуется с разрешения издательства "Еврейская книга".

Купить в магазине издательства "Еврейская книга"


Как вдруг прилетел еще один ветер[1]. И разгневался на него повелитель ветров:

Ты почему опоздал? Не я ли повелел явиться всем ветрам, почему не прибыл со всеми?!

Отвечал ветер:

— Потому что[2] должен я был поднять царскую дочь на вершину золотой горы в жемчужный замок.

И возрадовался тогда наместник. И спрашивает у ветра повелитель ветров:

— Ну-ка, скажи, что там у них в цене?[3] Отвечает ветер:

— Все у них в большой цене[4].

И сказал повелитель ветров наместнику:

— Столько ты скитался и столько усилий потратил, и денег у тебя нет, дам-ка я тебе такой горшок[5] — каждый раз, как засунешь в него руку, ты загребешь оттуда монеты.

И приказал ветру доставить наместника туда. И явился ветер-ураган[6] и подхватил его и перенес, и доставил прямо к воротам, и стояли там стражи и не пропускали в город. Но наместник извлек из горшка монеты, подкупил стражу[7], и прошел в город. И был тот город опрятный и приятный[8]. И он вошел и нашел в городе человека побогаче[9] и снял у него угол: видно было, что придется задержаться ему там, что требуют­ся ученье да мудрость[10], чтобы вызволить ее. А как вызволил ее, не сказывал[11] — только известно, что вы­зволил!



[1] еще один ветер. Это четвертая клипа, называемая клипат ногаh. Это ногаh (сияние), которое видел Ехезкель (1:4), и голос тишины тонкой, который слышал пророк Элияу (1 Царей 19:12). Этот аспект — посредник между добром и злом (Зоар 2:203б). Он способен извлечь наместника из глубины забве­ния семидесяти лиц Торы.

Ветер символизирует образ челове­ка на троне (Биур аликутим 60:86).

За ним следует «ветер Бога», руах Элоким, который витает над ликом вод. Он унес Царскую дочь.

Согласно Мидрашу, это дух Машиаха (Брейшит раба). Значит, Шхину унес дух Машиаха.

[2] потому что. Это значит, что если бы царский наместник нашел золотую гору раньше, то царской дочери здесь бы еще не было. Он мог отчаяться от задержек, но, как оказалось, они помо­гали ему и царской дочери.

[3] что там у них в цене? Если вся гора из золота, что же там может цениться? «Одно мгновение Будущего Мира цен­нее всего этого мира» (Авот 3:16).

[4] Все у них в большой цене. Все добрые дела, которые мы можем при­нести из этого мира, имеют цену в жем­чужном замке — Будущем Мире. «Одно мгновение раскаяния и добрых дел в этом мире ценнее всего Будущего Ми­ра» (Авот 3:16).

[5] горшок. Кли, это также сосуд или чашка. Одни говорят, что горшок сим­волизирует битахон (веру в Бога, наде­жду на Него); если человек действитель­но полагается на Творца, все его нужды будут обеспечены (Онег шабат, стр. 517). По мнению других, горшок соот­ветствует цдаке — благотворительно­сти; чем больше человек дает, тем больше Бог ему возвращает.

Но здесь, очевидно, сосуд — сама Тора во всем ее объеме. Человек может вынимать из нее сколько угодно, но она никогда не опустеет. Это драгоценный сосуд (кли хемда), который Бог дал ев­реям (Авот 3:14, Мидраш Шмуэль к это­му месту). Это также монета, которой можно пользоваться на золотой горе, потому что Тора «драгоценнее золота и чистого золота» (Теилим 19:11; Тосафот Йом Тов к Авот). Доставая из этого сосуда, человек может удостоиться за­слуги добрых дел более ценных, чем все богатство золотой горы.

[6] ветер-ураган. Руах сеара. В Писа­нии на нем поднялся в небо пророк Элияу (2 Царей 2:1, 11). Это также дух искупления (Зхарья 9:14). Из этого ура­гана Бог отвечал Иову (Иов 38:1, 40:6).

Ураган был первым препятствием, которое должен был преодолеть Ехезкель (1:4), это самая могучая из клипот. Это сила, которая унесла Царскую дочь на недостижимую золотую гору. Так величайшая сила зла становится предвестником добра.

Руах сеара также символизирует ис­пытания, которые предшествуют прихо­ду Машиаха (хевлей машиах).

Если наместник теперь воспринима­ется как Давид или Машиах, тогда этот ветер — «Дух мудрости и понимания, дух совета и силы, дух знания и страха пред Богом» (Ешаяу 11:2).

[7] подкупил стражу. Силы зла пыта­ются помешать Машиаху освободить Царскую дочь. Но он может подкупить их деньгами из этого горшка — заслугами и добрыми делами евреев, хранящих Тору.

[8] город опрятный и приятный. Это небесный Иерусалим (Таанит 5а из Ошеа 11:9). Как уже говорилось, Боже­ственное Присутствие — Святая Святых Небесного Иерусалима.

[9] человека побогаче. Великого ца­дика с огромными заслугами. Такой ца­дик может помочь Машиаху в его поис­ках принцессы.

[10] требуется ученье да мудрость. Чтобы освободить Царскую дочь, ну­жен хороший план. Как Яакову, чтобы забрать Рахель (малхут) от Лавана. Точно так же и Дину, дочь Леи, можно было забрать от Шхема только с помо­щью хитроумного плана.

[11] [ребе] не сказывал. Раби Нахман не говорил, как тот освободил ее, это означало бы раскрытие тайны Машиа- ха (Алим летруфа 2). По той же причине раби Нахман не рассказал, чем закан­чивается история о Семи Нищих.