Публикуется с разрешения издательства "Еврейская книга".
Купить в магазине издательства "Еврейская книга"
Как вдруг прилетел еще один ветер[1]. И разгневался на него повелитель ветров:
Ты почему опоздал? Не я ли повелел явиться всем ветрам, почему не прибыл со всеми?!
Отвечал ветер:
- Потому что[2] должен я был поднять царскую дочь на вершину золотой горы в жемчужный замок.
И возрадовался тогда наместник. И спрашивает у ветра повелитель ветров:
- Ну-ка, скажи, что там у них в цене?[3] Отвечает ветер:
- Все у них в большой цене[4].
И сказал повелитель ветров наместнику:
- Столько ты скитался и столько усилий потратил, и денег у тебя нет, дам-ка я тебе такой горшок[5] - каждый раз, как засунешь в него руку, ты загребешь оттуда монеты.
И приказал ветру доставить наместника туда. И явился ветер-ураган[6] и подхватил его и перенес, и доставил прямо к воротам, и стояли там стражи и не пропускали в город. Но наместник извлек из горшка монеты, подкупил стражу[7], и прошел в город. И был тот город опрятный и приятный[8]. И он вошел и нашел в городе человека побогаче[9] и снял у него угол: видно было, что придется задержаться ему там, что требуются ученье да мудрость[10], чтобы вызволить ее. А как вызволил ее, не сказывал[11] - только известно, что вызволил!
[1] еще один ветер. Это четвертая клипа, называемая клипат ногаh. Это ногаh (сияние), которое видел Ехезкель (1:4), и голос тишины тонкой, который слышал пророк Элияу (1 Царей 19:12). Этот аспект - посредник между добром и злом (Зоар 2:203б). Он способен извлечь наместника из глубины забвения семидесяти лиц Торы.
Ветер символизирует образ человека на троне (Биур аликутим 60:86).
За ним следует «ветер Бога», руах Элоким, который витает над ликом вод. Он унес Царскую дочь.
Согласно Мидрашу, это дух Машиаха (Брейшит раба). Значит, Шхину унес дух Машиаха.
[2] потому что. Это значит, что если бы царский наместник нашел золотую гору раньше, то царской дочери здесь бы еще не было. Он мог отчаяться от задержек, но, как оказалось, они помогали ему и царской дочери.
[3] что там у них в цене? Если вся гора из золота, что же там может цениться? «Одно мгновение Будущего Мира ценнее всего этого мира» (Авот 3:16).
[4] Все у них в большой цене. Все добрые дела, которые мы можем принести из этого мира, имеют цену в жемчужном замке - Будущем Мире. «Одно мгновение раскаяния и добрых дел в этом мире ценнее всего Будущего Мира» (Авот 3:16).
[5] горшок. Кли, это также сосуд или чашка. Одни говорят, что горшок символизирует битахон (веру в Бога, надежду на Него); если человек действительно полагается на Творца, все его нужды будут обеспечены (Онег шабат, стр. 517). По мнению других, горшок соответствует цдаке - благотворительности; чем больше человек дает, тем больше Бог ему возвращает.
Но здесь, очевидно, сосуд - сама Тора во всем ее объеме. Человек может вынимать из нее сколько угодно, но она никогда не опустеет. Это драгоценный сосуд (кли хемда), который Бог дал евреям (Авот 3:14, Мидраш Шмуэль к этому месту). Это также монета, которой можно пользоваться на золотой горе, потому что Тора «драгоценнее золота и чистого золота» (Теилим 19:11; Тосафот Йом Тов к Авот). Доставая из этого сосуда, человек может удостоиться заслуги добрых дел более ценных, чем все богатство золотой горы.
[6] ветер-ураган. Руах сеара. В Писании на нем поднялся в небо пророк Элияу (2 Царей 2:1, 11). Это также дух искупления (Зхарья 9:14). Из этого урагана Бог отвечал Иову (Иов 38:1, 40:6).
Ураган был первым препятствием, которое должен был преодолеть Ехезкель (1:4), это самая могучая из клипот. Это сила, которая унесла Царскую дочь на недостижимую золотую гору. Так величайшая сила зла становится предвестником добра.
Руах сеара также символизирует испытания, которые предшествуют приходу Машиаха (хевлей машиах).
Если наместник теперь воспринимается как Давид или Машиах, тогда этот ветер - «Дух мудрости и понимания, дух совета и силы, дух знания и страха пред Богом» (Ешаяу 11:2).
[7] подкупил стражу. Силы зла пытаются помешать Машиаху освободить Царскую дочь. Но он может подкупить их деньгами из этого горшка - заслугами и добрыми делами евреев, хранящих Тору.
[8] город опрятный и приятный. Это небесный Иерусалим (Таанит 5а из Ошеа 11:9). Как уже говорилось, Божественное Присутствие - Святая Святых Небесного Иерусалима.
[9] человека побогаче. Великого цадика с огромными заслугами. Такой цадик может помочь Машиаху в его поисках принцессы.
[10] требуется ученье да мудрость. Чтобы освободить Царскую дочь, нужен хороший план. Как Яакову, чтобы забрать Рахель (малхут) от Лавана. Точно так же и Дину, дочь Леи, можно было забрать от Шхема только с помощью хитроумного плана.
[11] [ребе] не сказывал. Раби Нахман не говорил, как тот освободил ее, это означало бы раскрытие тайны Машиа- ха (Алим летруфа 2). По той же причине раби Нахман не рассказал, чем заканчивается история о Семи Нищих.