6


Публикуется с разрешения издательства "Еврейская книга".

Купить в магазине издательства "Еврейская книга"


Пошел и скитался в пустынях столько и столько лет, пока однажды не повстречал человека, настолько вели­кого роста[1], что не бывает таких среди сынов человече­ских, и человек этот тащил на себе дерево[2], настолько громадное, что рядом с жильем человеческим не сыскать таких больших деревьев. И этот человек спросил его:

- Кто ты?[3] Ответил ему:

- Я человек.

Тот удивился и сказал:

Вот уж много лет я в пустыне, и в жизни не видал тут человека!

И наместник поведал ему всю историю и что он теперь ищет гору из золота и замок из жемчуга. Но ответил великан:

Не бывает такого вовсе[4], - и отмахнулся от него и укорил путника, что к нему с глупостями, ибо нет тако­го на земле.

Тот же сказал сквозь слезы[5]:

Конечно, есть! Где-нибудь, но должны же они существовать!

Но великан опять отмахнулся:

Просто дурачат тебя.

Конечно же есть![6]



[1] великого роста. В этой части исто­рии наместник встречается с тремя ги­гантами, что может означать также «ве­ликими людьми».

Это связано с концепцией четырех миров: Ацилут (близость), Брия (творе­ние), Ецира (формирование) и Асия (де­лание, завершение), в соответствии со словами пророка Ешаяу (43:7): «Каждо­го названного именем Моим во славу (Ацилут) Свою Я сотворил (Брия), Я его создал (Ецира), и Я его сделал (Асия)». Вначале все сфирот были в мире Аци­лут, но потом малхут (Царская дочь) упала в Брия.

Зоар учит, что есть три великана - Брия, Ецира и Ацилут (Тикуней Зоар 19:42а; Зоар хадаш 33с), их и встретил наместник.

Эти трое символизируют также три уровня души: нефеш, руах, нешама.

Также это намек на встречу с тремя патриархами: Авраамом, Ицхаком и Яаковом.

Эти три великана являются также тремя из четырех ликов видения проро­ка Ехезкеля. Например, первый вели­кан, царь зверей - это лев, а второй, повелитель птиц, орел.

Гигант может также символизиро­вать великого человека - цадика.

[2] дерево. Обычно, это указание на Десять сфирот в каждом из трех нижних миров.

Также дерево - корень душ.

При простом понимании, если этот человек символизирует цадика, то де­рево представляет Тору - «древо жиз­ни» (Мишлей 3:18).

[3] Кто ты? В отличие от первого, ко­торый не задает никаких вопросов.

[4] Не бывает такого вовсе. Каждый из гигантов пытается вначале лишить его решимости. Но потом, когда наместник продолжает настаивать, они помогают ему продвигаться в его поиске.

В Кабале говорится, что прежде чем войти в высшую сферу, человеку прихо­диться столкнуться с силами клипы. Эти силы (оболочки, которые мешают при­близиться к святости) лишают мужества и путают человека (Зоар 3:123а). Эти три клипот представлены «бурными вет­рами, облаком и огнем», которые видел пророк Ехезкель (1:4). И «ветром, зем­летрясением и огнем», которое видел пророк Элияу (1 Царей 19:11,12) (Зоар 2:203а, б; Биур аликутим 60:86). По­скольку наместник отошел от всех се­мидесяти ликов Торы, гиганты, храните­ли Торы, пытаются разубедить его. И все высшие силы стараются его лишить надежды.

Три великана могут олицетворять также качества трех патриархов, в аспекте святости. У всех патриархов на пути было много трудностей, прежде чем они смогли выполнить то, что на них было возложено (Шмот раба к Шмот 6:3; Раши). Только упорством они добились своих целей.

Гиганты могут символизировать и праведников, которые испытывают че­ловека.

[5] сквозь слезы. Поскольку врата слез никогда не закрываются. Раби Нахман часто говорил, что с помощью слез можно преодолеть любые барье­ры. Возможно, этому и хотела научить Царская дочь своими слезами.

[6] Конечно же есть!. Наместник не обескуражен великаном. Урок ясен: как бы ни был велик человек, который пытается убедить тебя в том, что невоз­можно найти Царскую дочь, ты не дол­жен ему верить и отчаиваться.

Запись опубликована в рубрике: .