Публикуется с разрешения издательства "Еврейская книга".
Купить в магазине издательства "Еврейская книга"
Пошел и скитался в пустынях столько и столько лет, пока однажды не повстречал человека, настолько великого роста[1], что не бывает таких среди сынов человеческих, и человек этот тащил на себе дерево[2], настолько громадное, что рядом с жильем человеческим не сыскать таких больших деревьев. И этот человек спросил его:
- Кто ты?[3] Ответил ему:
- Я человек.
Тот удивился и сказал:
Вот уж много лет я в пустыне, и в жизни не видал тут человека!
И наместник поведал ему всю историю и что он теперь ищет гору из золота и замок из жемчуга. Но ответил великан:
Не бывает такого вовсе[4], - и отмахнулся от него и укорил путника, что к нему с глупостями, ибо нет такого на земле.
Тот же сказал сквозь слезы[5]:
Конечно, есть! Где-нибудь, но должны же они существовать!
Но великан опять отмахнулся:
Просто дурачат тебя.
Конечно же есть![6]
[1] великого роста. В этой части истории наместник встречается с тремя гигантами, что может означать также «великими людьми».
Это связано с концепцией четырех миров: Ацилут (близость), Брия (творение), Ецира (формирование) и Асия (делание, завершение), в соответствии со словами пророка Ешаяу (43:7): «Каждого названного именем Моим во славу (Ацилут) Свою Я сотворил (Брия), Я его создал (Ецира), и Я его сделал (Асия)». Вначале все сфирот были в мире Ацилут, но потом малхут (Царская дочь) упала в Брия.
Зоар учит, что есть три великана - Брия, Ецира и Ацилут (Тикуней Зоар 19:42а; Зоар хадаш 33с), их и встретил наместник.
Эти трое символизируют также три уровня души: нефеш, руах, нешама.
Также это намек на встречу с тремя патриархами: Авраамом, Ицхаком и Яаковом.
Эти три великана являются также тремя из четырех ликов видения пророка Ехезкеля. Например, первый великан, царь зверей - это лев, а второй, повелитель птиц, орел.
Гигант может также символизировать великого человека - цадика.
[2] дерево. Обычно, это указание на Десять сфирот в каждом из трех нижних миров.
Также дерево - корень душ.
При простом понимании, если этот человек символизирует цадика, то дерево представляет Тору - «древо жизни» (Мишлей 3:18).
[3] Кто ты? В отличие от первого, который не задает никаких вопросов.
[4] Не бывает такого вовсе. Каждый из гигантов пытается вначале лишить его решимости. Но потом, когда наместник продолжает настаивать, они помогают ему продвигаться в его поиске.
В Кабале говорится, что прежде чем войти в высшую сферу, человеку приходиться столкнуться с силами клипы. Эти силы (оболочки, которые мешают приблизиться к святости) лишают мужества и путают человека (Зоар 3:123а). Эти три клипот представлены «бурными ветрами, облаком и огнем», которые видел пророк Ехезкель (1:4). И «ветром, землетрясением и огнем», которое видел пророк Элияу (1 Царей 19:11,12) (Зоар 2:203а, б; Биур аликутим 60:86). Поскольку наместник отошел от всех семидесяти ликов Торы, гиганты, хранители Торы, пытаются разубедить его. И все высшие силы стараются его лишить надежды.
Три великана могут олицетворять также качества трех патриархов, в аспекте святости. У всех патриархов на пути было много трудностей, прежде чем они смогли выполнить то, что на них было возложено (Шмот раба к Шмот 6:3; Раши). Только упорством они добились своих целей.
Гиганты могут символизировать и праведников, которые испытывают человека.
[5] сквозь слезы. Поскольку врата слез никогда не закрываются. Раби Нахман часто говорил, что с помощью слез можно преодолеть любые барьеры. Возможно, этому и хотела научить Царская дочь своими слезами.
[6] Конечно же есть!. Наместник не обескуражен великаном. Урок ясен: как бы ни был велик человек, который пытается убедить тебя в том, что невозможно найти Царскую дочь, ты не должен ему верить и отчаиваться.