3


Публикуется с разрешения издательства "Еврейская книга".

Купить в магазине издательства "Еврейская книга"


И видит: приказывает царь привести царицу. И по­шли за ней. И ввели царицу - зашумели все и возликовали, поэты запели, музыканты заиграли[1]. И постави­ли для нее трон и усадили ее. То была царская дочь[2] - он узнал ее[3]. Огляделась царица кругом, увидела его, прилегшего в углу, и тоже узнала его[4]. Поднялась с трона, подошла к нему и коснулась его и спросила:

- Узнаешь ли ты меня? И ответил ей:

- Да, я знаю тебя, ты - пропавшая царская дочь. И спросил ее:

- Как ты попала сюда? И ответила:

- У отца моего вырвались слова: «Чтоб нечистый тебя побрал!» Оттого я здесь. Место это нечисто[5].

И тогда рассказал он ей, что отец очень сожалеет о том, а сам он ищет ее уже несколько лет. И спросил ее:

- Как могу я увести тебя? Отвечала ему[6]:

- Невозможно вызволить меня - разве только, если выберешь себе место[7] и будешь там сидеть целый год[8] и скорбеть[9] обо мне. И все время тоскуй и думай обо мне. И помни, что тем самым вызволяешь меня. И постись[10], а в последний день[11], по истечении года, постись и бодрствуй, целые сутки не смыкай глаз!



[1] музыканты заиграли. Музыка слу­жит здесь важным символом. Раби На­хман говорил, что источник музыки - птицы (ЛикутейМоаран 3). Музыка Дру­гой стороны (стороны зла), исходит от птиц Другой стороны (антимира) (Зоар 1:127б). Они получают свою энергию от «грудей» малхут (Эц хаим, Шаар акли- пот 2). Царская дочь питает всю сферу зла, и прежде всего - своей музыкой.

[2] То была царская дочь. Она здесь не только пленница, но и царица. По­тому что вся Другая сторона получает питание от малхут.

[3] узнал ее. Узнал, потому что цадик всегда близок к Шхине, и все его молит­вы о ней.

[4] узнала его. Цадик может найти святые искры (рассыпавшиеся из перво­зданного света и попавшие в души лю­дей) даже в обители зла. Он видит доб­ро даже в гуще зла.

[5] Место это нечисто. Место, где «нет добра - это материальный мир (Зоар 2:223б).

[6] Отвечала ему. Шхина сама гово­рит человеку, как ее освободить.

[7] выберешь себе место. Чтобы осво­бодить Шхину из сферы зла, еврей дол­жен выбрать себе постоянное место и сидеть там каждый день, когда у него есть время. И должен искать ее, чтобы освободить (Ликутей эцот, Рацон 3).

[8] будешь там сидеть целый год. Это не календарный год, как видно из исто­рии Адама, который съел запретный плод в тот же день, когда был создан (Санhедрин 38б). Но, как мы увидим, год также символизирует понимание одного из семидесяти аспектов Торы. Поэтому ему следовало находиться там, пока он не постигнет этот аспект Торы. Адам постиг этот аспект в тот же день, когда был создан, поэтому он смог называть животных (увидеть их внутреннюю суть и определить ее буквами согласно Торе) (Брейшит 2:19, 20). Он достаточно вла­дел сутью Торы, чтобы давать животным имена, которые отражали их главные качества и соответствовали Торе.

[9] скорбеть... тоскуй обо мне. Чтобы освободить Шхину, человек должен по­стоянно тосковать о ней, ждать ее, стремиться к ней. Это было миссией царя Давида (Шаар акаванот). Он постоян­но тосковал: «Душа моя жаждет Бога, живого Бога» (Теилим 42:3), «Ибо душа моя жаждет тебя, плоть моя по тебе тоскует» (Теилим 63:2, Зимрат аарец).

[10] постись. - Очищай тело. Тора пользуется антропоморфизмами, все аспекты Божественного Провидения аллегорически уподобляются различ­ным частям тела. Поэтому тело челове­ка отражает всю структуру Божествен­ной сферы. Соблюдая пост, человек очищает не только тело, но и духовные аспекты (Биур аликутим 60:85).

Также говорится, что тело питает мозг. Но во время поста, наоборот, мозг питает тело (Шаар руах акодеш 25). Это выводит человека на более высокий уровень сознания (мохин де-гадлут). Чтобы освободить Шхину, че­ловек должен достичь определенного состояния сознания, поэтому должен быть особенно осмотрителен в еде и питье (Биур аликутим 60:8).

Если человек невнимателен к тому, что ест, ему легко позабыть о своей цели. И написано: «Ты не должен есть и насыщаться... так, что забудешь Бога твоего, Господа» (Дварим 8:12,Ликутей Моаран 17:3). Поэтому пост помогает человеку сохранять необходимое со­стояние тоски и стремления. В наши дни, когда людям стало трудно молить­ся, главное - сохранять стремление, страсть (Ликутей эцот, Рацон 3).

Возможно также, что это рекоменда­ция воздерживаться от еды в обители Злодея.

[11] в последний день. Когда будет дос­тигнут уровень совершенного понима­ния. Это происходит в Рош ашана, в праздник, который приходится на ново­луние. Как уже упоминалось, луна была уменьшена по приказу Царя. С того момента, когда мы видим новую луну, она начинает расти, и это символизи­рует процесс очищения, восстановле­ния малхут. Поэтому написано: «Ищи Бога, когда Его можно найти» (Ешаяу 55:6), и наши мудрецы (Рош ашана 18а) говорят, что эти слова в первую оче­редь относятся к Рош ашана. Это также время, когда можно найти и освободить Шхину (Римзей маасиет, Ашматот). В Рош ашана был сотворен Адам.

Запись опубликована в рубрике: .