Публикуется с разрешения издательства "Еврейская книга".
Купить в магазине издательства "Еврейская книга"
И видит: приказывает царь привести царицу. И пошли за ней. И ввели царицу - зашумели все и возликовали, поэты запели, музыканты заиграли[1]. И поставили для нее трон и усадили ее. То была царская дочь[2] - он узнал ее[3]. Огляделась царица кругом, увидела его, прилегшего в углу, и тоже узнала его[4]. Поднялась с трона, подошла к нему и коснулась его и спросила:
- Узнаешь ли ты меня? И ответил ей:
- Да, я знаю тебя, ты - пропавшая царская дочь. И спросил ее:
- Как ты попала сюда? И ответила:
- У отца моего вырвались слова: «Чтоб нечистый тебя побрал!» Оттого я здесь. Место это нечисто[5].
И тогда рассказал он ей, что отец очень сожалеет о том, а сам он ищет ее уже несколько лет. И спросил ее:
- Как могу я увести тебя? Отвечала ему[6]:
- Невозможно вызволить меня - разве только, если выберешь себе место[7] и будешь там сидеть целый год[8] и скорбеть[9] обо мне. И все время тоскуй и думай обо мне. И помни, что тем самым вызволяешь меня. И постись[10], а в последний день[11], по истечении года, постись и бодрствуй, целые сутки не смыкай глаз!
[1] музыканты заиграли. Музыка служит здесь важным символом. Раби Нахман говорил, что источник музыки - птицы (ЛикутейМоаран 3). Музыка Другой стороны (стороны зла), исходит от птиц Другой стороны (антимира) (Зоар 1:127б). Они получают свою энергию от «грудей» малхут (Эц хаим, Шаар акли- пот 2). Царская дочь питает всю сферу зла, и прежде всего - своей музыкой.
[2] То была царская дочь. Она здесь не только пленница, но и царица. Потому что вся Другая сторона получает питание от малхут.
[3] узнал ее. Узнал, потому что цадик всегда близок к Шхине, и все его молитвы о ней.
[4] узнала его. Цадик может найти святые искры (рассыпавшиеся из первозданного света и попавшие в души людей) даже в обители зла. Он видит добро даже в гуще зла.
[5] Место это нечисто. Место, где «нет добра - это материальный мир (Зоар 2:223б).
[6] Отвечала ему. Шхина сама говорит человеку, как ее освободить.
[7] выберешь себе место. Чтобы освободить Шхину из сферы зла, еврей должен выбрать себе постоянное место и сидеть там каждый день, когда у него есть время. И должен искать ее, чтобы освободить (Ликутей эцот, Рацон 3).
[8] будешь там сидеть целый год. Это не календарный год, как видно из истории Адама, который съел запретный плод в тот же день, когда был создан (Санhедрин 38б). Но, как мы увидим, год также символизирует понимание одного из семидесяти аспектов Торы. Поэтому ему следовало находиться там, пока он не постигнет этот аспект Торы. Адам постиг этот аспект в тот же день, когда был создан, поэтому он смог называть животных (увидеть их внутреннюю суть и определить ее буквами согласно Торе) (Брейшит 2:19, 20). Он достаточно владел сутью Торы, чтобы давать животным имена, которые отражали их главные качества и соответствовали Торе.
[9] скорбеть... тоскуй обо мне. Чтобы освободить Шхину, человек должен постоянно тосковать о ней, ждать ее, стремиться к ней. Это было миссией царя Давида (Шаар акаванот). Он постоянно тосковал: «Душа моя жаждет Бога, живого Бога» (Теилим 42:3), «Ибо душа моя жаждет тебя, плоть моя по тебе тоскует» (Теилим 63:2, Зимрат аарец).
[10] постись. - Очищай тело. Тора пользуется антропоморфизмами, все аспекты Божественного Провидения аллегорически уподобляются различным частям тела. Поэтому тело человека отражает всю структуру Божественной сферы. Соблюдая пост, человек очищает не только тело, но и духовные аспекты (Биур аликутим 60:85).
Также говорится, что тело питает мозг. Но во время поста, наоборот, мозг питает тело (Шаар руах акодеш 25). Это выводит человека на более высокий уровень сознания (мохин де-гадлут). Чтобы освободить Шхину, человек должен достичь определенного состояния сознания, поэтому должен быть особенно осмотрителен в еде и питье (Биур аликутим 60:8).
Если человек невнимателен к тому, что ест, ему легко позабыть о своей цели. И написано: «Ты не должен есть и насыщаться... так, что забудешь Бога твоего, Господа» (Дварим 8:12,Ликутей Моаран 17:3). Поэтому пост помогает человеку сохранять необходимое состояние тоски и стремления. В наши дни, когда людям стало трудно молиться, главное - сохранять стремление, страсть (Ликутей эцот, Рацон 3).
Возможно также, что это рекомендация воздерживаться от еды в обители Злодея.
[11] в последний день. Когда будет достигнут уровень совершенного понимания. Это происходит в Рош ашана, в праздник, который приходится на новолуние. Как уже упоминалось, луна была уменьшена по приказу Царя. С того момента, когда мы видим новую луну, она начинает расти, и это символизирует процесс очищения, восстановления малхут. Поэтому написано: «Ищи Бога, когда Его можно найти» (Ешаяу 55:6), и наши мудрецы (Рош ашана 18а) говорят, что эти слова в первую очередь относятся к Рош ашана. Это также время, когда можно найти и освободить Шхину (Римзей маасиет, Ашматот). В Рош ашана был сотворен Адам.