2


Публикуется с разрешения издательства "Еврейская книга".

Купить в магазине издательства "Еврейская книга"


Бродил долгое время там и сям, и в пустыне[1], и в поле, и в лесах! Очень долго искал. И блуждая по пустыне, увидел однажды тропу[2]. И рассудил про се­бя:[3] «Вот я скитаюсь по пустыне и ничего не нахожу - пойду по этой тропе, может выйду к какому-нибудь жилью». Рассудив так, пошел и шел долго, пока не увидел замок[4] и войско[5] вокруг него. Замок тот был прекрасен[6], но войско перед ним, ласкающее глаз стройностью рядов, устрашило его. И взглянул на вои­нов, и устрашился, что не дадут ему войти. Но подумал он и решил про себя: «Пойду[7] и попытаюсь». И оста­вил коня[8], и пошел к замку. И стражи пропустили его, и не препятствовали[9] и не гнались за ним.

И ходил он по замку из комнаты в комнату, и не мешали ему. И вошел в тронный зал[10] и увидел - сидит царь[11] в короне[12] и стражи вокруг него. А перед царем играют музыканты, поют песни и красиво[13] вокруг. И ни царь, и никто из стражей не спросили[14] вошедшего ни о чем. И увидел лакомства[15] и всякую снедь, взял и поел[16], и прилег в углу посмотреть, что будет.



[1] пустыне. На иврите - мидбар. Это слово происходит от корня давар, что значит «слово», «говорение». Имеются в виду слова молитвы. Это также место уединения, одиночества. Оно указыва­ет на итбодедут, индивидуальную мо­литву наедине с самим собой, медита­цию (р. Розенфельд).

По раби Нахману, пустыня указыва­ет также на веру: для народа Израиля выход в пустыню из Египта вместе с Моше было великим подвигом веры (ЛикутейМоаран Тиньяна 5:15).

Пустыня - сухое место. Когда чело­век начинает молиться, он не испытыва­ет никакого воодушевления, молитва его суха и безжизненна.

[2] тропу. Чтобы найти принцессу, ца­дик должен оставить проторенные до­роги и искать окольные пути. Согласно брацловской традиции такой дорогой может стать итбодедут, уединенное размышление и молитва.

[3] рассудил про себя. Сосредоточил на этом свои мысли, обдумывал.

[4] замок. Мивцар на иврите, шлосс на идиш. Позже он попадет в жемчуж­ный замок. Но сейчас она находится в обители зла. В Кабале понятие «замок» означает мир Брия (Кеилат Яаков).

[5] войско. Это воины зла, стражи этих мест. Их воплощением являются армии, вторгающиеся в Землю Израиля. Эти воины могут также символизировать человеческие фантазии, иллюзии.

[6] прекрасен. Сфера зла напомина­ет сферу добра, но это иллюзия.

[7] Пойду. Цадик не боится сферы зла. Талмуд говорит, что совершенный праведник неуязвим для зла (Брахот 7а). «И когда пойду я в долину смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мной» (Теилим 23:4).

[8] И оставил коня. Свое тело. Это был чисто духовный опыт. Медитация и молитва могут привести человека к «отрешению от материального мира» (ит паштут агашмиут) [Орах хаим 98:1). И Адам, как мы увидим дальше, находился целиком на духовном уровне (Ари, Ли­кутей Тора).

[9] и не препятствовали. Наместник мог войти туда беспрепятственно, по­тому что зло не властно над ним.

[10] тронный зал. Эйхал символизиру­ет малхут, возможно, в мире Брия (мира творения). Свет малхут в аспекте хесед мира Брия (Эц хаим, Шаар швират келим 3:126).

[11] царь. Это царь зла.

[12] в короне. Это сфира кетер (Коро­на) со стороны зла, занимающая там то же место, что и аналогичный аспект в мире добра. Зоар также говорит о «ко­роне зла» (69:108б).

[13] красиво. Но в обители зла вся кра­сота фальшива, иллюзорна.

[14] не спросили. Никто его ни о чем не спрашивал. Легко войти в обитель зла, никто не задает вопросов, и нет ника­ких барьеров (р. Розенфельд). «Кто при­шел, чтобы оскверниться, открывают ему» (Йома 38б). Это создает контраст с великанами, которые впоследствии будут отговаривать его.

[15] лакомства. В сфере зла можно найти все мирские удовольствия и на­слаждения (Зимрат аарец).

[16] поел. Как если бы ему было позво­лено там есть. Быть может, он не созна­вал, что находится во дворце зла, и ему нельзя здесь есть. Возможно, поэтому он ослабел. И, может быть, поэтому и впоследствии не смог удержаться от еды.

Запись опубликована в рубрике: .