Публикуется с разрешения издательства "Еврейская книга".
Купить в магазине издательства "Еврейская книга"
Бродил долгое время там и сям, и в пустыне[1], и в поле, и в лесах! Очень долго искал. И блуждая по пустыне, увидел однажды тропу[2]. И рассудил про себя:[3] «Вот я скитаюсь по пустыне и ничего не нахожу - пойду по этой тропе, может выйду к какому-нибудь жилью». Рассудив так, пошел и шел долго, пока не увидел замок[4] и войско[5] вокруг него. Замок тот был прекрасен[6], но войско перед ним, ласкающее глаз стройностью рядов, устрашило его. И взглянул на воинов, и устрашился, что не дадут ему войти. Но подумал он и решил про себя: «Пойду[7] и попытаюсь». И оставил коня[8], и пошел к замку. И стражи пропустили его, и не препятствовали[9] и не гнались за ним.
И ходил он по замку из комнаты в комнату, и не мешали ему. И вошел в тронный зал[10] и увидел - сидит царь[11] в короне[12] и стражи вокруг него. А перед царем играют музыканты, поют песни и красиво[13] вокруг. И ни царь, и никто из стражей не спросили[14] вошедшего ни о чем. И увидел лакомства[15] и всякую снедь, взял и поел[16], и прилег в углу посмотреть, что будет.
[1] пустыне. На иврите - мидбар. Это слово происходит от корня давар, что значит «слово», «говорение». Имеются в виду слова молитвы. Это также место уединения, одиночества. Оно указывает на итбодедут, индивидуальную молитву наедине с самим собой, медитацию (р. Розенфельд).
По раби Нахману, пустыня указывает также на веру: для народа Израиля выход в пустыню из Египта вместе с Моше было великим подвигом веры (ЛикутейМоаран Тиньяна 5:15).
Пустыня - сухое место. Когда человек начинает молиться, он не испытывает никакого воодушевления, молитва его суха и безжизненна.
[2] тропу. Чтобы найти принцессу, цадик должен оставить проторенные дороги и искать окольные пути. Согласно брацловской традиции такой дорогой может стать итбодедут, уединенное размышление и молитва.
[3] рассудил про себя. Сосредоточил на этом свои мысли, обдумывал.
[4] замок. Мивцар на иврите, шлосс на идиш. Позже он попадет в жемчужный замок. Но сейчас она находится в обители зла. В Кабале понятие «замок» означает мир Брия (Кеилат Яаков).
[5] войско. Это воины зла, стражи этих мест. Их воплощением являются армии, вторгающиеся в Землю Израиля. Эти воины могут также символизировать человеческие фантазии, иллюзии.
[6] прекрасен. Сфера зла напоминает сферу добра, но это иллюзия.
[7] Пойду. Цадик не боится сферы зла. Талмуд говорит, что совершенный праведник неуязвим для зла (Брахот 7а). «И когда пойду я в долину смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мной» (Теилим 23:4).
[8] И оставил коня. Свое тело. Это был чисто духовный опыт. Медитация и молитва могут привести человека к «отрешению от материального мира» (ит паштут агашмиут) [Орах хаим 98:1). И Адам, как мы увидим дальше, находился целиком на духовном уровне (Ари, Ликутей Тора).
[9] и не препятствовали. Наместник мог войти туда беспрепятственно, потому что зло не властно над ним.
[10] тронный зал. Эйхал символизирует малхут, возможно, в мире Брия (мира творения). Свет малхут в аспекте хесед мира Брия (Эц хаим, Шаар швират келим 3:126).
[11] царь. Это царь зла.
[12] в короне. Это сфира кетер (Корона) со стороны зла, занимающая там то же место, что и аналогичный аспект в мире добра. Зоар также говорит о «короне зла» (69:108б).
[13] красиво. Но в обители зла вся красота фальшива, иллюзорна.
[14] не спросили. Никто его ни о чем не спрашивал. Легко войти в обитель зла, никто не задает вопросов, и нет никаких барьеров (р. Розенфельд). «Кто пришел, чтобы оскверниться, открывают ему» (Йома 38б). Это создает контраст с великанами, которые впоследствии будут отговаривать его.
[15] лакомства. В сфере зла можно найти все мирские удовольствия и наслаждения (Зимрат аарец).
[16] поел. Как если бы ему было позволено там есть. Быть может, он не сознавал, что находится во дворце зла, и ему нельзя здесь есть. Возможно, поэтому он ослабел. И, может быть, поэтому и впоследствии не смог удержаться от еды.