Публикуется с разрешения издательства "Еврейская книга".
Купить в магазине издательства "Еврейская книга"
И вот появилось и прошло там большое войско[1] с обозом. Слуга испугался солдат и спрятался[2]. А потом проехала карета[3] и в ней царская дочь. И она остановилась возле спящего, вышла из кареты, присела подле и узнала его. И всеми силами пыталась пробудить[4], но он не пробуждался. И стала причитать[5] над ним: «Вот все труды его и старания, и страшные усилия ради того единственного дня, когда можно было вызволить меня, пропали зря!» И зарыдала о том: «Да снизойдет милосердие великое на него и на меня!... ведь столько лет я здесь и не могу уйти!» И тогда сняла с головы платок[6] и начертала послание на нем своими слезами[7] и покрыла спящего платком. И встала и пошла к карете, и уехала оттуда.
Через некоторое время пробудился наместник и спросил слугу: «На каком я свете?» И слуга рассказал ему все, как было. Как шло войско, а за ним карета. И как царская дочь сошла и плакала над ним, и кричала, чтоб снизошло милосердие на него и на нее.
Огляделся он и видит - лежит платок[8]. Спросил: «Откуда это?» Отвечал слуга: «Она начертала на нем слезами». И он взял платок и поднял его, держа против солнца[9]. И постепенно стал различать буквы, и увидел ее рыдания и прочел все ее причитания и еще, что теперь она не в том замке[10], и отыщет он ее тогда, когда найдет золотую гору[11] и жемчужный замок[12].
Оставил он тогда слугу[13] и решил отправиться один. И ходил и искал ее, и так прошло несколько лет, пока однажды не сказал себе: «Конечно же, там, где живут люди, не найти горы из золота и замка из жемчуга, - был он знаток всех карт и летописей мира, - а потому пойду-ка искать в пустынях[14]!»
[1] войско. Некоторые говорят, что это были солдаты, которые привели принцессу из замка. Они символизируют беды, которые претерпевает человек. И его фантазии
[2] спрятался. Потому что на этот раз он был соучастником.
[3] карета (открытая коляска и закрытые экипажи). На иврите меркава (колесница). Ее видел в видении пророк Ехезкель после первого изгнания, это было последнее пророчество во время изгнания. В карете, как мы увидим, едет Царская дочь. Меркава символизирует Шхину, которая уходит в изгнание. В закрытых экипажах (агалот цав - Бемидбар 7:3), или повозках, перевозили Мишкан в пустыне.
[4] пыталась пробудить. Сама Шхина пытается пробудить людей (Израиль), но не может (р. Розенфельд). Когда человек теряет веру из-за интеллектуального любопытства, его не может пробудить даже Божественное явление.
[5] причитать. Божественное Присутствие, Шхина, сетует, что мы ее не освобождаем (Зоар 3:42а, б).
[6] платок. Он был повязан у нее вокруг головы, что символизирует окружающий свет (макифин) ментальной силы Шхины.
Концепция макифин (окружающих светов) указывает на идеи, непостижимые для сознания.
Передавая платок, она намекает ему, что его ум не в состоянии все осознать. При помощи логики ее не найти. Чтобы найти ее, наместник должен подняться над логикой.
Возможно, это относится к пророчеству, сказанному об освобождении из семидесятилетнего изгнания в Вавилоне.
Это первое упоминание о платке Царской дочери. Некоторые считают, что платок символизирует утраченную Тору, которую наместник теперь не может понять.
[7] начертала... слезами. Талмуд говорит о Боге, который плачет и льет слезы, отправляя Своих детей в изгнание (Брахот 49). Раби Нахман объясняет, что эти слезы указывают на то, что Бог заботится об Израиле, что Божественное Провидение хранит Израиль от бед. Шхина все еще наблюдает за евреями. Раби Нахман также учит, что слезы способны удалить с малхут отпечаток зла. Ее слезы помогут ему преодолеть негативные аспекты малхут и всем сердцем искать ее.
Возможно, она учит его силе слез. Потом мы увидим, что всякий раз, когда его вера ослабевает, он начинает плакать и таким образом преодолевает все трудности. Большое отличие от первой встречи, когда она дала ему четкие наставления. Теперь она пишет слезами, которые трудно увидеть.
Стоит отметить, что и Моше писал о своей смерти (последние восемь пред- ложений Торы) со слезами (Бава батра 15а).
[8] и видит - лежит платок. Когда он проснулся, его интеллект (слуга) дает ему осознать Тору, которую он потерял.
[9] солнца. Раби Нахман учит, что солнце - это мудрость, содержащаяся в каждой вещи. И мы узнаем о провидении Шхины только через хохму, сознание.
Раби Нахман также учит, что солнце - это цадик. Если человек хочет увидеть истинную силу слез веры, он должен приблизиться к свету цадика.
Платок - это макифин, которые нельзя понять. Только подняв их к «солнцу», человек может прочесть послание. Иначе надпись невидима.
Это может также означать способ овладения руах акодеш (пророческим духом). До разрушения Первого Храма этот дух часто проявлялся у людей (Мегила 14а). Но после семидесяти лет изгнания пророчество прекратилось, и обрести руах акодеш можно было только через Маасе меркава - послание, оставленное Царской дочерью на меркава (колеснице). Это было не открытое и очевидное для всех знание, а начертание невидимых чернил, которое можно было разобрать, только поднеся его к солнцу. Маасе меркава (тайному учению Кабалы) можно учить только того, кто является «хахам амевин мидаато» (мудрецом, который сам способен понять). Наука эта требует света хохмы (Хагига 11б).
[10] она не в том замке. В первый раз она осталась там же, а теперь уехала далеко.
После греха Адама Божественное Присутствие оставалось в том же состоянии, так что его мог освободить любой человек. Но после греха Ноаха это могли сделать только потомки Шема, а затем Авраама и Израиля. Шхина как бы удалилась.
Это нашло отражение в двух изгнаниях. После египетского изгнания Божественное Присутствие можно было обнаружить в пророчестве. А после вавилонского изгнания пророчество прекратилось. Теперь ощутить Божественное Присутствие стало намного труднее.
И сначала наместник мог выбрать любое место, какое пожелает. А теперь ему нужно было для ее освобождения найти золотую гору.
[11] золотую гору. Этот образ - ключ ко второй части истории. Из контекста следует, что обычное богатство ничего не стоит. На это указывает вопрос великана: «Что там у них в цене»? Шхина скрыта в месте несказанного богатства. Далее станет понятно, что речь идет о Будущем Мире.
Раби Нахман учит, что для более глубокого понимания Торы (обнаружения Шхины) нужно большое богатство. Чтобы найти Царскую дочь, человек должен найти золотую гору.
Упоминание о богатстве содержит в себе намек на Ковчег, который был покрыт золотом. Параллельно земному Храму существует небесный Храм. На него, возможно, и указывает замок на горе. Это источник богатства со стороны святости.
Одна из причин, почему его трудно найти, заключается в том, что Ковчег не занимает никакого места (Бава батра 99а).
Может быть, гора символизирует Ковчег, поскольку пророчество исходит из пространства между двумя золотыми херувимами на крышке Ковчега. А теперь он скрыт в высоте.
Гора может символизировать и место душ. Учат, что очищение душ подобно очищению золота (При эц хаим, Шаар амаца 1). И еще передают, что Шхина проходит через рай - место праведных душ в мире Брия(Шаар ака- ванот, Тикун лайла 4). Это может быть связано сАравот, где Бог хранит Свои сокровища, а также души (Хагига 12б).
Вначале, чтобы освободить Шхину, достаточно было соблюдать семь заповедей Ноаха (и его потомков - неевреев). А теперь потребовались 613 заповедей Торы. Для того, чтобы выполнять первоначальные семь заповедей, деньги не требуются. А для исполнения 613 заповедей нужны деньги, поскольку нужно изготовить разные ритуальные предметы.
Некоторые говорят, что на золотую гору как символ Будущего Мира указывают слова из Иова (28:6-8): «Место сапфира - камни ее; а песок - золото в нем. Тропа там неведома даже стервятнику, и глаз коршуна ее не видал. Не ступали там хищники, и лев не ходил». Поэтому дальше в этой истории об этой горе не знают ни звери, ни птицы.
А согласно Талмуду, в этих стихах говорится о богатстве Содома (Санhедрин 109а; Зоар 1:106а). Значит, это богатство, которое попало в сферу зла, и его следует снова поднять (Сихот а-Ран 4).
Но строки Писания продолжают: «А мудрость где обретается... ее не купишь за золото...» (Иов 28:12, 15). И дальше: «Откуда исходит мудрость... Она скрыта от глаз всего живого (зверей - хай) и утаена от птиц в небе... Но Бог понимает ее путь и знает ее место... Когда ветру Он дает вес...» (Иов 28:20-25). Это может быть отнесено к Торе.
Согласно Зоару, имеется в виду есод хохма (раби Хаим Виталь к Зоару 3:193б). Это радость (есод), которую получают от интуитивного знания (хохма). Радость, которую человек получает от вспышки прозрения, выше, чем радость от золота. Возможно, что озарение - это та самая золотая гора, которую ищет наместник. Люди разубеждают его, говоря, что ее не существует.
[12] жемчужный замок. Есть мнение, что это Святая Святых небесного Храма (Мишлей 3:15). Он может быть связан с Авраамом, у которого была дочь и жемчужина (Бава батра 16а). Эта жемчужина также символизирует мудрость (Рашба к Эйн Яаков).
Говорят, что жемчужина связана со снами (Тикуней Зоар 70,129б; Баир 41) и некудой (точкой) «холем», символом сфиры тиферет.
Раньше дочь царя находилась в замке, а теперь сам замок стал жемчужиной.
[13] оставил он тогда слугу. В первый раз он оставлял коня. До первого испытания ему нужно было преодолеть только физические желания. А сейчас оставить и слугу, интеллект, и руководствоваться только эмуной (чистой верой). А по мнению тех, кто считает, что слуга - это душа, речь идет о радикальном очищении, когда остаются позади даже низшие сферы души (р. Розенфельд).
[14] в пустынях. «Не найти ее в земле обитаемой» (Иов 28:13; Биур аликутим 60:67).