4


Публикуется с разрешения издательства "Еврейская книга".

Купить в магазине издательства "Еврейская книга"


И пошел он и все сделал, как она сказала. И через год наступил последний день. И постился он и не смы­кал глаз. Потом собрался и пошел. По пути увидел дерево[1] и на нем большие яблоки[2], прекрасного вида[3]. Соблазнился и поел от них. И только съел яблоко, тотчас упал и заснул[4]. И спал долгое время. И слуга[5] пытался пробудить его и не смог.

А когда, в конце-концов, пробудился ото сна, спро­сил слугу: «Действительно я на этом свете?» И рассказал ему слуга все как было и сказал: «Ты спал очень долго - несколько лет, а пока ты спал, я кормился этими плода­ми». Царский наместник горько закручинился.

И отправился[6] к царской дочери. И та горевала очень и сказала ему:

- Если б явился в назначенный день, вызволил бы меня отсюда, а так теперь все пропало из-за одного дня. Ибо воздерживаться от еды очень трудно, особен­но в последний день, когда соблазн[7] набирает полную силу. Теперь возвращайся снова, выбери себе место и опять проведи там год. А в последний день можешь есть[8], только не смыкай глаз[9] и не пей вина, чтобы не заснуть. Ведь главное - не спать.

Опять он все сделал, как она сказала. И в последний день отправился в путь[10] и увидел - источник течет57[11]. Красного цвета и с запахом вина. И спросил слугу[12]: «Видишь тот источник, должно быть, в нем вода, но почему она красного цвета и пахнет как вино?» И подошел и хлебнул[13]. И тотчас упал навзничь и проспал семьдесят лет[14].



[1] увидел дерево. В последний день Злодей сделал пост особенно трудным. Сама принцесса сказала ему об этом. Написано: «И придет к вам зло в конце дней» (Дварим 31:29). В последнюю ми­нуту силы зла полностью мобилизуются.

[2] яблоки. Интересно, что в этой ис­тории плодом является яблоко. В Мид- раше и Талмуде есть разные мнения о том, какой запретный плод был в Ган Эдене. Есть мнения, что они съели ин­жир, виноград, этрог и даже пшеницу (Брахот40а; Зоар 2:15б).

[3] прекрасного вида (оно было же­ланно для глаз). Это цитата из «Брей­шит» (3:6), относящаяся к Еве (Хаве). Это было испытанием первых людей. Адам и Хава олицетворяли собой первую по­пытку освободить Царскую дочь (Тику­ней Зоар 65:98б; Эц хаим 161, 113; Шаар друшей некудот 3).

[4] заснул. Это утрата высшего со­стояния сознания (Эцхаим, Шаар ане- сира 1). Она сравнима с духовной смертью, являясь одной шестидесятой частью смерти. Это нашло отражение в Торе: за десять поколений от Адама до Ноаха не произошло ничего значительного. Как будто все человечество нахо­дилось в состоянии спячки. Однако в то время человечество было единым, и его легко было очистить.

Сон этот символизируется изгнанием и рабством евреев в Египте (Зоар 2:189а, б), что явилось результатом гре­ха Адама (Шаар акаванот, Песах 1:137). Египетское изгнание было обу­словлено также недостатком веры Авраама, как следует из его слов: «Откуда я узнаю...» (Брейшит 15:8; Биур аликутим, 60:76). Как мы видели, вера - один из атрибутов Царской дочери.

[5] слуга. На слугу не повлияло, а по­влияло лишь на наместника, ЗерАнпин, высшего человека. Слуга символизиру­ет интеллект. Человек подчиняется же­ланию, поэтому интеллект пытается его пробудить. Во время второго сна слуга уже не пробует его разбудить.

[6] отправился (и нашел принцессу). После первого инцидента принцесса оставалась на том же месте, и ему легко было ее найти (Римзей маасиет). Потому что человечество еще остава­лось единым. Оно не изменило свое состояние, чтобы освободить Шхину.

Этот сон символизирует египетское изгнание, после него пророчество еще сохранялось. Божественное Присутст­вие могло, как прежде, пребывать на человеке в пророчестве. Именно это стало временем максимального откро­вения, когда пророчество достигло наи­большей высоты у Моше, величайшего из пророков всех времен (Шабат 108б).

[7] соблазн (злое побуждение). Ецер ара.

[8] можешь есть. На этот раз условия легче.

[9] только не смыкай глаз. Чтобы ос­вободить Шхину, человек должен быть в бодрствующем состоянии сознания. Во сне над человеком берут верх силы зла. Вот почему мы должны омывать руки после пробуждения (Шабат 108б).

[10] 56отправился в путь (к замку). К мал­хут. Имеется в виду Ноах. Кабалисты говорят, что виноградник, который тот посадил (Брейшит 9:20), представляет собой малхут (Реканти). Вино может помочь человеку достичь нужного со­стояния сознания для взаимодействия с малхут; вот почему в Шабат для Кидуша (освящения) мы используем вино. Одна­ко неправильно употребляемое или за­прещенное вино производит обратный эффект (Реканти).

[11] и увидел - источник течет. Это средство очиститься, средство, которое может ему помочь. Но злое побуждение всегда старается вызывать отвращение к хорошему (Биур аликутим 60:74).

[12] и спросил слугу. В первый раз он съел плод, просто потому что захотел его. Теперь он обсудил это со слугой (и это показывает, что слуга - это дейст­вительно его интеллект, логика). Когда человек пускается в формальные рас­суждения касательно чего-то запретно­го, значит, он на пути к падению.

Если вначале это было физическое желание, теперь, скорее, интеллекту­альное любопытство. Он нуждался в оправдании, зная, что вино лишит его умственной способности.

[13] хлебнул. Теперь наместник в роли Ноаха. Ноах мог освободить Шхину и привести к окончательному освобож­дению, но потерял эту возможность, когда напился (Брейшит 9:21; Реканти, Адир бамаром 11б). Вино клонит ко сну (Ликутей алахот, Яйн незек 2:8).

Это касается и пира, который устро­ил Ахашверош в конце семидесятилет­него периода изгнания (Ликутей ала­хот, Пурим 1:1).

Итак, человечество пало дважды: с Адамом и Ноахом. Талмуд говорит, что один мудрец молился: «Владыка все­ленной, мы хотим исполнять Твое жела­ние, но нас удерживает подчинение другим народам и закваска в тесте» (Брахот 17б). Раши объясняет, что за­кваска - злое влечение.

Влечение к злу появилось в человеке в результате греха Адама, оно вошло в него. Мидраш говорит об Адаме как о «тесте мира» (Шабат 33). Поэтому «за­кваска в тесте» - зло, усвоенное чело­веком.

Подчинение царствам, с другой сто­роны, происходит от греха Ноаха. Сра­зу после рассказа о том, как Ноах напился, Тора говорит о разделении мира на семьдесят народов (Брейшит 10, смотри ниже). Это новое обстоя­тельство делает освобождение Шхины еще более трудным.

[14] семьдесят лет. В Ликутей Моаран (60) прямо говорится, что семьдесят лет сна символизируют ограниченное состояние сознания человека, в котором от него скрыты семьдесят ликов Торы. Это низшее, оскверненное состояние. В Отиет дераби Акива сказано, что «есть семьдесят ликов Торы» - семьде­сят возможных способов интерпрета­ции. На иврите слово шана (год) может также означать «учил» и «различие».

Сон Ноаха, видимо, продолжался семьдесят лет, потому что привел к раз­делению мира на семьдесят народов и семьдесят языков. Он также способст­вовал росту светской мудрости, кото­рая уводит человека от семидесяти ли­ков Торы (Ликутей алахот, Орах хаим, кадиш 7).

Семидесятилетний сон также указы­вает на семьдесят лет изгнания в Вави­лоне после разрушения Первого Хра­ма. Об этом изгнании автор псалмов говорит: «Мы были как спящие» (Теилим 126:1). То же значение и у истории о Хони Амеагеле (дедушкетого, кто очер­тил вокруг себя круг, и сказал, что не выйдет из него, пока Творец не ответит на его молитву, посылая для народа спасительный дождь). Он проспал семь­десят лет Вавилонского изгнания (Таа- нит3:9,16б). Это связано с вином Ноа­ха, и в конце семидесяти лет царь Ахаш- верош устроил пир с вином (Эстер 7:2, Ликутей алахот, Пурим 1:1).

Важно, что изгнание происходило в Вавилоне, где человечество раздели- лось на семьдесят народов. Это изгна­ние должно было искупить грех Ноаха (Брейшит раба 36).

Семьдесят лет - это также срок жиз­ни человека (Теилим 90). Обыкновен­ный человек может прожить всю жизнь, не поднимаясь над уровнем ограничен­ного сознания. Но может удостоится того, что за семьдесят лет жизни позна­ет все семьдесят ликов Торы (Ликутей алаха; Кибуд рав веталмид хахам 2:3).

Два приведенных выше эпизода свя­заны с двумя главными испытаниями в жизни человека. Яблоко символизирует простое желание. Человек может не суметь удержаться на должном уровне (заснуть), поддавшись своим желаниям. Но сон его не длится «семьдесят лет», а Шхина ожидает, что он проснется.

Но он может пасть и из-за интеллек­туального любопытства, сделавшись атеистом, неверующим. Когда человек пьет это «вино», он отпадает от всех семидесяти ликов Торы. Более того, ко­гда он пробуждается, Божественное Присутствие больше его не ждет. (Это шибуд малхут, нееврейская мудрость.)

Здесь важно отметить, что слуга пы­тается пробудить его в первый раз, но не делает этого во второй раз. Более того, поскольку слуга был соучастни­ком последнего эпизода, он остается позади, когда наместник продолжает свой поиск.

Запись опубликована в рубрике: .