Публикуется с разрешения издательства "Еврейская книга".
Купить в магазине издательства "Еврейская книга"
И пошел он и все сделал, как она сказала. И через год наступил последний день. И постился он и не смыкал глаз. Потом собрался и пошел. По пути увидел дерево[1] и на нем большие яблоки[2], прекрасного вида[3]. Соблазнился и поел от них. И только съел яблоко, тотчас упал и заснул[4]. И спал долгое время. И слуга[5] пытался пробудить его и не смог.
А когда, в конце-концов, пробудился ото сна, спросил слугу: «Действительно я на этом свете?» И рассказал ему слуга все как было и сказал: «Ты спал очень долго - несколько лет, а пока ты спал, я кормился этими плодами». Царский наместник горько закручинился.
И отправился[6] к царской дочери. И та горевала очень и сказала ему:
- Если б явился в назначенный день, вызволил бы меня отсюда, а так теперь все пропало из-за одного дня. Ибо воздерживаться от еды очень трудно, особенно в последний день, когда соблазн[7] набирает полную силу. Теперь возвращайся снова, выбери себе место и опять проведи там год. А в последний день можешь есть[8], только не смыкай глаз[9] и не пей вина, чтобы не заснуть. Ведь главное - не спать.
Опять он все сделал, как она сказала. И в последний день отправился в путь[10] и увидел - источник течет57[11]. Красного цвета и с запахом вина. И спросил слугу[12]: «Видишь тот источник, должно быть, в нем вода, но почему она красного цвета и пахнет как вино?» И подошел и хлебнул[13]. И тотчас упал навзничь и проспал семьдесят лет[14].
[1] увидел дерево. В последний день Злодей сделал пост особенно трудным. Сама принцесса сказала ему об этом. Написано: «И придет к вам зло в конце дней» (Дварим 31:29). В последнюю минуту силы зла полностью мобилизуются.
[2] яблоки. Интересно, что в этой истории плодом является яблоко. В Мид- раше и Талмуде есть разные мнения о том, какой запретный плод был в Ган Эдене. Есть мнения, что они съели инжир, виноград, этрог и даже пшеницу (Брахот40а; Зоар 2:15б).
[3] прекрасного вида (оно было желанно для глаз). Это цитата из «Брейшит» (3:6), относящаяся к Еве (Хаве). Это было испытанием первых людей. Адам и Хава олицетворяли собой первую попытку освободить Царскую дочь (Тикуней Зоар 65:98б; Эц хаим 161, 113; Шаар друшей некудот 3).
[4] заснул. Это утрата высшего состояния сознания (Эцхаим, Шаар ане- сира 1). Она сравнима с духовной смертью, являясь одной шестидесятой частью смерти. Это нашло отражение в Торе: за десять поколений от Адама до Ноаха не произошло ничего значительного. Как будто все человечество находилось в состоянии спячки. Однако в то время человечество было единым, и его легко было очистить.
Сон этот символизируется изгнанием и рабством евреев в Египте (Зоар 2:189а, б), что явилось результатом греха Адама (Шаар акаванот, Песах 1:137). Египетское изгнание было обусловлено также недостатком веры Авраама, как следует из его слов: «Откуда я узнаю...» (Брейшит 15:8; Биур аликутим, 60:76). Как мы видели, вера - один из атрибутов Царской дочери.
[5] слуга. На слугу не повлияло, а повлияло лишь на наместника, ЗерАнпин, высшего человека. Слуга символизирует интеллект. Человек подчиняется желанию, поэтому интеллект пытается его пробудить. Во время второго сна слуга уже не пробует его разбудить.
[6] отправился (и нашел принцессу). После первого инцидента принцесса оставалась на том же месте, и ему легко было ее найти (Римзей маасиет). Потому что человечество еще оставалось единым. Оно не изменило свое состояние, чтобы освободить Шхину.
Этот сон символизирует египетское изгнание, после него пророчество еще сохранялось. Божественное Присутствие могло, как прежде, пребывать на человеке в пророчестве. Именно это стало временем максимального откровения, когда пророчество достигло наибольшей высоты у Моше, величайшего из пророков всех времен (Шабат 108б).
[7] соблазн (злое побуждение). Ецер ара.
[8] можешь есть. На этот раз условия легче.
[9] только не смыкай глаз. Чтобы освободить Шхину, человек должен быть в бодрствующем состоянии сознания. Во сне над человеком берут верх силы зла. Вот почему мы должны омывать руки после пробуждения (Шабат 108б).
[10] 56отправился в путь (к замку). К малхут. Имеется в виду Ноах. Кабалисты говорят, что виноградник, который тот посадил (Брейшит 9:20), представляет собой малхут (Реканти). Вино может помочь человеку достичь нужного состояния сознания для взаимодействия с малхут; вот почему в Шабат для Кидуша (освящения) мы используем вино. Однако неправильно употребляемое или запрещенное вино производит обратный эффект (Реканти).
[11] и увидел - источник течет. Это средство очиститься, средство, которое может ему помочь. Но злое побуждение всегда старается вызывать отвращение к хорошему (Биур аликутим 60:74).
[12] и спросил слугу. В первый раз он съел плод, просто потому что захотел его. Теперь он обсудил это со слугой (и это показывает, что слуга - это действительно его интеллект, логика). Когда человек пускается в формальные рассуждения касательно чего-то запретного, значит, он на пути к падению.
Если вначале это было физическое желание, теперь, скорее, интеллектуальное любопытство. Он нуждался в оправдании, зная, что вино лишит его умственной способности.
[13] хлебнул. Теперь наместник в роли Ноаха. Ноах мог освободить Шхину и привести к окончательному освобождению, но потерял эту возможность, когда напился (Брейшит 9:21; Реканти, Адир бамаром 11б). Вино клонит ко сну (Ликутей алахот, Яйн незек 2:8).
Это касается и пира, который устроил Ахашверош в конце семидесятилетнего периода изгнания (Ликутей алахот, Пурим 1:1).
Итак, человечество пало дважды: с Адамом и Ноахом. Талмуд говорит, что один мудрец молился: «Владыка вселенной, мы хотим исполнять Твое желание, но нас удерживает подчинение другим народам и закваска в тесте» (Брахот 17б). Раши объясняет, что закваска - злое влечение.
Влечение к злу появилось в человеке в результате греха Адама, оно вошло в него. Мидраш говорит об Адаме как о «тесте мира» (Шабат 33). Поэтому «закваска в тесте» - зло, усвоенное человеком.
Подчинение царствам, с другой стороны, происходит от греха Ноаха. Сразу после рассказа о том, как Ноах напился, Тора говорит о разделении мира на семьдесят народов (Брейшит 10, смотри ниже). Это новое обстоятельство делает освобождение Шхины еще более трудным.
[14] семьдесят лет. В Ликутей Моаран (60) прямо говорится, что семьдесят лет сна символизируют ограниченное состояние сознания человека, в котором от него скрыты семьдесят ликов Торы. Это низшее, оскверненное состояние. В Отиет дераби Акива сказано, что «есть семьдесят ликов Торы» - семьдесят возможных способов интерпретации. На иврите слово шана (год) может также означать «учил» и «различие».
Сон Ноаха, видимо, продолжался семьдесят лет, потому что привел к разделению мира на семьдесят народов и семьдесят языков. Он также способствовал росту светской мудрости, которая уводит человека от семидесяти ликов Торы (Ликутей алахот, Орах хаим, кадиш 7).
Семидесятилетний сон также указывает на семьдесят лет изгнания в Вавилоне после разрушения Первого Храма. Об этом изгнании автор псалмов говорит: «Мы были как спящие» (Теилим 126:1). То же значение и у истории о Хони Амеагеле (дедушкетого, кто очертил вокруг себя круг, и сказал, что не выйдет из него, пока Творец не ответит на его молитву, посылая для народа спасительный дождь). Он проспал семьдесят лет Вавилонского изгнания (Таа- нит3:9,16б). Это связано с вином Ноаха, и в конце семидесяти лет царь Ахаш- верош устроил пир с вином (Эстер 7:2, Ликутей алахот, Пурим 1:1).
Важно, что изгнание происходило в Вавилоне, где человечество раздели- лось на семьдесят народов. Это изгнание должно было искупить грех Ноаха (Брейшит раба 36).
Семьдесят лет - это также срок жизни человека (Теилим 90). Обыкновенный человек может прожить всю жизнь, не поднимаясь над уровнем ограниченного сознания. Но может удостоится того, что за семьдесят лет жизни познает все семьдесят ликов Торы (Ликутей алаха; Кибуд рав веталмид хахам 2:3).
Два приведенных выше эпизода связаны с двумя главными испытаниями в жизни человека. Яблоко символизирует простое желание. Человек может не суметь удержаться на должном уровне (заснуть), поддавшись своим желаниям. Но сон его не длится «семьдесят лет», а Шхина ожидает, что он проснется.
Но он может пасть и из-за интеллектуального любопытства, сделавшись атеистом, неверующим. Когда человек пьет это «вино», он отпадает от всех семидесяти ликов Торы. Более того, когда он пробуждается, Божественное Присутствие больше его не ждет. (Это шибуд малхут, нееврейская мудрость.)
Здесь важно отметить, что слуга пытается пробудить его в первый раз, но не делает этого во второй раз. Более того, поскольку слуга был соучастником последнего эпизода, он остается позади, когда наместник продолжает свой поиск.