Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Йуд тес кислев 5718 г.

Тойрас Менахем ч. 21 стр.. 240

Мем далет

Когда Квойд Кдушас мойри вехами Адмур рассказывал в йуд тес кислев 5698 года по поводу гисваадус[1] своего отца, Ребе Рашаб[2]а, пятьдесят лет назад, в которой он рассказывал эту историю по поводу колус анефеш[3] со стороны удовольствия в аспектах Б-жественности — он продолжил свой рассказ:

на этом гисваадус находились несколько хасидим баалей цуро[4], как в hасколо[5], так и в авойдо[6].

На столе стояла гречневая каша — как было принято с древних времен, что в 19 кислев кушали гречневую кашу, и один из присутствующих (или несколько из них) кушал тем временем кашу с большим удовольствием. И сказал ему Ребе Рашаб: вы забыли, что вы кушаете «кашу»!

И объяснение в этом было, что поскольку в этом гисваадус говорилось о Б-жественных вещах так, что это было понятно и объяснено, вплоть до того, что у этого хасида пробудилось чувство ощутимого таануг[7], в разуме Б-жественной души, и это было притянуто в мидойс[8] естественной души, и из этого произошло распространение и облачение удовольствия в кушание каши.

И это учит нас, что также, когда находятся в совершенстве служения и в состоянии подъема в служении, тем не менее, должно быть аспект шмиро[9] и т.д., и как объяснялось выше в маамаре,

Что каждый аспект нуждается в шмиро, даже аспект мицвойс и даже аспекты Торы, которые не в аспекте гдорим усьогим[10], что это есть аспект баис в Торе, — ибо кроме того, что Тора называется именем «баис», она называется также именем «мозойн[11]«, и «лвуш[12]«, и следовательно, что аспект «баис» в Торе охраняет также аспекты Торы, которые называются «мозон» и «лвуш».

Мем hей

И представь себе:

Даже когда находятся на фарбренген[13] йуд тес кислев[14], с Ребе Рашабом, носи в Израиле, что «каждый, находящийся на трапезе, на которой находится талмид хохом[15], как будто бы наслаждается сиянием Шхины, и на этом гисваадус говорят о таануг, который связан с колус hанефеш к Элойкус (как в истории об Алтер Ребе, который достиг колус нефеш со стороны великого наслаждения, что он удостоился отдать свою жизнь за учение Баал Шем Това и Магида) — тем не менее, возможна такая ситуация у хосида баал цуро в авойдо или в hасколо или в их обоих, что его таануг распространится и притянется в таануг от кушания «гречневой каши»,

И не потому, что чувствует в этом Элойкус, или для того, чтобы воспрепятствовать аспекту колус hанефеш (как в известной истории) — что тогда бы Ребе Рашаб не должен был бы задерживать его, — но — удовольствие от кушания гречневой каши буквально, даже не таким образом, как объясняется в Тании, что намерение в этой еде это для того, чтобы тело было здорово и могло служить служение Вс-вышнему.

И из этого понятно особое подчеркивание в необходимости охранения и осторожности, чтобы уберечься (лишлол) от удовольствия поедания гречневой каши, даже когда занимаются аспектами Торы и служения, и даже в йуд тес кислев, на хасидском фарбренгене, и гисваадус, в котором участвует носи[16] в Израиле, Ребе Рашаб, отец Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур.

И тем более и тем более, когда аспекты достоинства, которые в этом, отсутствуют, а аспекты, связанные с этим миром, сохраняют свою силу, — то несомненно, что должно быть шмиро и зhирус[17] особенно.

И подобно тому, как это говорится об удовольствии в аспектах еды, подобно этому это также в том, чтобы сказать двар цахус[18], или битул азулос[19] (вместо битуль ацмой[20]), что, если во все времена нужно остерегаться этого, тем более и тем более, когда находятся в движении гиспаштус[21], каком бы то ни было, даже со стороны кдушо, что тогда способно прийти движение гиспаштус в аспекты нефеш баhамис[22], как понятно из этой истории.

Мем вов

Эта история – это не просто интересный рассказ, но также практическое указание:

После того, как Квойд Кдушас Адмур нишмосой Эйден задержал этого хасида, и сделал ему замечание, что он забывает, что кушает «гречневую кашу», и это было передано в поколениях после него – каждый может напомнить это себе, т.е., что его таануг в аспектах Б-жественности, вплоть до колус hанефеш, опускается и одевается (и от него приходит последствие) в таануг животной души, в поедании «гречневой каши», и он не делает ничего, для того, чтобы ограничить этот таануг, чтобы он не был притянут в низкие аспекты.

И как все идеи Торы и хасидизма, этот аспект дан таким образом, чтобы могли исполнить это, с радостью и добротой сердца, в линии умножения света – что даже немного света отталкивает много тьмы, и тем более и тем более много света – что дана сила мекушорим[23] и шайохим[24], что когда они напомнят себе это выражение, это поможет, чтобы воспрепятствовать распространению «плиштим[25]» со стороны леумас зэ[26], и даже распространение «плиштим», которые находятся посредине, между кдушо и леумас зэ,

И будут пользоваться колодцами Ицхака, которые не засыпали Плиштим, что это колодцы, которые были притянуты в «источники живой воды» пнимиюс Тора[27], что посредством них приходят к третьему колодцу, про который сказано «вайикро шмо Рхойвойс, ки ато hирхив Адой-ной лону уфорину боорец[28]«, и как объясняет Рамбан, что это говорит о бейс Микдош шлиши[29], после которого нет изгнания, в истинном и полном избавлении посредством Мошиаха цидкейну, в скором времени действительно.

[Квойд Кдушас Адмур Шлита приказал петь нигун Адмур Рашаба – нигун hахоно, и после этого приказал петь нигун Адмур Цемах Цедека].

Мем заин

Поскольку возможно, что есть такие, у кого есть претензии и т.д. – то самое лучшее, если я скажу об этом открыто, для того, чтобы облегчить и ослабить эти претензии:

Мы находим в Геморо[30] в отношении руководителя общины, который налагает страх на общество, что за это положено страшное наказание.

Однако, это не имеет отношения к нашему вопросу, поскольку: (1) Я не «руководитель общины». (2) Я не «навожу страх», (3) Я не пошлю потом полицию, чтобы потребовать то, что они обязались дать, (4) Я не упомянул суммы, а только сказал, что столько раз столько должен каждый дать, а дальше это зависит от свободного выбора каждого, и если он даст вдвое больше того, что я назвал – пусть прийдет на него благословение, и пусть Вс-вышний отдаст ему несколько раз столько, во всем, в чем нуждается он и его семья.

И самое главное – что давали с радостью, ибо кроме того, что объясняется в хасидуте, что все аспекты изучения Торы, молитвы и добрых дел должны быть с радостью и добрым сердцем, но есть вещи, приказание о которых объясняется в Писании, и нет необходимости учить это из слов мудрецов различными способами, и в нашем вопросе – Писание говорит ясным языком – «лой йейра левовхо беситхо лой[31]«!

Мем хес

И основная идея всего вышесказанного:

Мы сейчас находимся в самое благоприятное время, чтобы исарусо дилсато привела к исарусо дилейло – как говорит Алтер Ребе, баал асимхо, что хасидский фарбрейнген может сделать больше, чем ангел Михаэль.

И вот, идея ангела Михаэля это не только привести награду в этот мир, но также — …


[1] Хасидский фарбренген (праздничное застолье)

[2] Рабби Шолом Дов Бер, пятый Любавичский Ребе

[3] стремление души к Вс-вышнему (настолько сильное, что душа может отделиться от тела)

[4] досгигшие высокого уровня

[5] hасколо — Постижение разума

[6] Авойдо — Работа; служение.

[7] Таануг — Наслаждение

[8] Мидойс — Букв. «меры». Означает: чувства; моральные качества; нижние семь сфирот

[9] охрана

[10] «ограда» Торы. Дополнительные ограничения, установленные мудрецами

[11] Пища

[12] Лвуш — Одежда

[13] См. hисваадус

[14] Йуд тес кислев — Праздник освобождения Алтер Ребе

[15] Мудрец Торы

[16] Носи — Глава (сынов Израиля)

[17] Осторожность. См. также шмиро

[18] шутка

[19] унижение другого человека

[20] самопринижение

[21] Гиспаштус — Распространение

[22] Животная душа

[23] Мекушорим — Мн. ч. от «мекушор» — «привязанный», «связанный»

[24] Мн. ч. от «шайох» — имеющий отношение

[25] «Клипа «плиштим»» (Тора Ор Тойлдойс 17, 3; Тора Ор Бешалах 61, 3)

[26] Леумас зэ — Сторона, противоположная Святости

[27] Пнимиюс Тойро — Внутренняя, глубинная Тора

[28] «И он нарек ему имя «Реховот» и сказал: Ибо ныне простор дал нам Вс-вышний, и мы размножимся на земле» (Тойлдойс 26, 22)

[29] Бейс микдош шлиши — Третий Храм

[30] Рош аШана 17, 1

[31] «И пусть не досадует сердце твое, когда даешь ему» (Рээй 15, 10)