Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Пять ступеней Моше в Ацилут



Рав Ицхак Гинзбург, 30 адар-алеф 5779, часть третья

Первая часть: 30 адара — день Радла в году

Вторая часть: История раскрытия каббалы Ари

Расти из могилы

Мы объяснили, что кетер в Радло это Мошиах. Моше рабейну это аспект хохма в Радло. Его «могила» — это бина, йесод има в Радло, из которой рождается даат в Радло, это Баал Шем Тов. В сущности, как мы сказали ранее, могила Моше — она сама по себе Мордехай-иудей. Моше, немедленно, как только он умирает и входит в могилу, превращается в Мордехая, «Мордехай в своем поколении подобен Моше в своем поколении». Поэтому могила это нечто очень мощное. У Хазаль могила, кевер, это также «рехем», материнское чрево. Из могилы рождаются, в могиле зарождается новая жизнь, растут из могилы, как Яаков Цемах.

Пять ступеней Моше в Ацилут

Вернемся к нашей основной теме. Наш месяц, месяц адар, это месяц, связанный с Моше и Мордехаем. Поскольку сегодня «день Радла», то мы начали с толкования Моарица, что корень Моше рабейну в Радла. Но как обычно объясняется в писаниях Ари ступень Моше рабейну? И отсюда мы можем также понять относительно Мордехая, который продолжает его.

Простое понимание — мы говорили об этом раньше, что Моше это раскрытие йесод аба, когда йесод аба облачается в парцуф ЗА. Ари объясняет, что когда йесод аба входит в Исраэль, в парцуф ЗА, там есть пять аспектов, пять ступеней раскрытия Моше.

Это глубокая и важная тема, одна из самых основных тем в писаниях Ари.

Первая ступень раскрытия Моше — в даат

Прежде всего, он раскрывается в даат в ЗА. Поэтому говорится, что Моше это аспект даат в душах Израиля. Что такое йесод аба? — Это «барак», молния, о которой мы говорили ранее, молния, освещающая разум, новые открытия в Торе — прежде всего она облачается и раскрывается в даат, в ЗА.

Вторая ступень раскрытия Моше — в верхней трети тиферет

Потом она раскрывается в верхней трети тиферет ЗА. Там милость сокрыта. Туда распространяется йесод има, что означает итбоненут (медитация). Все это внутри итбоненут. Когда человек по- настоящему митбонен (медитирует), он забывает о себе. Он облачается внутрь итбоненут совершенно, и забывает о себе. Есть там хасадим (милость), ибо из итбоненут рождается любовь, но нет там аргашат а-йеш, как мы объясним. Это второе место, где раскрывается йесод аба, аспект Моше рабейну.

Пять Моше рабейну

Есть пять Моше рабейну. Так это выходит из писаний Ари. Мы говорили ранее о пяти поколениях до раскрытия Эц Хаим, от Аризаля до рабби Меира Папериша. Мы сказали, что если есть пять ступеней, то они соответствуют НеРаНХаЙ. Но здесь есть нечто гораздо более глубокое и сложное. Первое место где раскрывается Моше, как мы сказали, это даат. Второе место, это верхняя треть тиферет ЗА.

Третья ступень раскрытия Моше — средняя треть тиферет, рахамим

Третье место раскрытия Моше, это средняя треть тиферет. Это также Моше рабейну. Про все эти ступени можно объяснить то, что говорится «Моше Моше, нет разрыва между ними».

Обычно объясняется, что есть только две ступени, «Моше Моше». Но Ари говорит, что есть пять ступеней.

Третья ступень, это когда Моше рабейну раскрывается в средней трети тиферет, это уже раскрытая милость. Это не нижняя треть тиферет, в нижней трети нет Моше рабейну. Возможно, там есть Мордехай-йехуди, но Моше рабейну нет там.

Моше рабейну прежде всего находится в даат. Потом Моше проявляется в верхней трети в тиферет. Моше рабейну номер три — это средняя треть тиферет.

Четвертая ступень раскрытия Моше — в йесод ЗА

Моше рабейну номер четыре — это то, что говорится, то, что мы сказали ранее, что йесод аба длинный, и заканчивается в йесод ЗА. — Это аспект Моше рабейну, который облачается в йесод ЗА. Это моше рабейну номер четыре.

Моше рабейну номер пять — свет йесод аба, выходящий за пределы йесод за

Моше рабейну номер пять — на первый взгляд, это цель, это полное раскрытие Моше — это свет йесод аба, который выходит за пределы йесод ЗА. Однако, это все еще в мире Ацилут, свет йесод аба, выходящий за пределы йесод ЗА. До сих пор есть пять Моше, и, по-видимому, это соответствует пяти книгам Торы Моше. Это очень красиво.

Пять ступеней в служении

Нужно попытаться понять, что означают эти пять ступеней в служении Вс-вышнему. В каждом человеке есть искра Моше рабейну — так говорится в Тании. Мы всегда объясняем, что вся книга Тания, основная задача книги Тания — это раскрыть искру Моше внутри тебя.

Первая ступень Моше в душе человека — способность познать Б-га и связаться с Б-гом

Как Алтер Ребе объясняет это в 42 главе Тании? Что означает искра Моше внутри каждого человека? Он объясняет, что это способность познать Вс-вышнего. В третьей главе Тании он объясняет, что даат это иткашрут, связь. А в 42 главе он объясняет то, что говорится о Моше рабейну: «да, относительно Моше это маленькая вещь». Внутри каждого есть Моше рабейну, и Алтер Ребе говорит тебе, что Моше рабейну внутри тебя — это способность познать Б-га, связаться с Б-гом. Какой это из пяти Моше рабейну, о которых мы сейчас говорили, по Ари? Это первый Моше.

Первый Моше — это способность познать Б-га. Каждый еврей здесь как Зеер Анпин. И у него есть пять Моше рабейну, пять проявлений Моше рабейну. Первое его проявление это в даат. Как он делает это? — Посредством итбоненут, медитации. Это путь Хабада. Посредством итбоненут он способен связаться, исполнить заповедь «и познай Вс-вышнего Б-га твоего», «И познай сегодня и ответь сердцу твоему, что Вс-вышний он Б-г на небесах наверху и на земле внизу нет больше».

Второй аспект Моше в душе человека — сокрытая любовь

Какой второй аспект Моше? — Это также говорится в Тании, но не сказано, что это аспект Моше рабейну. Все говорится в Тании. Что есть во мне и в тебе, и, в сущности, выясняется, что это также Моше рабейну внутри меня? Сущность сокрытой любви. Я люблю Б-га. И я не ощущаю себя внутри этой любви. Как Аризаль называет это, сущность сокрытой любви без ощущения собственного «я», без «йеш ми ше оэв» («есть тот, кто любит»)? Как это называется? Это называется у Ари «древо жизни».

Древо жизни — это аспект Моше рабейну. Древо познания добра и зла — это мудаут ацмит, самосознание «есть тот, кто любит». Таким образом, второй Моше рабейну внутри меня это «древо жизни» внутри меня. Это верхняя треть тиферет, и там любовь сокрыта. У каждого есть это.

Третья ступень Моше в душе — рахамим, сострадание

Что означает третий Моше рабейну? Это уже средняя треть тиферет, которая уже раскрыта. Какое основное внутреннее качество тиферет у нас, в силах души? — Это качество рахамим, сострадание. Моше рабейну, руководитель еврейского народа, и у каждого есть искра его руководства. Каково основное качество руководителя? «Ки мерахамам йенаагем», «ибо Сострадающий им вести будет их»[1].

Как Вс-вышний избрал Моше рабейну, так же, как и Яакова, праотца нашего, и Давида, царя Израиля? — Они были способны проявить сострадание к стаду, к овцам. «И не будет община Б-га как стадо, у которого нет пастуха»[2]. Моше рабейну называется в Зоар «верным пастырем». Как он верный пастырь? Где он верный пастырь? Он верный пастырь в средней трети тиферет, это все йесод аба, который раскрывается в средней трети тиферет ЗА, там он верный пастух, жалеющий стадо овец. И у каждого есть этот аспект, поскольку мы рахманим бней рахманим. Яаков это также качество рахамим, но «Яаков снаружи, Моше внутри». Что означает «Моше внутри»? Он знает, как жалеть и кого жалеть. Тот, у кого нет даат, запрещено жалеть его. Он чувствует даат, если нет даат, он знает, что это самый большой рахманут, как известно и объясняется у нас. Таким образом, рахамим Моше рабейну это средняя треть.

Четвертый Моше в душе — качество эмет, истина

Что означает четвертый Моше рабейну, который есть у каждого? Это Моше рабейну в йесод, йесод аба внутри йесод ЗА. Внутреннее качество сфиры йесод это эмет, истина. «Моше истина и его Тора истина». Кроме того, что Тора Моше — истинна, что означает качество истины у каждого и каждого? «Мое имя Гавайе не было известно им, но тебе я откроюсь в своем истинном качестве» — так пишет Раши. Что означает качество истины у Вс-вышнего? «Моше обещал, Моше исполнит», исполнить свое обещание.

Что означает еще качество эмет у еврея? Исполнять заповеди бе-идур, «украшать» заповеди[3]. Качество идур связано с сфират йесод, «украшение тела». Он исполняет беидур «мидвар шекер тирхак», «от лжи удались». Во всех своих делах, во всем что он делает — он честен. Есть ворт в йом йоме, «не говори, что служение должно быть истинным, скажи, что истина это самое великое служение», сама по себе истина, быть честным, быть честным перед самим собой.

Мы говорим, что содержание всей книги Тания можно выразить одной фразой: «не обманывай себя». Это вся Тания. Что означает в душе «не быть обманщиком»? Это Моше рабейну в сфират йесод в Зеер Анпин. Не обманывай себя. Не будь обманщиком. Отдались от лжи. Это уже четвертый Моше рабейну.

Пятый аспект Моше рабейну — молитва Моше

Что означает пятый Моше рабейну? Это свет йесод аба, который выходит из йесод ЗА. Если это выходит из йесод ЗА, то это выходит уже и из атерет йесод ЗА. Что это может быть? Что еще Моше рабейну делает по жизни, кроме того, что он дал нам Тору и заповеди? Есть еще что-то, чем отличается Моше? Есть ли еще что-то хорошее, что он делает, Моше рабейну? Что еще он умеет делать, лучше чем я? — «Молитва Моше, иш-аЭлоким[4]». Он умеет молиться.

Я мог бы подумать, что царь Давид — это модель для молитвы. Но нет, это снова Моше. Кроме того, что он дает Тору, что он великий мудрец Торы, и нужно учиться от него, еще он умеет лучше всех молиться[5]. Его молитва способна смягчить суд. Сказано «Вайхал Моше»[6]. Что означает вайхал? Вайхал означает леамтик[7], смягчить суд, превратить суд в милость. Его молитва микерев иш велев амок, из глубины сердца, способна смягчить все обвинения, которые есть на народе Израиля. И это также отсвет от его качества эмет, он молится беэмет, истинно. Как Хазаль объясняют вайехал Моше, как он молисля? Есть выражение в Тании, ад мицуй анефеш[8], так молится Моше, до мицуй анефеш. Как объясняет вайехаль? Что он заболел[9]. Он молился так много, так сильно, что заболел. До мицуй анефеш. «Если нет, то сотри меня» — он не просто заболел, он готов умереть в своей молитве, ради народа Израиля. Не только умереть в этом мире, но также умереть в будущем мире. «Сотри меня из своей книги, которую ты написал».

Также без Моше рабейну — у каждого еврея есть в наследие от наших праотцов, в тяжелые времена «взять профессию наших святых отцов». В чем состояла «профессия» наших святых отцову? — Кричать к Вс-вышнему, когда есть время несчастья. У каждого еврея, даже без Моше рабейну, в природе, в крови, взывать к Б-гу во время несчастья. Но молитва Моше — это нечто особенное. Поскольку у тебя есть искра Моше рабейну, у тебя тоже есть способность молиться беэмет, истинно, с мсирут нефеш (самопожертвованием), чтобы пришел Мошиах, ад мосай («доколе»), до мицуй а-нефеш. Это уже пятый Моше рабейну.

Это очень большая тема, пять Моше рабейну, которые есть в каждом и каждом.

Хидуш Мордехая

Хорошо. Если Моше это все эти вещи, то что тогда означает Мордехай? «Мордехай в своем поколении как Моше в своем поколении». Что говорит Аризаль? В чем состоит хидуш (новость, открытие) Мордехая? Ведь нужен также хидуш. Даже если Моше возвращается[10], но нужен хидуш.

Служение «по образцу» и самостоятельное служение

Это не просто повторение. Это не дугма (букв. «образец»). Я видел нечто очень красивое в книге Исмах Моше. Он герой еще одного урока… В главе Цав — я посмотрел там, поскольку я буду в это время в поездке, с Б-жьей помощью, комментируя слова Хазаль, «цав всегда означает зируз[11], немедленно и на все поколения», «особенно нужно побуждать там, где есть имущественный ущерб», он говорит, что есть служение, которое называется дугма, «образец», «пример», подражание. И есть самостоятельное действие. Что это означает? Это немного похоже на учение Баал Шем Това, которую мы учили в Кетер Шем Тов[12], что не следует подражать. Не следует подражать праведникам, следует быть ацми[13]. Тем не менее, есть служение, когда ты учишься от праведника, и ты подражаешь ему.

Есть выражение, что каждый томим[14], и каждый хасид, каждый из нас должен быть «живым примером», чтобы кто-то другой захотел делать из-за того примера, который ты показал. Он называет это «служение подражания». Ты служишь Вс-вышнему как подражание чему-либо. Ты увидел какой-то пример, и сейчас ты подражаешь этому примеру.

Он говорит, что если твое служение основано на подражании, то требуется много осторожности и расторопности. Осторожность и расторопность идут вместе. Много расторопности и осторожности, чтобы это получилось как нужно, чтобы это не было внешним и ложным подражанием.

Но если ты служишь спонтанно, то на первый взгляд, не требуется зируз (расторопность). То, что исходит спонтанно от человека, который ацми, это уже само ацми. Там не требуется зеирут (осторожность). И он говорит, что «цав означает зируз в поколениях» — «в поколениях» это служение дугма. Но мияд (немедленно) — это спонтанное служение. Так я понимаю, что это не требуется для «поколений». «Поколения» это то что мы говорили раньше, поколение Моше, поколение Мордехая. Но для «мияд» не требуется зеирут. Мияд это мияд.

Поэтому нужно добавить еще что то. «Больше всего требуется торопить там, где есть имущественный ущерб». «Имущественный ущерб» это сейчас. Если есть имущественный ущерб сейчас — то также сейчас требуется зеирут. Но ворт в том, что то, что делается мияд, спонтанно — не нуждается в зируз и не нуждается в зеирут. Только нужно действовать. Самостоятельное действие.

Раскрытие йесод аба в четырех мирах

Чудо Пурима — раскрытие йесод аба в Брия

Как мы пришли сюда? Мы говорили о том, что Мордехай это не дугма, а нечто новое, несмотря на то, что он Моше рабейну поколения. Если есть пять Моше рабейну, то нужно еще что-то для Мордехая. Что же тогда Мордехай? — Аризаль говорит это открытым текстом, это все каванот, тот, кто учит При Эц Хаим, рабби Меира Папериша, особенно там, это меньше в «Шаар аКаванот», что такое Мордехай? Это свет от йесод аба, который выходит из йесод ЗА, это была пятая ступень Моше рабейну, и Мордехай называется мор дрор[15], и также мор овер[16], этот свет проходит через нуква, проходит через малхут, и это раскрывается в мире Брия.

Поскольку есть здесь свет йесод аба, пнимиют всего мира Ацилут, когда он выходит, мор овер,  он проходит через малхут мира Ацилут, и раскрывается в мире Брия и отсюда чудо Пурима. Что есть столь особенное в Пурим? Мордехай, мор овер, отсвет йесод аба, который раскрывается в мире Брия. Это не было у Моше рабейну. Этого никогда не было. Никогда в истории это не происходило до Мордехая. Так же, как мы дали внутреннее объяснение каждой из пяти ступеней Моше рабейну, также здесь нужно сделать это, и мы скоро будем об этом говорить.

Раскрытие Мошиаха — четыре ступени раскрытия йесод аба в мирах

Что это означает? Что означает что йесод аба раскрывается в мире Брия? Проходит насквозь мир Ацилут, и выходит наружу. Но сначала нужно дополнить. Кроме того хидуш, который произошел в поколении Мордехая, есть еще несколько хидушим, которые произошли с тех пор. В основном, должно быть еще два хидуша. Хидуш Мордехая это раскрытие света мира Ацилут в мире Брия. Это гевалт[17]! Что с Баал Шем Товом? То, что мы сейчас объясним, это то, с чего мы начали, и это самое главное. Для Мошиаха, это идет так. Сначала идет Моше, потом Мордехай. Потом Баал Шем Тов. И после этого Мошиах. Это идет по четырем ступеням.

Можно было подумать, что сначала есть Моше, потом Мордехай, а потом сразу Мошиах. Можно ограничиться этими тремя. Мем-мем-мем. Также в мирах есть такое же явление, ограничиться тремя мирами, без мира йецира. Также для святых имен есть подобное явление, как мы объясним слова Моарица, героя нашего сегодняшнего урока.

В книге Эмет леЯаков, одной из совершенно особенных книг среди книг каббалы, он говорит, что Моариц «спас ему жизнь». Он объяснил ему — в своих книгах — тайну, о которой он огорчался всю свою жизнь, по-видимому, это трогало его до глубины души, до сущности души, то, что говорится в одном месте в писаниях Ари, что в будущем имя МА будет устранено/уничтожено, не дай Б-г. Но Моариц объяснил это четырьмя способами, мы еще будем говорить об этом. Это связано со всеми вопросами, о которых мы говорили сегодня.

Еще раз. Если как сказано, что имя Ма будет устранено — имя МА соответствует миру йецира, то, наверное, также мир Йецира будет уничтожен? Но нет, он нужен.

Моше-Мордехай-Баал Шем Тов-Мошиах

Хидуш Баал Шем Това — привлечение света йесод аба в мир Йецира

Ворт в том, что хидуш Мордехая в том, чтобы раскрыть Ацилут, настоящий Ацилут, в мире Брия. Но Мошиах это раскрытие мира Ацилут также в мире Асия, «аф аситив[18]». Что означает «аф[19]»? Аф это «ани по[20]», и также «ацилут по[21]». Это ворт Магида. Сейчас мы объясним его более глубоко, поймем в глубину, почему именно Магид сказал, что «Ацилут тоже здесь». Почему Баал Шем Тов не сказал это? Почему Баал Шем Тов не сказал, «Ацилут здесь»? — Хидуш Баал Шем Това после Мордехая, что он привлек свет йесод аба, корень души Моше рабейну, в мир йецира, мир эмоций. Любовь к Вс-вышнему, страх перед Вс-вышим. Это основной хидуш Баал Шем Това.

Пришел Магид. И сказал: я уже после Баал Шем Това. И может быть, уже можно привлечь, раскрыть Машиаха действительно. Машиах мамаш[22] — это «Ацилут тоже здесь», также здесь, в мире Асия мамаш. И нужно сказать, что то, что он сказал, «Ацилут тоже здесь» это запустило процесс, но, в сущности, он все еще продолжение Баал Шем Това. И даже, как мы объясним, даже Алтер Ребе это все еще продолжение Баал Шем Това. Он это итацмут[23] Баал Шем Това, как мы сказали ранее, косточка луз Баал Шем Това.

Ребе «мешуга ал машиах», привлечь свет йесод аба в мир Асия

Для «аф аситив», чтобы свет йесод аба, был привлечен и раскрылся в мире действия, в материальном мире, ниже которого нет, для этого мы ждем Мошиаха, как Ребе хотел, Ребе разбил свою душу ради этого. «Сошел с ума» на это, «я мешуга[24] на приход мошиаха», так он сказал. Что означает «ани мешуга ал машиах»? Мешуга привлечь отсвет йесод аба, чтобы это светило действительно в нашем мире Асия, в нижнем мире. Как Мордехай. Поэтому мы всегда объясняем, что образ в Танахе, с которым Ребе более всего ассоциировал себя, это Мордехай, поскольку он делает такое чудо, такой великий «гевалт», что он привлекает свет Ацилут, Ацилут действительно, «эйн од милвадо», чтобы это светило в мире Брия, в мире, который уже отделен от Б-жественности. Там уже есть «йеш», отделенные сущности сами по себе.

Мир Асия — «действие это главное»

Но недостаточно привлечь свет йесод аба в мир Брия. Нужно привлечь этот свет также в мир Йецира и также в мир Асия. И мир Асия это цель. Поэтому Ребе постоянно говорил «действие это главное». Что означает «действие это главное»? — У Баал Шем Това еще не было «действие это главное», как это было у Ребе. У Баал Шем Това любовь и трепет это было главным.

Аналогия с тем что говорится в Тании, «Талмуд в Брия, Мишна в Йецира, Танах в Асия»

Где есть такая вещь, в писаниях Ари, и есть также в Тании, что притягивают что-то в мир Брия, и потом привлекают это в мир йецира, и потом в мир Асия? Кто помнит? В Игерет аКодеш он приводит что-то простое от Ари. Вся Тора — это Тора Моше. Моше находится в мире Ацилут. Что находится в мире Брия? Талмуд находится в мире Брия. Что находится в мире Йецира? — Мишна. Что находится в мире Асия? — Танах. Он объясняет это, и так тоже объясняется в Тании, что все это привлекается из Ацилут, и Танах протягивается до мира Асия.  Мишна — до ВаК[25], поэтому есть шесть седеров Мишны, соответственно «шести концам», шести сфирот, которые привлекаются до мира Йецира. Талмуд, постижение — протягивается до мира Брия.

Таким образом, Мордехай-иудей, Мордехай-цадик, как Хазаль называют его, это раскрытие Ацилут, настоящее раскрытие Б-жественности в изучении Гемары. Очень важно понимать, каждому рош йешива, и каждому ученику йешивы, каждому раву, важно знать, что мир Брия это мир Талмуда, и просто так ты не чувствуешь Элокут (Б-жественности), когда ты изучаешь Гемара. Но если у тебя есть такой хороший магид шиур (преподаватель), как Мордехай-иудей, он даст тебе почувствовать настоящий Элокут, настоящий Ацилут в Талмуде. Дай Б-г всем нам удостоиться такого хорошего Магид Шиур…

Но что сказал Алтер Ребе? Известно, что Баал Шем Тов сказал, чтобы мы знали наизусть Теилим. Теилим это неим змирот Исраэль, псалмы, пробуждающие сердце. Магид сказал, что нужно знать наизусть главу Аазину. Алтер Ребе — он цель, это настоящий сейдер[26]: Баал Шем Тов, Магид, Алтер Ребе — что Алтер Ребе хотел, чтобы мы знали наизусть, чтобы мы соединились с этим сущностно в Торе? — Мишна. Повторять Мишнает[27]. И так до предыдущего Ребе.

Есть что-то у Ребе, что он пытается «переключить скорость», совершенно. Не то, чтобы он не соглашался с тем, что говорилось до него, наоборот, он очень поддерживает это все. Но есть большой хидуш. До предыдущего Ребе основная идея была, среди прочего, повторять Мишнает. Повторять Мишнает это мир Йецира.

Тания — «голова» (т.е., мышление) мира йецира

Мы скажем сейчас даже нечто еще более далеко идущее. Что такое книга Тания? Книга Тания начинается с определений. С пяти определений. Кто такой цадик, которому хорошо, цадик, которому плохо, грешник, которому хорошо, грешник которому плохо… В каком мире есть определения? Он не говорит, что есть только пять типов людей, есть бесконечное множество типов людей. Внутри бейнони есть бесконечное число ступеней бейнони. В каждой из этих ступеней есть бесчисленное количество ступеней. Это способность «сортировать», сортировка. Я должен отсортировать тебя. Ты относишься к такому-то сорту. Внутри каждого сорта есть много помидоров… Ты — это помидоры суг алеф (высшего сорта) — это цадик, которому хорошо. Или помидоры второго сорта — это цадик которому плохо. И так далее.

[раша — это в кетчуп]…

В каком мире это делают? Это «голова» мира йецира. Знайте, друзья, что это «голова» мира йецира!

Почему он называет это «книгой средних»? Где находится бейнони, в каком мире? Бейнони находится в мире йецира. Мир Брия это несовершенный праведник. Мир Ацилут это совершенный праведник. Мир Асия — это грешник, которому хорошо. Грешник, которому плохо это уже снаружи.

Но «аф аситив» это относится к большинству из нас, 99.9% из нас, это чуть-чуть добра, все мы, даже грешники среди тебя, полны заповедей как гранат. «Кепелах аримон ракатех[28]» — даже самые пустые среди тебя полны заповедей как гранат. Это Мошиах — дойти этих людей. Не бейноним, нет (почти) бейноним.

Еще раз. Книга бейноним, это разум мира йецира. Принести разум, через мира Ацилут, через мир Брия до мира Йецира, там есть дхилу урхиму, и все мидот…

Даат Моше и даат Яакова

Скажем что-то еще про Моше рабейну, что мы не сказали раньше. Моше рабейну номер один это даат, даат в ЗА, йесод аба, который раскрывается в даат в ЗА. Еще один момент, о котором мы не говорили ранее. В чем различие между Моше и Яаков? Также у Яаков есть корень в даат. Ари пишет, что различие между ними, что Моше рабейну это даат эльон (высшее знание) — в ЗА. А Яаков это даат тахтон (нижнее знание) в ЗА. В чем различие? Высшее знание в ЗА — это даат махриа, который уравновешивает[29] между хохма и бина в ЗА. А нижнее знание в ЗА это даат махриа, который уравновешивает между пятью хасадим и пятью гвурот в ЗА. И про это сказано «Э-л деот Гавайе[30]», это все относится к ЗА, высшее знание в ЗА и нижнее знание в ЗА. Оба они это даат махриа[31]. Только высшее знание уравновешивает между хохма и бина, сущностью мохин (сознания). А нижнее знание уравновешивает между хасадим и гвурот в ЗА, это нечто, относящееся к мидот (эмоциям).

Яаков это даат махриа между хасадим и гвурот. А Моше рабейну это даат махриа между сущностью хохма и бина. В чем различие? Писание говорит: «Э-л деот Гавайе вело ниткену алилот[32]», «ло» написано с «алеф», но читается с вав. Вав = это шесть сфирот, называемые «шесть концов», даат махриа между двумя итрин, между хасадим и гвурот, притягивается в ВаК. Аризаль говорит удивительный ворт, что поскольку ВаК это шесть концов, и каждый из них — это что-то другое, хесед-гвура, и у каждого из них есть свой «кицониют» («фанатизм»), поэтому каждый из них называется алила. Это очень красивый ворт Аризаля, каждый, кто хватает только один край, одно направление, это называется алила. Поэтому «вело ниткену алилот» это именно даат махриа между хасадим и гвурот, «ло» с вав — ниткену алилот. Но «ло» с алеф — там нет алилот. Между хохма и бина нет «алилот». Это Моше рабейну. Так он объясняет.

Притяжение от Моше до Мошиаха

Моше рабейну в даат это способность познать Вс-вышнего, сила иткашрут, как говорится в гл. 42 в Тании, «да, относительно Моше это маленькая вещь», это высшее знание в ЗА. Есть высшее знание, и оно опускается на пять ступеней, и потом это достигает Мордехая. Мордехай — это мор овер, и он приносит свет «эйн од милвадо», Ацилут, в мир Брия, внутрь мира Талмуда, мира тьмы, хошех, «боре хошех[33]». Он приносит это в мир тьмы, «сначала тьма и потом свет», мира Брия.

Баал Шем Тов это «Ор Исраэль», «Свет Израиля», это свет. Но это свет, который творит свет. Что такое мир Асия? Мир асия это «осе шалом» («творящий мир»). Это отдельная тема. Мошиах прийдет, чтобы принести мир. Почему? Потому что шалом — это мир Асия. Свет — это мир йецира. Баал Шем Тов пришел ради света. Мордехай протягивает раскрытие йесод аба в боре хошех, в мир Брия. «Бемахшаким ошивани[34]» это Вавилонский талмуд. Это основной Талмуд. Но Баал Шем Тов, и также его ученик, и также ученик его ученика — это все, чтобы соединиться (леитацем) с миром Йецира. И так это продолжалось до предыдущего Ребе. Моарац, Моариц, Раяц.

У каждого из них есть свой праздник геула (освобождения). Когда Алтер Ребе освободился из Петропавловской крепости, хасидим хотели — и они были способны на это — написать Мегилу со святостью, подобной святости свитка Эстер. Так они хотели. Но Алтер Ребе не разрешил им. Не разрешил им написать Мегилу. Это чудо — это чудо Баал Шем Това, йуд тет кислев, «пуримское чудо» Баал Шем Това. И это продолжалось до «пуримского чуда» 12-13 тамуза предыдущего Ребе. Мордехай продолжался до Аризаля. Аризаль это завершение Мордехая, со всеми пятью поколениями, о которых мы говорили ранее. Моше рабейну продолжается до Мордехая-иудея. Мордехай-иудей продолжается до Аризаля включительно. Аризаль продолжается до Баал Шем Това, не включая его. Баал Шем Тов продолжается до предыдущего Ребе, включительно.

После этого начинается новый процесс навстречу Мошиаху. Когда «маасэ у аикар», «аф аситив».

Уже Магид начал это. Потенциально, в макифе, хотел этого, что если уже был Баал Шем Тов — то уже может прийти Мошиах. Это наше поколение, завершить этот тикун, привлечь свет йесод аба, пей-далет, Ханох, яда, привлечь это в самый низ, там где все мы грешники. Чтобы мы смогли сделать шеелат халом, и превратиться в баалей тшува, гиматрия шеелат халом.



[1] Йешайа 49, 10

[2] Бемидбар 27, 17

[3] Другими словами, исполнять заповеди со всеми устрожениями, со всей тщательностью.

[4] Теилим 90

[5] В хасидут подробно объясняется различие между молитвой Давида и молитвой Моше. Молитва Давида — это «молитва нищего», молитва Моше это «молитва богатого», он просит не за себя, а за народ Израиля.

[6] «И молил Моше» (Шмойс 32, 11)

[7] Леамтик, амтака — это букв. «смягчение», или даже «услащение» суда. Но обьясняется, что смысл этого термина именно перевернуть суд в милость. Прим. переводчика

[8] Очень приблизительно можно перевести как «до последней капли крови»

[9] Этот корень хет-ламед может означать мольбу (это здесь буквальный смысл), но также имеет смысл сладости (больше в арамейском языке), и также смысл болезни. Прим. переводчика

[10] То есть, с одной стороны Мордехай это гильгуль, реинкарнация Моше. Но с другой стороны, это не просто точная копия, а есть нечто новое в каждой новой реинкарнации Моше. Прим. переводчика

[11] Побуждение, стимуляция, ускорение

[12] Вот этот урок на русском: Ступень «ацми» (Кетер Шем Тов, 4)

[13] Сущностный, самостоятельный. Цель служения — найти свой собственный путь (см. урок в предыдущей ссылке)

[14] Ученик любавичской ешивы «Томхей Тмимим». Это общее название всех любавичских ешив, введенное Ребе Рашабом, и соответственно, всех учеников этих ешив называют «тмимим», букв. «цельными».

[15] Чистая мирра

[16] Также переводится как «чистая мирра», но «овер» имеет смысл «проходить», «переходить».

[17] Нечто фантастическое, невообразимое (идиш)

[18] «Также сотворил его». (Йешайа 43, 7). Один из важнейших стихов в хасидут Хабад

[19] Букв. «также»

[20] «Я здесь».

[21] «(мир) Ацилут здесь»

[22] «действительно», «буквально»

[23] Я бы перевел как «сущность», т.е., сущность учения Баал Шем Това раскрывается именно у Алтер Ребе. Есть много сихот Ребе, которые говорят об этом, по-видимому рав это имеет в виду. Прим. переводчика

[24] Букв. «сумасшедший». В оригинале это звучит на английском I’m creasy about moshiach

[25] Букв. «шесть концов». Принятое название Зеер анпин в каббале, поскольку Зеер Анпин это шесть сфирот. Прим. переводчика

[26] Объясняется в другом месте, что «сейдер» это три поколения.

[27] Мн. число от «мишна»

[28] «как дольки граната виски твои». Шир гаШирим 4, 3

[29] В оригинале: «махриа»

[30] «Б-г знаний Вс-вышний». «Знаний» во множественном числе обьясняется в каббале и хасидизме, как два знания, высшее и низшее.

[31] «ахраа» означает принять решение в ту или иную сторону. «Даат махриа» это способность принятия решения, когда с одной стороны есть «пять качеств милости» а с другой стороны есть «пять качеств строгости», и требуется принять решение, уравновешивающее между этими сторонами. Собственно, «даат» это и есть способность к принятию решений в ситуации, когда есть множество соображений «за» и «против». Эта способность принятия решений и есть признак взрослости (бар мицва и далее)

[32] «Б-г — всеведущий Г-сподь, и дела у Него взвешены». Шмуэль Алеф 2, 3

[33] «Творящий тьму». Т.е., мир «Брия» связан с идеей тьмы

[34] «Во тьме посадил меня»