Р. Авраам-огородник находит Баруха и предлагает ему стать его зятем. – Как р. Авраам разыскал Баруха. – Встреча двух друзей.
Устроившись в Витебске, Барух был вначале совершенно беззаботен. У него было еще немного сбереженных денег. Для его небольших потребностей их было у него еще достаточно. Главное – это учеба и ешива, в которой читали лекции его зять и гаон р. Палтиель, что его вполне удовлетворяло.
Когда несколько позже заметил Барух, что его деньги тают, он пустился по своему обыкновению искать себе работу. Найти работу было Баруху нетрудно, поскольку он не был разборчив и делал все, что попадалось под руку.
Пустившись по городу, он наткнулся на новостройку, где были заняты евреи и неевреи переноской стройматериалов и подачей кирпичей и камней. Барух предложил свои услуги и был принят. Работа была сдельная или повременная, чему он был очень рад. Это давало ему возможность работать в определенные часы и затем возвращаться в свою синагогу, чтобы продолжать учебу.
Вообще Барух работал ровно столько, сколько нужно было, чтобы получаемой за труд платы хватало ему на покрытие его самых неотложных потребностей. Остальное же время он посвящал только учебе.
Так прошло лето. Барух начал чувствовать себя по-свойски в своем родном городе. Никто ему уже не мешал. Он был достаточно самостоятелен и не допускал никаких помех своему образу жизни с чьей бы то ни было стороны.
Барух и не подозревал, что в то время как он так спокойно жил в Витебске и учил, кто-то был очень огорчен и сильно озабочен внезапным исчезновением его из Лиозны прошлым песахом. И это был не кто иной, как р. Авраам-огородник, с которым Барух так сильно подружился во время работы у него и затем, когда они совместно занимались учебой.
Когда р. Авраам обнаружил в тот канун песаха, что Барух исчез из Лиозны, не оставив после себя никаких следов, он никак не мог сообразить, что же в конце концов случилось. Значило ли это, что Барух не захотел сидеть за его столом? Р. Авраам давно уже обратил особое внимание на Баруха. Фактически он уже знал все, что можно было знать об этом примечательном юноше. Р. Авраам уже знал, что Барух большой талмудист и цадик. Он знал также о его твердом решении жить собственным трудом. Р. Авраам знал уже также, кем является Барух, знал его родословную и откуда он явился. Как бы молчалив Барух ни был, удалось все же р. Аврааму постепенно выудить у него, что он происходит из почтенной семьи, эмигрировавшей из Познани. Барух рассказал ему также, что он родился и вырос в Витебске и жил в одном из домов на окраине города недалеко от берегов Двины.
Р. Авраам, который и сам недалеко ушел от Баруха праведным образом жизни, чувствовал большую привязанность к этому молодому человеку. Привязанность эта к Баруху еще усиливалась тем, что у р. Авраама была взрослая дочь. У р. Авраама давно уже зародилась мысль заиметь Баруха своим зятем; Барух был бы весьма подходящей парой для его дочери.
Дочь р. Авраама звали Ривкой. Она была одаренной девушкой. Р. Авраам не мог представить себе жениха для Ривки лучше Баруха. Но он не посмел еще говорить об этом с Барухом. Он хорошо знал о своеобразном подходе Баруха к любому вопросу. Он еще не успел выпытать у Баруха намерен ли он вообще сейчас жениться. Поэтому р. Авраам, как человек опытный и практичный, считал, что сперва нужно, чтобы Барух к нему привык и ближе познакомился с его семьей. То, что он пригласил Баруха к себе на лесах, имело собственно в виду со временем сделать его членом его семьи.
На вечерних пасхальных трапезах и праздничных обедах познакомился бы Барух поближе с семьей р. Авраама, в том числе и с самой Ривкой. Тогда р. Аврааму было бы легче говорить с Барухом о сватовстве. Поэтому р. Авраам сильно огорчился внезапным исчезновением Баруха.
Значило ли это, что Барух догадался о планах р. Авраама и поэтому оставил Лиозну? Это, собственно говоря, могло уже само по себе служить ответом Баруха на планы, взлелеянные р. Авраамом. Но р. Авраам знал также, что у Баруха могли быть совсем другие причины для этого, причины, – ничего общего не имеющие с предложением о женитьбе, затеянной р. Авраамом. Вот почему р. Авраам не переставал все время думать о Барухе и не хотел забыть его.
Р. Авраам вбил себе в голову, что он должен разыскать Баруха, и где бы он его ни нашел, он должен доставить его обратно в Лиозну и сделать его своим зятем. Но как же разыскать иголку в возу сена? Где искать исчезнувшего парнишку?
Наступило лето, и р. Авраам вновь арендовал сады совместно с новым компаньоном. Один сад находился весьма далеко от Лиозны. Когда пришло время снимать урожай фруктов с деревьев, компаньон предложил, чтобы р. Авраам доставил фрукты в Витебск, единственный большой город во всей округе. Он был уверен, что там можно будет получить за фрукты более высокую цену.
Компаньон рассчитывал, что ему придется долго убеждать р. Авраама отправиться с фруктами в Витебск. Однако р. Авраам тут же согласился, ему попросту захотелось побывать в Витебске, чтобы навести там нужные справки о Барухе. Данные, сообщенные Барухом о его детстве, проведенном им в Витебске, убедили р. Авраама, что ему удастся найти Баруха именно в этом городе. Р. Авраам отвез фрукты в Витебск и продал их там по весьма высоким ценам. Он быстро закончил свои дела и пустился по городу искать Баруха. Помня о рассказанном ему Барухом про Двину и том районе города около Двины, где он вырос, отправился р.
Авраам туда искать Баруха, но безуспешно. Не нашел он там никакого следа Баруха. Не мог он узнать что-либо и у расспрашиваемых о нем соседей. Р. Авраам был в отчаянии.
И все же он не оставил надежды найти Баруха. В то лето р. Аврааму пришлось побывать в Витебске несколько раз. Но он ничего так и не узнал о Барухе.
Р. Авраам решил совершить поездку к бывшему своему учителю р. Авраам-Зееву в Бешенкович и посоветоваться с ним, стоит ли ему продолжать разыскивать Баруха или искать себе другого зятя. Р. Авраам-Зеев был для р. Авраама больше, чем учителем. Он фактически воспитал р. Авраама и затем женил его.
Учитель посоветовал р. Аврааму в течение некоторого времени продолжать свои поиски Баруха, и уж после этого, если он его за это время не найдет, придется ему искать для дочери другого жениха.
Будучи в Бешенковиче, познакомился там р. Авраам с одним ешиботником, учившимся в витебской ешиве и хвалившим руководителя ешивы, молодого иллуя р. Иосеф-Ицхака, который, как мы знаем, был зятем Баруха. Этот ешиботник не знал о родстве р. Иосеф-Ицхака с Барухом. Он не знал также, что р. Авраам разыскивает кого-то, являющегося шурином р. Иосеф-Ицхака Но р. Авраам особо заинтересовался этим рош-ешивой и решил познакомиться с ним при своем очередном посещении Витебска.
Так оно и было. В следующую зиму р. Аврааму вновь пришлось побывать в Витебске. Думая о Барухе, р. Авраам решил познакомиться с рош-ешивой р. Иосеф-Ицхаком. Вначале р. Авраам и не думал говорить с ним о Барухе. Но не прошло много времени, и в их беседе было упомянуто имя Баруха. И тогда оказалось к великой радости р. Авраама, что Барух – это шурин р. Иосеф-Ицхака и что он находится здесь, в Витебске; он и здесь продолжает жить по-своему, – он учится и работает определенные часы в день, чтобы заработать на жизнь.
Радость р. Авраама была велика. Он тут же выложил р.
Иосеф-Ицхаку все, что у него было на душе все время. На это р. Иосеф-Ицхак сказал р. Аврааму, что о сватовстве ему придется говорить с самим Барухом. Он сам должен уже знать, что Барух относится к тому типу людей, которые не поддаются ничьему влиянию.
Но где же найти все-таки Баруха? Сами его родные очень редко его видали! Р. Иосеф-Ицхак знал только, в какой синагоге он квартирует. Р. Авраам пошел в эту синагогу и сел за книгу. Вскоре появился Барух. К изумлению р. Авраама, Барух, обычно холодный и сдержанный в отношениях с людьми, встретил его очень тепло и сердечно. Они упали друг другу на шею и расцеловались.
– Я все время разыскиваю тебя, – сказал р. Авраам. – Меня очень огорчило твое внезапное исчезновение из Лиозны, и ты не оставил после себя никаких следов!
Но р. Аврааму уже не нужны были никакие разъяснения Баруха. Проявленное Барухом дружеское отношение к нему и внезапная теплота, которую он почувствовал в Барухе, свидетельствовали, что и Барух чувствует ту же привязанность к нему, что и он к Баруху. Р. Авраам теперь почувствовал, что его поиски были не напрасны. Но мог ли он быть также уверен в том, что Барух согласится на его предложение о сватовстве.
Ему следовало говорить об этом с Барухом очень осторожно. Шурин Баруха, р. Иосеф-Ицхак, тоже советовал р. Аврааму говорить об этом с Барухом с большой осторожностью. А пока что пытался р. Иосеф-Ицхак подготовить Баруха к беседе с р. Авраамом. Оказалось, что Барух охотно поддержал разговор, и когда пришел день, когда р. Авраам заявил ему, что он хотел бы его себе в зятья, Барух дал на это свое согласие. При этом Барух поставил условия, которые характерны для него и для того образа жизни, который он себе наметил.