«Кавэ эль Ашем, надейся на Всевышнего».
Это продолжение Введения в каббалу.
«Надейся на Ашема, укрепи, усиль свое сердце и надейся на Всевышнего». Это стих из молитвы.
«В это ограниченное пустое пространство протягивается линия света, линия надежды».
Мы как-то говорили, что слово «кав» похоже на слово «тиква», надежда.
«В это бесконечное отчаяние притягивается линия надежды. Это Эйн-Соф. И в этой линии, в этой нити (не знаю, как лучше сказать – нить света, так тоже можно сказать, линия света, так тоже можно сказать), в этой нити есть два аспекта».
И это соответствует двум надеждам в этом стихе. Кавэ эль Ашем, надейся на Бога. И дальше говорится еще раз: «Кавэ эль Ашем, снова надейся на Бога».
Тиква. Рав связывает кав, линию света, которая проходит внутрь пустого пространства, он связывает ее со словом «тиква», надежда.
И он говорит, что есть две надежды: кавэ эль Ашем, надейся на Ашема, и потом снова кавэ эль Ашем.
Во-первых, этот кав творит все миры. Потому что когда уходит свет, то появляется пустое пространство, но это не создает миров. Линия кав, которая притягивается в это пустое пространство, формирует точку ршиму, бесформенную точку ршиму, и создает из нее все миры.
То есть хотя вроде бы мы говорим, что сосуды связаны с ршиму, но без света, без кав, это тоже не будет работать. Это первый кав, который творит миры.
Та милость, то милосердие, которое привело Всевышнего к тому, чтобы отдалиться от нас.
Еще раз. Цимцум – это милость. Всевышний знает, что мы не способны выдержать бесконечный свет, и по своей милости он скрывает этот свет, он прячет этот свет. Т.е. сам цимцум – это милость.
И эта милость, которая привела Всевышнего к тому, чтобы отдалиться от нас, чтобы мы могли выдержать его свет. Но это выражается в особом свете, который приходит в конце.
Это второй кав.
Когда Всевышний увидел, что этот мир, далекий от него, удаленный от него, не может существовать на одном суде, мир не может удостоиться в суде нести все последствия отдаленности и независимости, которую дает цимцум, тогда он присоединяет качество рахамим. Т.е. есть рахамим, который в начале, и есть рахамим, который в конце.
Изначальный рахамим, изначальная милость – это свет, который творит миры. Но есть еще одна милость, которая приходит в конце, когда уже миры сотворены. И мир сотворен качеством суда. И Всевышний видит, что человек не способен выдержать этот суд. И тогда он присоединяет качество рахамим, это рахамим, который в конце.
Не знаю, кажется, рав хочет здесь что-то очень важное сказать, что не оставаться все время на линии суда. Может быть, это...
Наш телеграм: https://t.me/chassidus_ru
Наш сайт: https://chassidus.ru/
Фейсбук: https://www.facebook.com/itzik.roytman
Помочь проекту: https://www.paypal.com/donate/?hosted_button_id=4EMZZX6JFHEX4