Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шаар гайихуд гл. 2 (2)

С Б-жьей помощью


Комментарии:   Шиурим  Пниней Тания  Маскиль леЭйсон  Биурим баТания  Все  Без комментариев 

Текст:   Иврит  Иврит и транслит  Иврит, транслит и перевод
Транслит и перевод  Иврит и перевод  Перевод  Транслит  Не отображать текст

Перевод терминов:   Показывать  Не показывать 

וכ»ש וק»ו בבריאת
ве-кол шекен ве-каль вехоймер биврияс
[И если для совершения чуда — разделения вод Красного моря — необходимо было непрерывное действие Б-га], тем более необходимо оно при творении
творений
יש מאין שהיא למעלה מהטבע והפלא ופלא יותר מקריעת ים סוף
йеш меаин, шеhи лемаало меhатейва, веhафлей вофеле йойсер микрияс йам суф
из ничего, ибо это сверхъестественное действие, оно гораздо более чудесно и удивительно, чем разделение вод Красного моря,
עאכ»ו שבהסתלקו’ כח הבורא מן הנברא ח»ו ישוב הנברא לאין ואפס ממש
ал ахас камо векамо, шебеhисталкус койах hабойре мин hанивро, хас ве-шолом, йошув hанивро леаин воэфес мамош
и в гораздо большей степени тут нужно ожидать, что при прекращении действия Творца в творимом, сохрани Б-г, должно было бы последовать обращение сотворенного в ничто и полное небытие.
אלא צריך להיות כח הפועל
эло цорих лиhйойс койах hапойэль
Но должна быть сила творящего
творящая данное творение
בנפעל
бенифъаль
в творении
в сотворенном
תמיד להחיותו ולקיימו
томид леhахйойсой улекаймой
постоянно, чтобы давать ему жизнь и существование
והן הן בחי’ אותיות הדבור מעשרה מאמרות שבהם נבראו
веhейн hейн бхинас ойсийойс hадибур ме»асоро мааморойс», шебоhем нивреу
и это — «буквы речи» Десяти речений, которыми творения созданы.
творения. Поэтому говорит Писание: «Леойлом Гавайе дворхо ницов башомаим «, дибур , Б-жественная сила, создавшая данное творение, должна постоянно находиться внутри него, чтобы творить его и давать ему жизнь снова и снова.
וע»ז נאמר
ве-ал зэ неэмар
И об этом сказано
о том, что говорилось выше, что Б-жественная жизненная сила, сотворившая данное творение, должна постоянно находиться в нем, чтобы творить его и давать ему жизнь заново, говорит Писание:
ואתה מחיה את כולם
веато мехайе эс кулом
веата мехайе эт кулам [«Ты всех их оживляешь»].
Ты даешь жизнь небесам и земле и всем творениям, которые в них, о которых говорится в начале посука
אל תקרי מחיה אלא מהוה
ал тикрей мехайе эло меhаве
Читай не мехайе [«оживляешь»], а меhавэ [«творишь»],
Так говорится в Рейшис Хохмо и в Шало (48, 2. 70, 1), что несмотря на то, что сказано «мехайе «, не имеется в виду, что Вс-вышний только дает жизнь творениям, что сначала он создал их, а сейчас он только дает им жизнь, подобно тому, как душа дает жизнь телу, но имеется в виду, что этот хайус также создает само существование творения.
דהיינו יש מאין
дэhайну йеш меаин
то есть творишь из ничего[1]
существующее из несуществующего, и без Б-жественной жизненной энергии эта вещь не существовала бы совершенно, и благодаря этой жизненной силе — эта вещь существует,
ואתה
веато
Слово ата [«Ты»]
слово «ато «,
הן בחי’ האותיות מאל»ף
hейн бхинас hоойсийойс меалеф
— это все буквы от «алеф»
первая буква алфавита
ועד תי»ו
веад тав
до «тав»
последняя буква алфавита — это алеф и тав в слове «ато»
והה»א
веhаhей
и буква «гей» —
в слове «ато»
היא
это
указывает на
ה’ מוצאות הפה
hей мойцойс hапэ
пять путей произношения[2]
пять «источников» речи
מקור האותיות
мекойр hоойсийойс
источник букв
Это означает «веато мехайе эс кулом «, что «ато» — буквы Свыше, приходящие из пяти высших «истоков речи», источников букв, они творят все творения из полного и абсолютного ничто. Сотворение «из ничто» происходит в основном посредством букв, не посредством света, который светит посредством этих букв.
ואף שאין לו
веаф шеэйн лой
И хотя нет у Него
у Вс-вышнего
דמות הגוף
дмус hа-гуф
телесной формы,
как же тогда мы говорим, что есть аспект букв Свыше, и что из них именно происходит творение «из ничто»? —
הרי מקרא מלא דבר הכתוב וידבר ה’ ויאמר ה’
hарей микро молей дибейр hа-косув: «вайдабер Гашем», «Вайоймер Гашем»,
много в Писании таких [звучащих антропоморфически] выражений[3], как: «И Б-г говорил», «И сказал Б-г»,
аспект речи и букв
והיא
ве-hи
и это —
то, что сказано в Писании «вайдабер Гашем», «Вайоймер Гашем», имеется в виду
בחי’ התגלות הכ»ב אותיות עליונות לנביאי’
бхинас hисгалус hа-коф-бейс ойсийойс элйойнойс ланевиим
раскрытие пророкам двадцати двух высших букв
ומתלבשות
умислабшойс
и облечение
эти высшие буквы
בשכלם והשגתם
бесихлом веhасогосом
— в их уме и постижении,
пророков
במראה הנבואה
бемаръэ hанвуо
в пророческом видении
и не только в их разуме и постижении, но
וגם במחשבתם ודיבורם
вегам бемахшавтом ведибуром
а также в мысли и речи,
כמ»ש רוח ה’ דבר בי ומלתו על לשוני וכמ»ש האר»י ז»ל [בשער הנבואה]
кмой шекосув «руах Гашем дибер би у-милосой ал лешойни», ухмой шеоймер Аризаль (бешаар hаневуо)
как написано: «Дух Б-жий говорил во мне, и слово Его на языке моем» (Шмуэль Алеф, 23:2) и как о том же писал раби Ицхак Лурия, благословенна память его (в «Шаар hаневуо»).
Следовательно, существует Свыше аспект букв, которые одеваются вплоть до мысли и речи пророков
וכעין זה
ухеэйн зэ
Подобно этому
подобно этому
היא התלבשות האותיות
hи hислабшус hоойсийойс
и облечение букв
Свыше
בברואים
бивруим
в творениях,
כדכתיב
кидэхсив
как написано:
как сказано
בדבר ה’ שמים נעשו וברוח פיו
бидвар Гашем шомаим наасу, у-ве-руах пив
«Словом Б-га создано небо и дыханием уст Его
были сотворены
כל צבאם
кол цвоом
— все воинство небесное» (Тегилим, 33:6).
это аспект «речи» и «дыхания уст», также как пророчество — это аспект «речи» и «дыхания уст»
רק שהיא
рак шеhи
Но [облечение букв в созданиях возможно] лишь
то, что дибур одевается в творения, это
ע»י השתלשלות רבות ועצומות עד שיורדות לעשיה גופנית
ал йедей hишталшелус рабойс веацумойс, ад шейордойс леасийо гуфнис
путем многократных и сильнейших [поступенных] нисхождений, пока они не достигают телесного мира Асия[4]
в мир действия, что это есть физический мир, в котором находятся материальные творения
משא»כ השגת הנביאי’ היא
ма шеэйн кейн hасогас hаневиим, hи
пророческое же постижение —
в мире
באצילו’ המתלבשת בעולם הבריאה:
баацилус, hамислабешес беойлом hабрио
в мире Ацилут при его облечении в мире Бриа.
и с этой высокой ступени, светит и раскрывается творениям.
Однако, здесь идет речь о буквах, которые выше того, чтобы одеваться в творения, чтобы давать им жизнь и существование из полного ничто



[1] Оживление не обязательно предполагает творение. Душа, например, дает жизнь телу, но не сообщает ему существования. При творении же жизнь Творца не только оживляет, но из небытия вызывает к существованию, и это — непрерывное продолжительное действие, с его прекращением должно было бы прекратиться и существование всего созданного. В сущности, оживление и творение в этом случае идентичны.
[2] Числовое значение буквы «гей» — 5. Пять путей произношения — гортань, нёбо, язык, зубы и губы. Таким образом, слово ата во фразе «Ты всех их оживляешь», состоящее из «алеф» и «тав» (все буквы алфавита) и буквы «гей» (речь), указывает на буквы как на проявление оживляющей и творящей силы.
[3] См. начало гл. 10.
[4] Мир Асия (Мир действия) — наш физический мир. Мир Ацилут (Мир эманации) — духовный мир, предшествующий сотворенным. Он представляет собой совершенное единство с Б-гом. Б-жественный свет в этом мире достигает уменьшения, достаточного для того, чтобы стало возможным сотворение физического. Мир Бриа (Мир сотворения) — первый из миров, сотворенных из ничего. Мир этот конечен и получает лишь отражение света мира Ацилут. Б-жественный мир Ацилут выше возможностей человеческого понимания, а следовательно, он выше и пророческого видения, возможного лишь «при облечении мира Ацилут в мире Бриа». Однако оно выше, чем свет в самом мире Бриа. См. также Тания, часть 1, гл. 2.