Праздник Рош аШоно, который приходился на субботу, в Храме трубили в шофар, но не в стране, и объясняет в Геморо причину этого, гзейро[1] Рабы, ибо сказал Раба, все обязаны трубить в шофар, но не все знают законы трубления в шофар, гзейра, может быть, он возьмет его в руки и пойдет к тому, кто знает законы трубления в шофар, чтобы научиться у него, и перенесет четыре локтя в ршус а-рабим[2].
И на первый взгляд непонятно, почему РаЗаЛ решили отменить заповедь "делай" из Торы из-за опасения, установив такую гзейро, и ведь такое опасение существует только для простых и легкомысленных людей, и как они лишили возможности исполнить эту заповедь от многих великих праведников, и в особенности, заповедь трубления в шофар, столь высокую и возвышенную заповедь, и как известно, что все заповеди этого месяца – это мицвойс клолийойс[3], и как говорится в Мидраш Раба, на посук увахойдеш а-швии[4], что он "насыщен всем", ибо есть в нем много заповедей, и они отличны от заповедей всего года тем, что это мицвойс клолийос, и в особенности, заповедь трубления в шофар, пробуждающая и притягивающая пнимиюс и ацмус Ойр Эйн Соф, и известно, что заповедь трубления в шофар в своем духовном намерении это идея тшувы, и это есть идея первой ткио, что это аспект крика – простой звук, что это со стороны hисойрерус[5] и hиспаалус[6] пними[7] в душе, которая раскрывается в простом звуке именно,
Ибо есть hиспаалус пними в душе, в служении реусо дэлибо[8] также, и это именно в тишине, и как служение коhаним, ибо каhано беувдо увиреусо дэлибо, и это – в тишине, как известно, а здесь это в крике голосом именно, и это есть идея тшуво, ибо оба они в аспекте hиспаалус пнимис в душе, но они отличны в своей идее, ибо в реусо дэлибо причина hиспаалус – это кирув[9], и т.е., со стороны чувства Ойр Эйн Соф[10], который он чувствует в своей душе[11], и это, когда он задумывается об аспекте сущности Ойр Эйн Соф, что он непостижим и возвышен от миров, что он не приходит в аспекте раскрытия в его душе (поскольку его душа – не сосуд для этого, чтобы этот свет светил в пнимиюс[12] в раскрытии в его душе), посредством этого пробуждается роцой[13], слиться с Ойр Эйн Соф, как далее будет объясняться, и сама идея роцой[14] – это также идея кирув, то, что он желает слиться,
Но в тшуво[15] – это не со стороны ощущения бесконечного Б-жественного света в своей душе, но со стороны рихук[16] именно, что ему очень горько от того, что он отдалился, и есть в этом также ощущение Б-жественности[17], но это то, что ему плохо и горько от того, что он оставил Вс-вышнего, но не так, чтобы он чувствовал hафлоо и илуй, и от этого было бы hиспаалус в его душе, но то, что затрагивает его в самой глубине его сердца то, что он отдален[18], от этого происходит hиспаалус, и в этом также есть hамшохо и стремление (роцой) к Б-жественности, но смысл этого стремления – это не идея приближения, т.е., чтобы целью было слиться и т.д., но то, что он хочет быть близким к Б-жественности, т.е., не быть в далеком месте, но быть в аспекте близости, и это только аспект самоотдачи, когда он отдает себя Б-жественности, и исполнять Его волю, и поэтому в реусо дэлибо, причина которой – кирув, и смысл которой - также кирув – это в молчании, а в тшуво – поскольку это из-за удаленности именно, поэтому это в крике и в простом голосе именно и т.д.
И есть в тшуво также, когда это в тишине, и это, когда это затрагивает его настолько глубоко, что он не в силах кричать, и это есть идея "крика сердца", который выше, чем "крик голосом", и это есть идея шворим-труо, аспект коло пнимоо дэло иштема[19], как известно и объясняется в другом месте.
Кицур:
Задается вопрос, как могли отменить заповедь трубления в шофар из-за маловероятного опасения, объясняется величие заповеди трубления в шофар.
Идея шофара – тшува. Ткия - тшува – из удаления, и в крике. Ощущение собственной удаленности вызывает стремление не быть удаленным. Реусо дэлибо – ощущение в макифе Ойр Эйн Соф вызывает желание слиться с Ойр Эйн Соф, движение кирув, в тишине и молчании.
Есть такая тшува, когда уже нет сил кричать – это шворим-труо, коло пнимоо дэло иштема.
[1] Установление, декрет (часто - антиеврейский)
[2] Общественное владение.
[3] Общие, глобальные заповеди
[4] "И в седьмом месяце" (Пинхас 29, 1)
[5] hисойрерус - Пробуждение
[6] hиспаалус - волнение, воодушевление.
[7] Пними - Внутренний, лицевой. См. поним; пнимиюс, макиф и пними. Ойр пними - "внутренний свет", свет, "одевающийся" в миры
[8] Реусо дэлибо - Желание сердца
[10] Ойр Эйн Соф - Свет Бесконечного; Бесконечный Свет
[11] На первый взгляд смысл: в реусо дэлибо он чувствует Ойр Эйн Соф бемакиф, это вызывает желание слиться с Ойр Эйн Соф, и достичь раскрытия Ойр Эйн Соф в пними. В тшуво – нет ощущения Ойр Эйн Соф даже в макиф, есть только ощущение собственной удаленности. (В реусо дэлибо – ощущение Вс-вышнего, в тшуве – ощущение себя).
[12] Пнимиюс - Внутреннее, глубинное содержание
[13] Движение "вверх"
[14] Есть роцой, имеющее своей целью hискалелус, и есть роцой, не имеющее своей целью hискалелус. Далее это объясняется и см. также Цомо лехо нафши 5724
[15] Тшуво - Раскаяние; возвращение
[16] Отдаление, удаление
[17] Можно сказать, что в реусо дэлибо есть "позитивное ощущение", а в тшуво есть "негативное ощущение", хотя источник в обоих случаях – Элойкус, но восприятие его различно. Ситуация, когда его вообще не волнует то, что он отдалился – это уже будет предельным случаем. Т.е. 1) он близок 2) он далек но ему горько от этого 3) (здесь не рассматривается) он далек, и ему от этого никак не горько ит.д.
[18] Направленность тшувы – на себя
[19] Коло пнимоо дэло иштема - Внутренний голос, который не слышен