Сущность Мегиллат Эстер

Изложенные в Мегилле события Пурима произошли на закате славной эпохи пророчества. Нация стояла на пороге печальной реальности без пророков. Во времена Исхода, происшедшего в пророческую эру, Моше, посланник Б-га, получал от Него ясные, точные указания относительно того, что -и как делать для выполнения миссии. Но Мордехай и Эстер, также посланники Б-га, живущие в непророческую эру, таких указаний не получали. Они руководствовались знанием, интуицией и воображением для выполнения своей Б-жественно-предопределенной невероятной миссии: спасения нации от полного уничтожения. События, о которых идет речь, произошли в ситуации Эстер Паним, то есть когда Б-г, казалось, лишил народ своего присутствия. В действительности это означает, что Он продолжает руководить, находясь, однако, в тени и не привлекая внимания к Своему вмешательству.

В каждом поколении есть люди, которых Б-г избирает Своими посланцами, творцами истории. Кого избирает Г-с-подь? Не просто личность, а человека, олицетворяющего всю нацию. Роль таких людей подобна роли сердца в теле человека. Как сердце подвержено беспокойству, радости, страху, гневу, любви и любым другим потрясениям тела, оставаясь при этом наиболее прочным и сильным из всех органов, так и люди, которых избирает Г-сподь, переживают все то, что выпадает на долю народа, плача от причиняемой ему боли и радуясь счастливым моментам его истории. (Согласно Кузари, такая же роль отведена Израилю среди всех наций). Эта концепция сводится к формуле: "одна личность равна всему Израилю". Как нация не умирает, так не умирают уникальные личности, ее представляющие. Пока Народ Израиля жив, Давид царь Израиля жив и существует. Мордехай был именно таким человеком, и Аман понимал, что его одного убивать бесполезно. Мордехай был воплощением нации Израиля, а нация была умножением его; значит, только абсолютное искоренение всего народа могло уничтожить силу Мордехая.

И Мордехаю, и Эстер была предназначена решающая роль в деле спасения евреев. Со времен Сары женщины были равны мужчинам или даже превосходили в их роли творцов исторического процесса. Однако одинаковые по значению эти роли различны по сути. Мужчина не может присвоить женскую роль так же, как женщина мужскую. В соответствии с иудаизмом женщина и мужчина отличаются друг от друга в духовном и физическом плане и, хотя их соответственно дополняющие роли одинаково важны, каждая из них в принципе уникальна. Мужчина является инициатором действия, тогда как женщина завершает его. Он теоретик, в то время как она претворяет идею в реальность. Он мыслит абстрактно, женщина — прагматична.

Идея избавления народа была выдвинута Мордехаем. Он не поддался панике, а, наоборот, вдумчиво проанализировал происходящее и пришел к выводу, что Эстер избрана Б-гом для спасения нации. Эта "теория" связывает в одну стройную систему все странные события с Вашти, пирами и чудесным восхождением Эстер на трон.

Перед Мордехаем стояло две задачи: 1) сообщить Эстер о происшедших событиях (4:2-9); 2) дать ей понять, что Всемогущий возложил на нее задачу по спасению народа. Он, как учитель и воспитатель, должен был пробудить в Эстер готовность взять на себя эту ответственность. Следует отметить, что до этого момента Мордехай был центральной фигурой, лидером, отдающим распоряжения, направлявшим Эстер. Но как только она согласилась принять вызов, роли внезапно меняются. Эстер становится фигурой более заметной, а Мордехаю на этом этапе отводится менее важная роль. Она теперь отдает распоряжения (4:26), которым Мордехай покорно подчиняется (5:27). Он выполнил свою задачу, сформулировав идею спасения, теперь уже Эстер, женщина, берет главенство. Она реально осуществляет план, руководствуясь своей интуицией — премудростью, которой одарен женский пол.

На самом деле у Мордехая были и свои идеи о том, как осуществить план спасения евреев. Но Эстер в этом деле мыслила реальней. Мордехай хотел, чтобы она немедленно пошла к царю с просьбой о спасении нации (4:8). Эстер не согласилась, считая, что тихая дипломатия будет действенней. Она устраивает одно пиршество, затем другое, медля по какой-то, казалось бы, непостижимой причине. Однако при глубоком изучении личности Ахашвероша становится ясно, почему Эстер предпочла такой путь и почему план действий Мордехая не отвечал требованиям реальности.

Царем владел параноидальный страх перед восстанием. Талмуд сообщает, что он был не законным наследником трона, а сыном управляющего царскими конюшнями. С царской властью его связывал лишь брак с Вашти, дочерью Бельшацара. Очевидно, она презирала в нем выскочку, не обладавшего ни царским благородством, ни достоинством. В стране тайно действовало движение, ставившее целью свержение власти Ахашвероша и восстановление старого порядка. Эта раскладка подтверждается рассказом о попытке убийства, предпринятой Бигтаном и Терешем. Ахаш-верош пытался "купить" преданность подданных, устраивая роскошные приемы, выставляя на обозрение свое богатство и женщин. Абсурдный закон (4:11), по которому к смерти приговаривался каждый, входящий в зал без приглашения, также был результатом его параноидального страха перед заговором и восстанием. Когда Вашти публично оскорбила его, он раздумывает над тем, как бы ее казнь не вызвала революции. Мемухан (1:16-20) объясняет ему ситуацию: "Действительно, если ты убьешь Вашти, ты можешь вызвать революцию, но если ты разрешишь ей жить после публичного оскорбления царя, то она будет служить образцом для всех женщин царской крови, которые станут оскорблять своих мужей". По обычаям древности победитель женился на вдове или дочери побежденного. Таким образом многие офицеры Ахашвероша были женаты на женщинах — вдовах и дочерях знати старого режима. "Если бы они увидели, что царица не наказана за оскорбление, они также начали бы сражаться со своими мужьями и присоединились бы к тайному движению по реставрации старого порядка. Чтобы пресечь это в зародыше, нужно казнить Вашти".

Так Мемухан, который по Талмуду и есть Аман, входит в доверие к охваченному паранойей царю. Сразу после попытки покушения, предпринятой Бигтаном и Терешем, Аман был назначен первым министром. Серьезно напуганный царь полностью доверился человеку, который доказал ему свою преданность.

Почувствовав пренебрежение со стороны Мордехая, Аман решил уничтожить евреев. Он играет на страхах царя, возбуждая в нем подозрения против евреев, объясняя (3:8), что это единый народ, рассеянный по всему царству, со странными законами и обычаями. А поскольку евреи — странный, непонятный народ, никто не может поручиться, не планируют ли они восстание. Присоединившись к подполью, они, благодаря своему единству и особенностям расселения, могут перевесить чашу весов. Царь попался на эту уловку и согласился уничтожить евреев. У параноика, живущего в страхе перед воображаемым чудовищем, отсутствует всякий моральный контроль. Остается только одно непреодолимое желание — уничтожать. Эстер очень хорошо понимала это и, следовательно, не могла согласиться с планом немедленных действий, предложенным Мордехаем. Раз Аман преуспел, вызвав в царе страх перед восстанием евреев, то будет невозможно отговорить царя от уничтожения воображаемых врагов. В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории. Эстер решила, что единственный выход — победить Амана его же оружием: обвинить его в заговоре против царя. Она медлила день за днем, ожидая подходящего момента, чтобы пошатнуть веру царя в преданность своего первого министра. Казалось, только чудо может подорвать это доверие, и чудо действительно произошло: в ту ночь царь лишился сна (6:1). Это поворотный момент во всей ситуации. Чудо состояло не столько во внимании, вновь проявленном царем к Мор-дехаю, сколько в потере доверия к Аману. Было ли вызвано подозрение Амана упоминанием последнего о царской короне (6:8) или переменой в мироощущении царя-параноика, но Эстер поняла, что пришло время действовать. За это чудо мы благодарим Б-га в Пурим. На следующий день, когда Эстер обвинила Амана в измене, царь охотно этому поверил. Она объяснила царю, что если бы Аман действовал в интересах царя, он поместил бы евреев под надзор в лагеря принудительного труда, где они приносили бы пользу. "Но злодей не интересовался опасностью, грозящей царю" (7:4). Снабжая оружием сельское население для убийства евреев, он тем самым помогал свершиться революции. Эстер уверила царя, что Аман интриговал против трона. Когда умолкла Эстер, параноидальный страх вновь овладел им. Возвратившись из сада и найдя Амана у кушетки, на которой возлежала Эстер, он пронзительно прокричал: "Ты даже хотел изнасиловать царицу, когда я дома?" (7:8). Ахашверош был так убежден в предательстве Амана, что все, что тот ни делал, казалось ему подозрительным. Аман уже не только заговорщик, он еще и пытается забрать у него царицу! Он был скомпрометирован окончательно и судьба его была решена. Участь, уготованная им евреям, постигла самого Амана и его сообщников.

Все произошло так, как задумала Эстер. В тяжелые времена юная девушка исполнила невероятную миссию, порученную ей Б-гом. Идея была рождена Мордехаем, она же сумела разработать стратегию и с помощью Б-жьего чуда осуществить план. Дух Б-га неуловимо управлял ее действиями (5:1, Раши) из укрытия — Эстер Паним — не посредством прямых указаний, как в пророческую эру, а более деликатными и тонкими путями.

Это Эстер учила еврейский народ посту и молитве (4:16). Б-говдохновленная женщина превосходит мужчину в практической деятельности и в молитве. Хотя Хана, мать Шмуэ-ля, не могла быть включена в "миньян", она первая показала как стоять перед лицом Б-га. Если Хана учила отдельного человека как молиться в тяжелые минуты, Эстер учила как нужно молиться вместе, всем народом в дни опасности. Странно, что хотя две эти особенности: прагматичность и умение молиться — действительно противоположны, женщина сильнее и в той и в другой сфере. Подлинная прагматичность — это черта взрослых людей, поскольку жизненный опыт развивает способность связывать всевозможные факторы воедино и разрабатывать схему действий. Незрелые люди, даже выдающиеся из них, не могут быть политиками. Молитва, с другой стороны, — это искусство, которым владеют дети. Взрослый для этого слишком циничен, слишком закален жизнью. В истинной молитве человек должен верить в невероятное и надеяться на невозможное. Истинно молящийся пребывает в стадии либо абсолютного отчаяния, либо абсолютной радости. Взрослый сдерживает свои эмоции, не разрешает себе "распуститься", достигнуть пика переживаний. Ребенок полностью отдается чувствам, будь то гнев, разочарование или радость. Ребенок знает как молиться мимаамаким (из глубины отчаяния), он знает также как петь шир хадаш (новую песню радости). Еврей должен быть и взрослым, и ребенком одновременно. Призванный в мир как творец истории, как посланник Б-га, он должен быть зрелым и хитрым. В молитве же он должен отбросить всю свою зрелую рафинированность и полностью отдаться переполняющему его возбуждению, будь то безграничное горе или безграничная радость. Молитва — это когда человек убежден, что для Б-га нет невозможного.

 

Запись опубликована в рубрике: .