Я думаю, я могу попытаться внятно сформулировать о чем говорит рав в уроке «Радла».
Суть урока, что мы находимся в поколении Асия (мир действия, самый нижний из четырех миров каббалы). Задача поколения - привлечь свет мира Ацилут, высшего из миров, в мир Асия, в самый нижний мир.
Практическое следствие из этого — что простые правила игры больше не работают.
В поколении «мира брия» правила были простые — учись.
В поколении «мира йецира» правила тоже были сравнительно простые. Рав говорит «любовь и страх», я не знаю, может формально это не сходится, но практически это означает «молись». Известно, что Баал Шем Тов, которого рав относит к эпохе «мира йецира» в уроке достиг всех своих вершин с помощью молитвы, и просил, чтобы каждый еврей знал наизусть псалмы. Т.е., Баал Шем Тов и до предыдущего Ребе это «молись». Есть также известное определение Алтер Ребе, что хасиды — это души, более склонные к молитве (а литваки, соотвествтенно, это души более склонные к учебе). Так или иначе мир йецира — это исправление мидот, моральных качеств сердца.
Сегодня — «действие это главное». Ты можешь учиться, ты можешь молиться, но, если это не приводит к действию - это ничего не стоит. Или стоит с точностью до наоборот. Это поворот последнего Ребе, развернувшего хасидизм в сторону активного действия.
Почему простые правила больше не работают? Потому что все прошлые поколения учитывали только один фактор: душу. Тело использовалось в качестве «осла». Кто будет всерьез считаться с ослом и с «подобными ослу» (т.е., отношение к телу, отношение к народам мира и к материальности вообще вполне коррелируют). Можно положить на него дрова, можно даже проехать на нем верхом. Но никто не собирается с ним говорить на равных.
Может только рабби Пинхас бен Яир, со своим совершенно особенным ослом, по-видимому, мессианская фигура в Талмуде, там вдруг осел становится героем целой истории.
Поколение действие -это поколение, которое обязано учитывать одновременно два совершенно противоположных фактора, два противоположных вектора — тело и душу. Нет больше «только тела», нет больше «только души». Есть диалог на равных.
Последняя недельная «хасидская глава» (Шмини) дает замечательный «машаль» (пример) «кенигона» (что то вроде «боя быков», или, я слышал версию, что кенигон это стадион) между ливьятаном и шор-абаром. Ливьятан — это каббалисты, как рав обьясняет, сокрытые миры в общем, душа, духовность в общем. Шор абар — это баалей ниглэ, галахисты, кодификаторы, тело, материальность в общем.
Хазаль говорят, что в будущем, в дни Мошиаха, они сцепятся в смертельной схватке. Только вся эта схватка — это только «кенигон», цирковое представление…
Самый первый уровень понимания этого примера — что в поколении Мошиаха идет «война» между материей и духом. Парадоксальным образом, «война» в хасидизме трактуется как своего рода контакт, своего рода общение. Материя уже не готова принимать соображения духовности как «само собой разумеющиеся», у «осла» вдруг появился сосбтвенный голос. Эта притча ливьятана и шор абара объясняется в том смысле, что посредством этой схватки они «зарежут», т.е., поднимут друг друга. Т.е., тело поднимет душу до своего уровня, до ацмут. А душа осветит тело своим светом.
Эта «война» идет внутри каждого из нас. Только в этой войне нет цели победить, в этой войне цель «асе шалом» - «достичь мира». Достичь мира между телом и душой. Достичь мира — это значит учитывать одновременно и голос тела и голос души.
Вот, по идее, суть поколения, вот, по идее, метод, способный раскрывать высшие уровни света в материи. Свет АК с одной стороны, и шифлут с другой стороны, и симха с третьей, и активное действие с четвертой, и право на ошибку с пятой, и связь с праведником с шестой, и быть «ацми» - самостоятельным, а не копией с седьмой.
*
У меня в последнее время крутится в голове, что два Мошиаха, о которых говорят Хазаль, это тоже духовность и материальность. Т.е., Мошиах «на облаках» это раскрытие самых высоких тайн Торы. А Мошиах «на осле» это исправление и очищение материи, раскрытие «внутренней точки сердца» (Тания, Игерет аКодеш 4).
Можно подумать, что раскрытие внутренней точки сердца (рав Ицик Шапиро говорит — точка сущностной жизненности, желание жить, которое просыпается у человека, приговоренного к смерти) это то же самое как исправление мидот, т.е., мир йецира. Тем не менее, кажется, что это не одно и то же. Мидот мира йецира это всего лишь «умные» «воспитанные» мидот, что-то вроде «мозг властвует над сердцем». А внутренняя точка сердца это интуиция, это неформальный, невербальный контакт, это когда ты чувствуешь другого человека а не просто строишь его модель в голове. И это «мошиах на осле», этого мошиаха можно привести с помощью служения шифлут, разбитого сердца. Но только нужен еще один Мошиах, тот, который «на небеснызх облаках», это разбитое сердце должно быть оживлено и вернуто к жизни с помощью «росы оживляющей мертвых», тайн Торы, которые раскроет (или, может, уже раскрывает…) Мошиах.