Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Что означает «действие», «мир действия»?



Картинка, которая нарисовалась у меня после урока. Мы должны работать в мире действия, но не терять контакт с тем отсветом из мира Ацилут, который пришел в этот мир. В этом идея. У Ребе есть пример ловца жемчуга, который опускается на дно моря, но ему нужен кислород. Или шахтер, опускающийся в забой, ему нужна связь с землей и воздух. Так мы должны работать в мире но должны время от времени подключаться к генератору энергии, к кислороду и т.д.

Мы повторяем снова и снова «действие», «действие это главное», «действие пронизанное светом из ацилус» — это «мессианская» формула. Но никак не получается облечь эту мессианскую формулу во что-то осязаемое.

Я сделаю еще одну попытку.

«Действие» это цдака. Так в Тании

Во-первых, «действием» в Тании называется цдака.

«И будет маасэ цдака шалом» — «и будет действием цдака мир».

Если этот проект накроется медным тазом — а он сейчас в подвершенном состоянии, и никто не знает, что будет дальше — то только по одной причине — никто не хочет собирать деньги. Я тоже не хочу, понятно… Подвернулась какая-то подработка — какие-то, на самом деле, копейки — и все, я практически свернул работы по переводам…

Может, самый главный вывод, который я должен сделать — это вернуться к сбору денег на этот проект. Это «маасэ» — это то, что называется «действием».

У нас был один грандиозный проект насчет Казахстана. Он отодвинулся на неопределенный срок по одной причине  — нет денег. Трудно ехать куда то, не зная, откуда ты возьмешь деньги на обратную дорогу.

Есть один очень важный принцип по поводу цдаки. Он гласит «гадоль амеасе йотер мин аосе». Тот, кто побуждает других давать цдаку — это больше, чем тот кто сам дает цдаку.

Если мы хотим, чтобы этот проект стал на ноги и пошел вперед — кто то должен стать «человеком мира действия» — давать сам по мере возможности, и еще больше — стать «меасе», собирать цдаку.

Можно собирать цдаку через интернет. Но кто-то должен это взять на себя. Это «действие», это «мир действия». Прозаично? Урок Тании, который говорит об этом приходится на 9 ава. День когда родился Мошиах. Это говорит о чем-то?

«Прокаженный» шнорер — это и есть Мошиах

Говорят (собственно, это известное место из Гемары), что Мошиах это прокаженный, который сам сидит среди прокаженных и пытается перевязывать им раны по мере возможности. Как раз наша недельная глава. Как «нормальный» человек смотрит на «шнорера»? — Правильно, как на прокаженного. Этому «прокаженному»-шнореру кидают копейку, как правило сопровождая презрительной усмешкой и подсказывая, «иди работай бездельник». Самая мессианская работа. Требуются добровольцы. Я наверное, тоже должен вернуться к этому «искусству наших отцов», хотя мне самому это кажется мерзким, противным, и абсолютно не хочется этим заниматься. Хочется быть белым и пушистым и работать программистом…

Почему у рава Гинзбурга нет денег?

Все, кто слышат о раве Гинзбурге впервые, удивляются: почему про такого замечательного рава практически не слышно? Ответ см. выше. Никто не хочет по-настоящему заниматься сбором денег. Никто не хочет по-настоящему «броситься на амбразуру» и распространять его учение.

У Ребе, кстати, были хасиды, которые «масру эт анефеш» (отдали свою жизнь) на то, чтобы собирать деньги. Они, собственно, построили эту «империю» Ребе. У рава таких людей почти нет. У меня тоже нет. Мир действия.

Можно ли гарантировать свет ацилус в нашем действии?

Второй момент. Мы сказали «свет ацилус в мире действия». Хорошо, что делать мы поняли. А как насчет света ацилус? Несет ли наше действие свет ацилус? Ответ в прошлой главе. Шмини. Евреи построили Храм в пустыне. А Шехина не спускается в него. Вс-вышний не прощает им греха золотого тельца. Что делать? Тогда Моше начинает молиться.

Это учит нас, наверное, что мы тоже сначала должны построить Храм. Построить «кли», сосуд. Найти какое-то финансирование для проекта. Потом — потом нужно будет молиться, чтобы благодать? (я понял как переводится слово «ноам» — «благодать» — очень похоже) Вс-вышнего снизошла на нас.

«Ал тевоейни регель гаава», «да не пройдет по мне нога гордеца»

Есть только одно что нам всем угрожает. Гаава. Каждый, кто соприкасается с учением рава и с равом лично, его гаава мгновенно зашкаливает. И он мгновенно оказывается вовне, сброшенным со всех ступенек. Недаром рав считает шифлут основой служения. Без шифлут — самая маленькая порция хасидут пробуждает огромную гаава. А гаава — это нежелание действовать. Это желание продолжить нежиться в теплой постели, и кому охота выходить на улицу, в дождь и в слякоть, и ловить на себе презрительные взгляды — «мискен, не на что жить, вот собирает. Или, еще «лучше» «обманщик, на что он собирает деньги». Это гаава, друзья. Моя гаава, которая никуда не делась. И Ваша, тоже, друзья, гаава.   

Есть общий принцип у рава — общий с Бен Гурионом… Чтобы изменить что-то в себе, нужно тяжело работать. Нужно делать то, что совсем не хочется. Нужно делать то, что кажется бессмысленным, бесполезным и безнадежным. Нужно учиться у рава — рав ни с кем не объединяется, и просто несет свой свет. Тем, кто готовы его слушать. Наша задача — нести этот свет дальше.

Действие это всегда stupid simple. Дебильно просто. Действие, которое привело к созданию Израиля было stupid simple. Осушать болота. Болеть малярией и осушать болота. Сажать эвкалипты. Работать на земле. Эти «дебильно простые» дела создали все, что сегодня есть на нашей земле. Собирать деньги это тоже «дебильно просто». По миллиону может сложно, но по доллару/шекелю дебильно просто. Однако пока что это единственный путь принести свет Ацилут, и еще выше чем Ацилут, свет «ор пней Гавайе», свет Лица Вс-вышнего, в материальность этого мира.

Эйн Исроэль ниголин эла бицдака

Эйн Исроэль ниголин эла бицдака. Израиль будет избавлен лишь в заслугу цдака. В другом месте, правда, сказано, «израиль будет избавлен только в заслугу тшувы». Можно ли это связать вместе? Легко. Чтобы собирать цдака нужно делать много тшувы…

Нужно распространять учение рава, зажигать души его словами. Не диспуты, не обьединения с кем то еще, не нужно ничего этого. Нужно прсото распространять слова рава и зажигать ими людей, души которых уже пробудились. Наградой за это будет пробуждение наших собтсвенных душ, «пусть будет дарована мне жизнь моя — по желанию моему, и (жизнь) народа моего — по просьбе моей»