Предсубботние мысли вслух.
Севен севенти - кажется, моя командировка подходит к концу. Виза кончается.
Следующая станция - сообщу как буду подъезжать..
Севен севенти "эйн рэга даль" - там постоянно что-то происходит.
Вчера был фарбренген рава Эльфенбейна из Нетании с группой учеников йешивы ктаны из Нетании - приехали на шабат "Захор".
Я смотрел, слушал, и думал про себя. Тот, кто говорит, что в Хабаде нет ойвдим, что в Хабаде нет достойных машпиим - мягко говоря, далек от истины. Есть ойвдим и есть машпиим и есть хорошие ешивы тоже.
*
Я сегодня вспомнил один из уроков рава — когда-то он был для меня самым важным. Смысл был тот, что есть светские и религиозные. И если ты пришел из светского мира - то твоя задача не превратиться в супер-дупер доса, стать еще чернее, чем досы от рождения, а остаться на стыке. Там твое место.
Я подумал, что тем более это относится к моему отношению к "большому" Хабаду с одной стороны, и к раву с другой.
Я могу, конечно, продолжать кричать "Восьмое поколение", но я пока что не заметил, что это кого-то приблизило к раву, или кому-то сильно помогло. Вреда от этого я вижу больше, чем пользы.
Может быть так и здесь - важно оставаться на стыке. Да, я нашел своего Учителя, своего Рава.
Но пусть цветут сто цветов, есть в Хабаде еще учителя, и есть в Хабаде еще машпиим.
Зачем я лезу в эту бутылку под названием "только рав"?
Самое интересно, разве я действительно думаю, что "только рав"?
Каждый, кто со мной немного знаком, понимает, что я так не думаю.
Надо искать стыки. Надо понять, что твой путь может быть, совсем не подходит для других людей. Чтобы строить, необходим цимцум — нужно освободить место для других людей, и для других идей и для других путей.
Так же, как "большому" Хабаду неплохо понять, что Ребе - "Рош бней Исраэль" только по версии Хабада. И что Ребе жив - для тех то он жив - только по версии тех, для кого он жив. И только в том смысле, как они об этом говорят.
Так, может быть, лично мне еще важнее понять, что Хабад это не только рав. А иудаизм не только Хабад. А мир вообще больше, чем один только иудаизм.
*
Хорошо, а что говорит об этом сам рав? Давайте, я лучше задам вопрос, а что говорил об этом сам Ребе, и тогда мы поймем, что говорит рав.
Ребе говорил «седьмое поколение». Кому Ребе это говорил? Своим хасидам на фарбренгене. Говорил ли Ребе это «вовне»? Отнюдь. Для общения «снаружи» у Ребе был совсем другой язык. Ребе говорил «Мошиах». Как «на самом деле»? На самом деле ответ, что нет «на самом деле». Есть разные языки для разных аудиторий.
В точности, ка маленький ребенок думает, что Б-г это «гуф» - тело. У него физическое представление о Б-ге. И оно правильное — для него. Откуда мы знаем что оно правильное? Мы знаем, что говорится в Зоаре «я хочу молиться как этот ребенок». Ребенок молится физическому, материальному Б-гу. И эта молитва выше чем молитва умудренного талмудиста. Так можно ли сказать, что его вера «неправильна»? — Отнюдь. Это его «циюр», это картинка которую он себе рисует. Она правильная, только если она внутренне адекватная.
Так и здесь. Есть язык, как учитель или машпиа разговаривает со своими учениками (вчерашний фарбренген). Это особый язык, и это особые отношения. Совсем не факт, что можно (или нужно) вынести наружу «как оно есть».
*
Я вчера кому-то сказал, что слово «эмуна» похоже на слово «уманут». «эмуна» - вера. «уманут» - искусство». Потом я подумал, что «омен» - воспитатель -это тот же горень. Обдумывание этой идеи привело меня к мысли, в общем известной, что вера это своего рода «рисунок». Без «рисунка», без какого-то образа, без какого-то овеществленного осязаемого представления нет веры. Ребе хотел, чтобы вера стала чем-то реальным, ощутимым в жизни человека. Поэтому он «одел» Вс-вышнего в какие-то «одежды», с помощью которых можно его «схватить».
Что значит «циюр», «рисунок», «оболочка»? Когда мы говорим «седьмое поколение» - это своего рода «картина», которую я себе представляю, и которая мотивирует меня идти вперед, и приводить мошиаха. Когда мы говорим «Рош бней Исраэль» - это тоже «картинка». Человек мыслит образами. Настоящий вождь поколения обязан придумать «картинки», образы, понятные поколению, образы, которые «заведут» его последователей, поведут их вперед. Ребе был мастером этого дела.
Просто нужно понять, что в конечном счете, это только «картинка». На иврите есть слово «амхаша», «визуализация». Это, как бы «не на самом деле», а просто «учебный» вариант.
Поэтому это иногда работает, а иногда нет. Иногда стоит сменить модель, парадигму.
Поэтому на вопрос, верю ли я в то что сейчас седьмое (или восьмое) поколение? Верю ли я что Ребе «мой папа», или рав «мой папа», и тогда уже восьмое поколение. Ответ — это не имеет значения. Это мои личные эмоции. То, что работает лично для меня — это правильно для меня. У другого может быть другой циюр, другая картинка, другая мотивация Служения.
*
Еще немного начинается суббота Захор. В конечном счете, Амалек это только гаава. Больше ничего. Гаава и ненависть. Как победить гаава? Ребе пишет в маамаре на Пурим 5718, что только швирата таканата. Гаава можно только разбить. Это работа шифлут в душе. От Амалека помогает только шифлут. Шифлут, в том числе, состоят в том, чтобы понять, что твой путь это только твой путь.
*
Амалек это также «слабость рук». Все силы «уходят в пар», в бессмысленные дискуссии, кому во что больше нравится верить. Важно — действовать. Это то, что важно. Комментарий потом можно написать.