Вопрос не в том, "есть Б-г" или "Б-га нет". Вопрос только в том, или идея того, что Б-г есть и Он дал человеку нравственный и религиозный закон - помогает мне достичь в жизни того, что я хочу и должен достичь, или мешает.
Вопрос только в том, или идея того, что "Б-га нет" - помогает или мешает мне идти по жизни.
Для разных людей разные ответы. Даже для одного и того же человека - на разных этапах жизни ответ может быть разный.
"Б-г есть и нет ничего кроме него" - это сознание младенца. "Б-га нет" - сознание подростка, уходящего из родительского дома в самостоятельную жизнь. "Б-г есть, но Его сущестование не ограничивает мою внутреннюю свободу" - наверное, это сознание взрослого человека
==== Есть люди, которые, сделав тшуву, построили себя и построили свой дом. Есть люди, котоыре сделав тшуву, разрушили себя до основания. Я не говорю, что им нужно снять кипу. Возможно, просто "уменьшить звук" - умерить долю религии в их жизни?
===== Проблема не в религиозности или атеизме. Проблема, скорее в тотальности (или тоталитарности). Если Б-г есть - то он заполняет мою жизнь целиком, не оставляя места для меня самого! Если Б-га нет - то "все можно" - и то, и другое - классическое тоталитарное мышление. Наверное правильно сказать, что Б-г одновременно Нет-Есть-Нет. То, что называется в Зогар מטי ולא מטי