Вопрос не в том "есть Б-г" или "Б-га нет"
Вопрос не в том, «есть Б-г» или «Б-га нет». Вопрос только в том, или идея того, что Б-г есть и Он дал человеку нравственный и религиозный закон — помогает мне достичь в жизни того, что я хочу и должен достичь, или мешает.
Вопрос только в том, или идея того, что «Б-га нет» — помогает или мешает мне идти по жизни.
Для разных людей разные ответы. Даже для одного и того же человека — на разных этапах жизни ответ может быть разный.
«Б-г есть и нет ничего кроме него» — это сознание младенца.
«Б-га нет» — сознание подростка, уходящего из родительского дома в самостоятельную жизнь.
«Б-г есть, но Его сущестование не ограничивает мою внутреннюю свободу» — наверное, это сознание взрослого человека
====
Есть люди, которые, сделав тшуву, построили себя и построили свой дом. Есть люди, котоыре сделав тшуву, разрушили себя до основания. Я не говорю, что им нужно снять кипу. Возможно, просто «уменьшить звук» — умерить долю религии в их жизни?
=====
Проблема не в религиозности или атеизме. Проблема, скорее в тотальности (или тоталитарности). Если Б-г есть — то он заполняет мою жизнь целиком, не оставляя места для меня самого! Если Б-га нет — то «все можно» — и то, и другое — классическое тоталитарное мышление.
Наверное правильно сказать, что Б-г одновременно Нет-Есть-Нет. То, что называется в Зогар מטי ולא מטי