Тора рисует дихотомическую картину сотворения мира. Небо-земля, свет-тьма, сотворение человека и разделение его на мужчину и женщину.
Соответственно, заявляенная цель творения - соединение неба и земли, мужчины и женщины, "плодитесь и размножайтесь".
Рабби Нахман формулирует это (читал у Шагара) что "единственное творение это махлокет",
На самом деле дальнейшие развития дихотомической идеи - лишь развитие этой базовой дихотомии
Скажем, йецер-ара и йецер-тов, или животная душа - Б-жественная душа. Это всего лишь продолжение базовой дихотомии.
Следствие этой дихотомии
- на первом этапе борьба "хороших" против "плохих"
- на втором этапе - зивуг. Слияние как цель творения.
В этом смысле Ари идет за пшатом Писания. Если творение это разделение на мужское и женское, то задача каббалы - соединить их вместе. Тогда,конечно, основное это сфират йесод, и подробное описание зивугим на всех уровнях.
[Д-р Фрейд, кажется, идет вполне за Ари, рассматривая сексуальные побуждения как основу действия психики. Только, кажется, современная психология несколько отошла от этой модели]
При всей кажущейся очевидности такой модели, не факт что это единственный вариант.
"Фрейдистский" иудаизм порождает несколько проблем.
Во первых, личность здесь не находится в центре. Человек лишь функция для того, чтобы найти свою вторую половину и расплодиться и размножиться. Нужно посмотреть, насколлько такой концепт сегодня приемлем и продуктивен.
Можно задать вопрос, если (каббала) рава Кука это то же самое, что каббала Ари (недавно обсуждался у Персико на ветке). Рав Кук с очевидностью ставит в центр личность. Не зивуг (как, на первый взгляд Ари) а именно личность.
Сегодня идея йецеров кажется примитивной и контрпродуктивной для развития личности (ну разве что в детском саду это работает). Однако, за идеей йецеров стоит базовая дихотомия Творения. Т.е., если уже исключать йецер а-ра из арсенала инструментов развития личности - то это поднимает вопрос об уместности дихотомического взгляда на мир вообще