Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тора рисует дихотомическую картину сотворения мира

Тора рисует дихотомическую картину сотворения мира. Небо-земля, свет-тьма, сотворение человека и разделение его на мужчину и женщину. Соответственно, заявляенная цель творения — соединение неба и земли, мужчины и женщины, «плодитесь и размножайтесь». Рабби Нахман формулирует это (читал у Шагара) что «единственное творение это махлокет», На самом деле дальнейшие развития дихотомической идеи — лишь развитие этой базовой дихотомии Скажем, йецер-ара и йецер-тов, или животная душа — Б-жественная душа. Это всего лишь продолжение базовой дихотомии. Следствие этой дихотомии 1) на первом этапе борьба «хороших» против «плохих» 2) на втором этапе — зивуг. Слияние как цель творения. В этом смысле Ари идет за пшатом Писания. Если творение это разделение на мужское и женское, то задача каббалы — соединить их вместе. Тогда,конечно, основное это сфират йесод, и подробное описание зивугим на всех уровнях. [Д-р Фрейд, кажется, идет вполне за Ари, рассматривая сексуальные побуждения как основу действия психики. Только, кажется, современная психология несколько отошла от этой модели] При всей кажущейся очевидности такой модели, не факт что это единственный вариант. «Фрейдистский» иудаизм порождает несколько проблем. 1) Во первых, личность здесь не находится в центре. Человек лишь функция для того, чтобы найти свою вторую половину и расплодиться и размножиться. Нужно посмотреть, насколлько такой концепт сегодня приемлем и продуктивен. 2) Можно задать вопрос, если (каббала) рава Кука это то же самое, что каббала Ари (недавно обсуждался у Персико на ветке). Рав Кук с очевидностью ставит в центр личность. Не зивуг (как, на первый взгляд Ари) а именно личность. 3) Сегодня идея йецеров кажется примитивной и контрпродуктивной для развития личности (ну разве что в детском саду это работает). Однако, за идеей йецеров стоит базовая дихотомия Творения. Т.е., если уже исключать йецер а-ра из арсенала инструментов развития личности — то это поднимает вопрос об уместности дихотомического взгляда на мир вообще