У ребенка нет собственного сознания

У ребенка нет собственного сознания. Его сознание - сознание матери. Классическое "кушает то, что кушает мать, и пьет то, что пьет мать" (известная Мишна из трактата Нида, описывающая ребенка в материнском чреве) по-видимому, продолжается еще значительное время после рождения. Не физически, но подсознательно.

В книге "хая хевратит" приводится удивительное описание сознания ребенка примерно трех-летнего возраста:

עוד בטרם מתהווה העצמי המודע, מתחילה האהבה. והאהבה הראשונה היא אהבת הזולת. התינוק מכיר בעצמי בדמותה של האם שנים לפני שהוא מזהה עצמי שכזה בו עצמו. קולרינדז' תיאר כיצד בנו שלו, אז בן שלוש, התעורר באמצע הלילה, וקרא לאימו. "תגעי בי, רק תגעי בי באצבע" - התחנן הילד הקטן. אימו של הילד נדהמה. "למה" - שאלה "אני לא כאן- קרא הילד. תגעי בי, אימא, כדאי שאוכל להיות כאן" (החיה החברתית ע' 54(

Еще прежде формирования собственного сознания, начинается любовь. И первая любовь - это любовь к чему то вовне. Ребенок сознает себя через посредство матери за годы перед тем как начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Колиндж описывает, как его собственный сын, когда ему было 3 года - проснулся среди ночи, и позвал мать. "Дотронься до меня, хотя бы одним пальцем" - просил ребенок Удивленная мама спросила: "зачем"?

  • "я не здесь" - ответил ребенок. "Дотронься до меня, мама, чтобы я мог быть здесь"

============

Другими словами, на начальном этапе развитие личности происходит только через "другого". Ребенку нужны мать и отец, чтобы нормально развиваться.

Интересно взять эту модель и перенести ее на религиозное сознание.

В принципе, здесь то же самое. На "младенческом" этапе развития цивилизации требуется "мама" и "папа" которых можно "потрогать чтобы быть здесь". Требуется явное присутствие внешней силы, и эта внешняя сила являеся решающим фактром развития цивилизации.

Цивилизацию, потерявшую веру на этом этапе - можно уподобить младенцу, которого бросила мать.

Вопрос - если этот принцип сохраняется и в дальшейшем? А что, если цивилизация, коллективное сознание достигает такого уровня, когда внешнее вмешательство, постоянное сознание внешней силы уже не стимулирует развитие, а наоборот, тормозит его?

Развивая вышеприведенную аналогию, развитая цивилизация должна достичь более гармоничных отношений со своим Небесным "отцом"

Запись опубликована в рубрике: .