Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

161-180

161-я заповедь — повеление вести счет дней омера (49 дней со второго дня Песаха до праздника Шавуот). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И отсчитайте себе со дня после отдыха, со дня приношения вами омера возношения, семь недель, полными да будут они, до дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней (Ваикра 23:15-16).

Знай, что подобно тому, как Санхедрин, согласно разъясненному выше (Д 140), обязан вести счет лет до йовеля, год за годом и семилетие за семилетием, так каждый из нас обязан вести счет дням омера, день за днем и неделю за неделей, — ведь Он сказал: «Отсчитайте пятьдесят дней» и сказал: «Семь недель отсчитай себе» (Дварим 16:9).

И подобно тому, как подсчет лет и семилетий — одна заповедь, как мы разъясняли, так и сфират аомер (подсчет омера) — одна заповедь. И все, кто составлял перечень заповедей до меня, посчитали ее одной заповедью, и сделали верно.

И пусть изречение мудрецов «Заповедь вести счет дней и заповедь вести счет недель» (Менахот 66а) не заставит тебя по ошибке подумать, что это — две заповеди, ведь в любой заповеди, состоящей из нескольких действий, каждое из них является выполнением этой заповеди. Вот если бы мудрецы сказали: «Эти слова Писания подтверждают, что вести подсчет дней — заповедь, а эти слова Писания подтверждают, что вести подсчет недель — заповедь», тогда бы здесь действительно было две заповеди. И не укроется от того, кто различает нюансы в языке мудрецов, что если говорится: «Обязанность делать это и это», то совершенно не значит, что каждое из указанных действий — отдельная заповедь.

И ясным доказательством служит то, что мы каждый вечер при счете омера ведем и счет недель, говоря: «Сегодня столько-то дней и столько-то недель омера». Но если бы подсчет недель был самостоятельной заповедью, мы бы называли количество недель только в конце каждой семидневки, и тогда бы произносили два благословения: «…Который освятил нас Своими заповедями и повелел считать дни омера» и «…повелел считать недели омера», а ведь мы так не делаем. Поэтому заповедь — считать дни и недели омера, как Он повелел.

И женщины не обязаны выполнять эту заповедь.

162-я заповедь — повеление отдыхать от работы в праздник Шавуот. И об этом Его речение: «До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней… И провозгласите в тот самый день: священное собрание будет у вас» (Ваикра 23:16,21).

163-я заповедь — повеление отдыхать от работы в первый день месяца тишрей. И об этом Его речение: «В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас отдых… священное собрание» (Ваикра 23:24). И мы уже приводили слова мудрецов, сказавших (Шабат 24б): «Отдых» — это заповедь «делай» (Д 90,135,159).

164-я заповедь — повеление поститься в десятый день месяца тишрей. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «В седьмой месяц, в десятый день месяца, изнуряйте ваши души…» (Ваикра 16:29).

И объясняется в Сифре (Ахарей мот): «»Изнуряйте ваши души» — изнурением, которое может привести человека к гибели. И что это? Отказ от еды и питья».

И дошло до нас по цепи традиции (Йома 73а), что в этот день запрещено мыться, умащать тело, носить кожаную обувь и вступать в интимную близость. Необходимо воздерживаться от всех этих действий, поскольку сказано: «Это Шабат Шаба-тов для вас, изнуряйте ваши души» (Ваикра 16:31). Подразумевается, что в этот день существует не только обязанность прекращать ремесло и труд, но и особая обязанность прекращать пропитание и поддержание тела — поэтому-то и говорится: «Шабат Шабатов». И сказано в Сифре (там же): «Откуда известно, что в Йом Кипур запрещено мыться, умащаться и вступать в интимную близость? Тора сказала: «Шабат Шабатов» (дословно: «отдых отдыхов»)». Иными словами, «отдыхайте» (воздерживайтесь) от всего этого, чтобы придти к «изнурению» (смирению) души.

165-я заповедь — повеление отдыхать в этот день Йом кипур) от ремесел и работы. И об этом Его речение: «Это Шабат Шабатов (дословно: «отдых отдыхов») для вас»

(Ваикра 16:31). И мы уже не раз (Д 90,135,159,163) приводили изречение мудрецов: «Отдых» — это заповедь «делай».

166-я заповедь — повеление отдыхать от работы в первый день праздника Суккот. И об этом Его речение: «В пятнадцатый день этого седьмого месяца — праздник Суккот (дословно: «праздник шалашей»);…в первый день — священное собрание» (Ваикра 23:34-35).

167-я заповедь — повеление отдыхать от работы на восьмой день праздника Суккот Шмини ацерет). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «На восьмой день священное собрание будет у вас» (там же 23:36).

И знай, что в эти шесть дней (первый и седьмой дни Песаха, Шавуот, Рош ашана, первый и восьмой дни Суккот) законы заповеданного нам отдыха одинаковы, и ни один из этих дней в этом отношении не отличается от другого. И также в каждый йом тов из этих шести нам разрешено заниматься приготовлением пищи.

И поскольку законы отдыха едины и распространяются на каждый йом тов, все они разъясняются в трактате (Бейца), посвященном законам йом това.

Однако законы отдыха, заповеданного в Шабат и в Йом кипур, включают многочисленные дополнения, поскольку в эти дни запрещено приготовлять пищу. И, как разъясняется в трактате Бейца (12аб), есть также другие действия, разрешенные в йом тов, но запрещенные в Шабат, несмотря на то, что они не относятся к приготовлению пищи.

168-я заповедь — повеление жить в сукке (шалаше) семь дней, на протяжении всего праздника Суккот. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «В шалашах живите семь дней» (Ваикра 23:42).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в посвященном ей трактате Сукка.

Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.

169-я заповедь — повеление возносить лулав («букет», состоящий из ветви финиковой пальмы — собственно «лулав», а также ветвей мирта, ивы и плода этрога) и радоваться перед Ашемом в течение семи дней (праздника Суккот). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И возьмите себе в первый день плод прекрасного дерева, ветви пальмовые и отростки густолиственного дерева и речных ив, и веселитесь перед Ашемом, вашим Б-гом, семь дней» (Ваикра 23:40).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Сукка. И там (41а) поясняется, что в течение семи дней выполнять эту заповедь обязаны только в Храме, а в остальных местах она, по закону Торы, выполняется только в первый день праздника.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

Сто семидесятая заповедь — повеление слушать звук шофара (рога) в первый день тишрей. И вот об этом Его речение: «День трубления будет у вас» (Бемидбар 29:1).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Рош ашана (16аб,26-30а,32-34б). И женщины не обязаны ее выполнять.

171-я заповедь — повеление ежегодно вносить полшекеля (в казну Храма). И об этом Его речение: «Когда будешь проводить всеобщий подсчет сынов Израиля для определения их числа, — перед подсчетом каждый пусть даст искупительный дар за душу свою Ашему…» (Шмот 30:12). И Он сказал: «Вот что дадут они: каждый проходящий подсчет — половину шекеля…» (там же 30:13).

И ясно, что женщины не обязаны выполнять эту заповедь, ведь в стихе сказано: «…каждый проходящий подсчет» (а подсчитывались только мужчины).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в посвященном ей трактате Шекалим. И там (8:8) поясняется, что эта заповедь выполняется только, когда есть Храм.

172-я заповедь — повеление подчиняться каждому из пророков, да пребудет на них мир, и выполнять все, что он прикажет, даже если этот приказ будет противоречить одной из заповедей или нескольким из них, но только в том случае, если приказ продиктован временной необходимостью. Однако пророк не может добавить что-либо к заповеди или отменить ее навсегда, как мы объяснили в предисловии к нашему комментарию на Мишну.

А стих, в котором содержится это повеление, — это Его речение, да будет Он превознесен: «Пророка из твоей Среды, из братьев твоих… поставит тебе Ашем, твой Б-г, — его слушайтесь» (Дварим 18:15).

И сказано в Сифри (Шофтим)’. «Его слушайтесь» — подчинись ему, даже если в силу временной необходимости он прикажет тебе преступить одну из заповедей, записанных в Торе».

И тот, кто не подчиниться словам пророка, подлежит смерти «от руки Небес». И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И будет: с человека, который не послушает Моих слов, сказанных (пророком) от Моего имени, Я взыщу» (там же 18:19). И разъясняется в трактате Санхедрин (89а): «Трое подлежат смерти от руки Небес — человек, отступивший от слов пророка, пророк, отступивший от своих собственных слов, и пророк, скрывающий свое пророчество». Каждый из них подразумевается в стихе: «…который не послушает Моих слов». Сказали мудрецы (там же): «О каждом из них говорится, что он «не слушает» (слов Ашема)».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Санхедрин (89а).

173-я заповедь — повеление поставить над нами еврейского царя, который объединит весь наш народ и будет говорить от нашего имени, и править нами. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Когда ты придешь в землю, которую Ашем, твой Б-г, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься в ней, и скажешь: «поставлю над собою царя…», то поставь над собою царя, которого изберет Ашем, твой Б-г; из среды своих братьев поставь над собою царя…» (Дварим 17:14-15).

И мы уже упоминали (Д 20) изречение мудрецов, приведенное в Сифри (Шофтим): «Три заповеди должен выполнить народ Израиля в час, когда он поселится на Земле Израиля — поставить себе царя, возвести Храм и уничтожить потомков Амалека».

И еще сказано в Сифри (там же): «Поставь над собою царя» — заповедь «делай». И приводится толкование: «Поставь над собою царя» — чтобы ты трепетал перед ним»; мы обязаны почитать, возвеличивать и превозносить его более, чем какого-либо другого человека, — так, чтобы его статус был для нас выше, чем статус любого пророка из его поколения. И ясно сказали мудрецы (Орайот 13а), что царя выкупают из плена прежде пророка.

И когда такой царь отдает какой-либо приказ, не противоречащий заповедям Торы, мы обязаны его приказ выполнить. А того, кто ослушается и не выполнит приказа, царь имеет право казнить мечом, как это приняли на себя наши предки, провозгласив (Йеошуа 1:18): «Всякий, кто воспротивится твоему повелению и не послушает твоих слов, что бы ты ни повелел ему, — будет предан смерти». Любого, восстающего против царской власти, — кем бы тот ни был — царь, возведенный на царство по закону Торы, имеет право лишить жизни.

Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются во второй главе трактата Санхедрин (19-20б,22а), в первой главе трактата Критот (56) и в 7-ой главе трактата Coma (406,41аб).

174-я заповедь — повеление подчиняться Великому Санхедрину и следовать его указаниям во всем, что он запретит или разрешит. И в этом отношении нет разницы, исходит ли Санхедрин из полученной традиции или использует один из методов толкования Торы, или мудрецы приняли постановление, чтобы возвести ограду закону, или их решение вызвано сложившейся ситуацией, и им видится, что необходимо поступить определенным образом для укрепления авторитета Торы, — в любом случае мы обязаны выполнять их решения и следовать их словам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И поступи по слову, какое они скажут тебе с того места, которое изберет Ашем, и старайся исполнять все, как они укажут тебе. По уставу, которому они научат тебя, и по закону, который они сообщат тебе, поступи…» (Дварим 17:10-11). И сказано в Сифри (Шофтим): «И по закону, который они сообщат тебе, поступи» — заповедь «делай».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Санхедрин (866-89а).

175-я заповедь — повеление следовать за большинством в случае, если среди мудрецов возникает дискуссия по поводу какого-либо закона Торы. И так же следует поступать при судебном разбирательстве: например, если в тяжбе между Реувеном и Шимоном возникает спор между судьями их города, кто виновен — следуют за большинством. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Склоняйся к большинству» (Шмот 23:2). И ясно сказали мудрецы (Бава батра 23б-24а): «Следовать за большинством — закон Торы».

Законы и правила, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в нескольких местах трактата Санхедрин.

176-я заповедь — повеление назначать судей и судебных исполнителей, которые обеспечат соблюдение законов Торы, возвращая оступившихся на истинный путь, направляя людей к добрым делам и предостерегая от дурных. И будут они возводить ограды, оберегающие от нарушений, чтобы следование повелениям и запретам Торы не определялось мировоззрением каждого отдельного человека.

И одним из условий выполнения заповеди является то, что эти назначения проводятся на нескольких уровнях. Т.е. в каждом городе, имеющем определенный минимум населения, назначаются 23 судьи, собирающиеся в одном месте, у городских ворот, — и это Малый Санхедрин. А в Иерусалиме назначается Великий Санхедрин, состоящий из семидесяти судей; и над этими семьюдесятью ставят одного — главу собраний, которого мудрецы именуют титулом носи (председатель). И эти 70 судей тоже собираются в определенном месте.

Но в городах с немногочисленным населением, недостаточным для учреждения Малого Санхедрина, во всяком случае назначают трех судей, которые могли бы вести процессы по небольшим судебным делам, а сложные дела передавать суду более высокого уровня. И также назначаются судебные исполнители и инспекторы, осуществляющие надзор в общественных местах и контролирующие проведение деловых операций, чтобы даже в самых мелких сделках не было беззакония.

А повеление, в котором содержится эта заповедь, — это Его речение, да будет Он превознесен: «Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех своих вратах, которые Ашем, твой Б-г, дает тебе, по твоим коленам, чтобы судили они народ праведным судом » (Дварим 16:18).

И говорится в Сифри (Шофтим): «Откуда известно, что назначается единый Суд для всего Израиля? Из сказанного в Торе: «Судей и надсмотрщиков…». Откуда известно, что ставят одного (мудреца) надо всеми? Из сказанного в Торе: «…поставь себе». А откуда известно, что назначается суд для каждого колена Израиля? Из сказанного в Торе: «…во всех своих вратах». Рабан Шимон бен Гамлиэль сказал: «…По твоим коленам, чтобы судили…» — заповедь, чтобы евреи каждого колена обращались только в суд своего колена. Сказано: «…Чтобы судили они народ»-даже принудительно».

Повеление назначать семьдесят мудрецов повторено в Его речении, да будет Он превознесен, обращенном к Моше: «Собери Мне семьдесят человек из старейшин Израиля» (Бемидбар 11:16). И сказали мудрецы, благословенна память о них: «Везде, где сказано «Мне» — повеление остается в силе, как например (Шмот 28:41): «… и будут они (коэны) служить Мне» (Сифри, Беаалотха). Иными словами, это не приказ, отданный в связи с потребностями момента, но постоянное повеление, обязывающее последующие поколения.

И знай, что все эти назначения — Великий и малые Санхед-рины, суды из трех мудрецов и прочие — производились только в Земле Израиля. И посвящение в судьи (смиха) не производится вне ее. Но если посвящение было совершено в Земле Израиля, посвященные могут судить и в Земле Израиля, и вне ее. Это и подразумевается в изречении мудрецов (Макот 7a): «Санхедрин может быть и в Земле Израиля, и вне ее». Однако дела, по которым может быть вынесен смертный приговор, не ведутся ни в Земле Израиля, ни вне ее, если нет Храма, как мы разъяснили в предисловии к этой книге (в самом его конце).

В Его речении, да будет Он превознесен, говорится о наказании убившего неумышленно: «И будет это у вас уставом закона для всех ваших поколений, во всех местах вашего проживания» (Бемидбар 35:29). И толкуют в Сифри: «…Во всех местах вашего проживания» — в Земле Израиля и вне ее. Так может быть, города-убежища необходимо учредить и заграницей? Но Тора говорит: «И будет это у вас уставом закона…» — судьи и суды будут как в Земле Израиля, так и вне ее, но города-убежища выделяются только в Земле Израиля».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Санхедрин.

177-я заповедь — повеление, обращенное к судьям, обеспечивать равноправие сторон в суде и выслушивать каждую из сторон, независимо от того, пространны или кратки ее речи. И об этом Его речение: «По справедливости суди ближнего своего» (Ваикра 19:15). И объясняется в Сифре (Кедошим): «Не должно быть так, что одна сторона высказывается вдоволь, а второй говорят: «Покороче», и это правило — одно из проявлений этой заповеди.

И это повеление подразумевает также, что каждому, кто в этом сведущ, заповедано судить судом Торы (даже в одиночку), если обе стороны согласились разбирать дело у него. Ведь ясно сказано (Санхедрин 3а): «Согласно Торе, и один может судить своего ближнего, как написано: «По справедливости суди своего ближнего».

И это повеление подразумевает также, что человек обязан судить о своем ближнем с лучшей и доброй стороны, истолковывая его поступки и слова ему в заслугу (лехаф зхут).

Содержание этого повеления разъясняется в многочисленных местах, рассеянных по Талмуду.

178-я заповедь — повеление давать свидетельские показания перед судом, сообщая все, что нам известно по делу. Приведет ли это к казни того, о ком мы свидетельствуем, или спасет его, принесет ли это ему имущественный ущерб или прибыль, — мы обязаны давать показания и извещать суд обо всем, что мы видели или слышали (от одной из сторон). И наши мудрецы, да пребудет на них мир, приводили доказательство того, что давать свидетельские показания — обязанность, из Его речения, да будет Он превознесен: «А если кто-то согрешит тем, что будучи свидетелем, он видел или знал, но, прислушавшись к голосу заклинающего его, не сообщил, то он будет виновен» (Ваикра 5:1).

И велик грех того, кто, преступая эту заповедь, скрывает свое свидетельство; о таком говорится в Его речении, да будет Он превознесен: «он будет виновен». И это относится ко всем видам свидетельства.

Но если скрываемое свидетельство касается имущественного вопроса и свидетель ложно поклялся, что ему по делу ничего не известно, он обязан, как разъяснено в Писании (там же 5:5-10), принести жертву, назначаемую в зависимости от его материального достатка, на условиях, упомянутых в трактате Швуот (4).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Санхедрин и Швуот.

179-я заповедь — повеление проверять показания свидетелей и добросовестно их допрашивать, и только после этого выносить приговор и наказывать виновных. И необходимо расследовать дело тщательно, насколько возможно, чтобы не судить по первому наговору и поспешно — в ущерб правому. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Разыщи, исследуй и расспроси хорошенько, правда ли это, верно ли это…» (Дварим 13:15).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, во всех подробностях — как вести допросы и следствие, насколько тщательным должно быть расследование, в каком случае свидетельство принимается, а в каком отвергается, — разъяснены в трактате Санхедрин (32а и гл.5).

Сто восьмидесятая заповедь — повеление применять к «свидетелям», давшим заведомо ложные показания, то же наказание, которое, согласно их «свидетельствам», должно было быть применено к невиновному. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И если судьи расследовали хорошо, и оказалось: свидетель этот — ложный свидетель, ложно свидетельствовал он против брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему» (Дварим 19:18-19).

И вот закон о «свидетелях-злоумышленниках» (эйдим зомемим): если они замышляли с помощью своего свидетельства лишить человека определенной суммы денег, взимают с них такую же сумму; если их показания приводили невиновного к смертному приговору, казнят их той же казнью; и если их показания приводили к наказанию плетьми — их наказывают плетьми.

Законы и вопросы, возникающие в связи с выполнением этой заповеди и установлением статуса «свидетелей-злоумышленников», караемых по этому закону, разъясняются в трактате Макот (2-56).