41-60

41-я заповедь - повеление каждый Шабат приносить дополнительную жертву, вдобавок к постоянной жертве каждого дня; и это - мусаф Шабата. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "А в день Шабата двух годовалых ягнят, без порока, и в хлебный дар две десятых эфы тонкой пшеничной муки, смешанной с маслом..." (Бемидбар 28:9).

Порядок этого жертвоприношения разъясняется во второй главе трактата Йома (266) и в трактате Тамид.

42-я заповедь - повеление в каждое Новомесячье приносить дополнительную жертву, вдобавок к постоянной жертве каждого дня; и это - мусаф Новомесячья. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "А в ваше Новомесячье приносите всесожжение Ашему. двух бычков и одного барана, семь годовалых ягнят без порока..." (Бемидбар 28:11).

43-я заповедь - повеление приносить дополнительную жертву в каждый из семи пасхальных дней, вдобавок к постоянной жертве каждого дня; и это - мусаф праздника Песах. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И приносите жертвы всесожжения Ашему семь дней" (Ваикра 23:8).

44-я заповедь - приношение омера (омер - мера, в которой выражается размер этого хлебного дара). И это повеление приносить хлебный дар из ячменя в 16-ый день месяца нисан, и вместе с ним приносить в жертву всесожжения годовалого ягненка. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Принесите омер из начатков вашей жатвы к коэну..." (там же 23:10). И это хлебное приношение называется "дар от первого урожая", и на него указывает Его речение: "И если принесешь Ашему хлебный дар от первого урожая, то из первых колосьев, поджаренных на огне... приноси дар первинок твоих" (там же 2:14).

И сказано в Мехильте (Итро, гл.11): "Все "если" в Торе - это разрешения, кроме трех случаев, когда это обязанность. И один из них: " И если принесешь Ашему хлебный дар от первого урожая...", - это обязательное требование. И чтобы ты не засомневался: "Может быть это не обязанность, а просто разрешение?", Тора сказала: "Приноси дар своих первинок ", - т.е. это повеление, а не разрешение".

А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в 10-ой главе трактата Менахот.

45-я заповедь - повеление приносить дополнительную жертву также на пятидесятый день со дня приношения омера, т.е. на 50-ый день отсчета от 16 Нисана; и это мусаф праздника Шавуот, который упоминается в книге Бемидбар. И об этом Его речение: "А в день первых плодов, когда принесете новый хлебный дар Ашему в ваш Шавуот... приносите жертву всесожжения в благоухание, приятное Ашему... и т.д." (Бемидбар 28:26-27).

46-я заповедь - повеление принести в Храм два квасных хлеба в день праздника Шавуот, вместе с жертвоприношениями, о которых написано, что они "сопровождают" эти хлеба, и принести эти жертвы так, как описано в книге Ваикра (23:18-19). И коэны съедают эти два хлеба после возмахания ими вместе с двумя ягнятами, приносимыми в мирную жертву. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "От поселений ваших принесите два хлеба возношения... квашеными пусть будут они испечены... и т.д." (Ваикра 23:17).

И поясняется в 4-ой главе трактата Менахот (456), что жертвы, приносимые вместе с хлебами, отличаются от мусафа этого дня и приносятся помимо него. А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в 4-ой, 5-ой, 8-ой и 11-ой главах трактата Менахот.

47-я заповедь - повеление приносить дополнительную жертву в первый день месяца тишрей (вдобавок к постоянной жертве и мусафу Новомесячья); и это - мусаф Рош ашана. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И в седьмой месяц, в первый день месяца... приносите жертву всесожжения в благоухание, приятное Ашему... и т.д." (Бемидбар 29:1-2).

48-я заповедь - повеление приносить дополнительную жертву в десятый день месяца тишрей Йом кипур). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И в десятый день седьмого месяца... приносите жертву всесожжения в благоухание, приятное Ашему... и т.д." (там же 29:7-8).

49-я заповедь - повеление совершать служение Йом кипура, т.е. приносить все жертвы и произносить все видуи

(исповеди), обязательные в день этого поста, чтобы искупить этим все грехи, как сказано в Писании; и весь устав этого дня приведен в разделе Ахарей мот (Ваикра 16:1-34).

А доказательством того, что это все одна заповедь, служат слова мудрецов в конце 5-ой главы трактата Йома (60а): "Все служение Йом кипура изложено в определенном порядке; и кто изменил этот порядок даже в одном действии - не выполнил заповедь".

А все законы, связанные с ее выполнение" разъясняются в трактате, посвященном служению этого дня, - и это трактат Йома.

Пятидесятая заповедь - повеление приносить дополнительную жертву в дни праздника Суккот. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И в пятнадцатый день седьмого месяца... приносите жертву всесожжения в благоухание, приятное Ашему... и т.д." (там же 29:12-13), - и это мусаф Суккот.

51-я заповедь - повеление приносить дополнительную жертву на восьмой день от начала праздника Суккот, и это - мусаф праздника Шмини ацерет. И поскольку у нас существует принцип, согласно которому Шмини ацерет считается самостоятельным праздником, мы обязаны выделить этот мусаф в качестве самостоятельной заповеди, отдельной от мусафа всех дней Суккот. Ведь однозначно разъяснено (Сукка 48а), что "Шмини ацерет - самостоятельный праздник, а его жертвоприношение - самостоятельная заповедь"; и яснее сказать невозможно.

52-я заповедь - повеление приходить в Храм три раза в год, на праздники (галоша регалим). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Три раза в году справляй передо Мной праздники" (Шмот 23:14). И разъяснено в Писании, что обязаны приходить с жертвенными животными и приносить их жертву; и это повеление повторено несколько раз.

И сказано в Сифри (Дварим 16:11): "Три заповеди выполняются в праздники (шлоша регалим), и вот они - "праздновать", "являться" и "веселиться". И так же сказано в трактате Хагига (66): "Три заповеди заповедовано Израилю выполнять в шлоша регалим - "праздновать", "являться" и "веселиться".

И заповедь "праздновать" выражается в принесении мирных жертв. Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Хагига (26,4-9).

53-я заповедь - повеление "являться", И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Три раза в год должны все твои мужчины являться перед Ашемом, твоим Б-гом, на место, которое Он изберет..." (Дварим 16:16).

И заповедь заключается в том, что человек приходит в Храм со всеми своими сыновьями, которые уже могут самостоятельно ходить, и, явившись в Храм, приносит жертву всесожжения.

И это жертвоприношение, которое он приносит, явившись в Храм, называется "всесожжением явившегося". И мы уже упомянули изречение мудрецов: "Три заповеди заповедовано Израилю выполнять в шлоша регалим - "праздновать", "являться" и "веселиться" (Хагига 66).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Хагига.

И эту заповедь женщины тоже не обязаны выполнять.

54-я заповедь - повеление веселиться в праздники (шпоша регалим). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И веселись в твой праздник" (Дварим 16:14). И это последняя из трех заповедей, выполняемых в шлоша регалим.

И в первую очередь этой заповедью предписывается вдобавок к мирным жертвам, совершаемым ради выполнения заповеди "праздновать", принести дополнительные мирные жертвы, называемые в Талмуде (Хагига 7б): "мирные жертвы веселья". И о принесении этой мирной жертвы сказано (там же): "Женщины обязаны выполнять заповедь о веселье". И говорится в стихе Писания: "И приноси мирные жертвы, и ешь их там, и веселись перед Ашемом, своим Б-гом" (Дварим 27:7).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Хагига.

И Его речение "И веселись в свой праздник" подразумевает, как сказано там (Хагига 8а), "веселиться всеми видами веселья". И отсюда мы учим, что в праздники следует есть мясо, пить вино, облачаться в новые одежды, раздавать плоды и сладости детям и женщинам, а также играть на музыкальных инструментах и танцевать, но только в Храме (т.к. танец вне Храма может привести к легкомыслию), - и это Веселье Черпания Воды (Симхат Бейт Ашоэва).

Все это включено в Его речение "И веселись в свой праздник". И самая строгая из этих обязанностей - пить именно вино, потому что оно специально предназначено для веселья. И написано в трактате Песахим (109а): "Человек обязан в праздник веселить своих детей и домочадцев. Чем их веселить? Вином". И там же говорится: "Учили в берайте, что сказал раби Йеуда бен Бетира: "Во времена Храма заповедь веселья выполнялась только мясом, как сказано: "И приноси мирные жертвы, и ешь их там, и веселись". Теперь же заповедь "веселиться" выполняется только вином, как сказано: "Вино веселит сердце человека" (Теилим 104:15)". И еще говорили мудрецы (Песахим там же): "Мужчины веселятся своим, а женщины - своим (мужчины - вином, женщины - праздничными нарядами)". И сказано в Торе, что человек обязан приобщить к этой радости бедных, больных и герое, ведь сказал Он, да будет Он превознесен: "И веселись в свой праздник, ты... и гер, и сирота, и вдова" (Дварим 16:14).

55-я заповедь - повеление принести в жертву пасхального ягненка в 14-ый день месяца нисана. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "В сумерки, четырнадцатого дня этого месяца... пусть зарежут его все из общины Израиля" (Шмот 12:6).

И каждый, кто не выполнил эту заповедь, умышленно не принеся ягненка в жертву в установленный срок, наказывается каретом (отрезанием души от ее корня),- как мужчина, так и женщина. Ведь разъясняется в трактате Песахим (91б), что принесение пасхальной жертвы 14-го нисана обязательно так же для женщин, и оно "отталкивает законы Шабата". Т.е. эта жертва приносится каждым человеком в Израиле, даже если 14 день нисана приходится на Шабат. А слова Торы, говорящие о наказании карет, - это Его речение (Бемидбар 9:13): "Человек же, который чист и в не был в дороге, и тем не менее не принес пасхальную жертву, - отсечется его душа...".

И в начале трактата Критом, где перечисляются заповеди, нарушители которых наказываются каретом, - и все это заповеди "не делай" - сказано: "А из заповедей "делай" - пасхальная жертва и обрезание"; и в предисловии мы уже сказали об этом.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Песахим.

56-я заповедь - повеление съедать пасхального ягненка в ночь 15-го писана, соблюдая при этом следующие условия: он должен быть поджарен на открытом огне, съесть его необходимо за один присест, и едят его с мацой и горькой зеленью. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И пусть съедят мясо в ту же самую ночь, жаренным на огне, и мацу с горькой зеленью пусть едят" (Шмот 12:8).

И возможно, зададут вопрос: "Почему ты считаешь съедение пасхального ягненка с мацой и горькой зеленью только одной заповедью, а не тремя? Ведь есть мацу - заповедь, и есть горькую зелень - заповедь, и есть мясо пасхальной жертвы - заповедь!".

В таком случае скажем: "Действительно верно, что есть мацу - самостоятельная заповедь, как мы разъясним (Д 158). И столь же верно, что есть мясо пасхальной жертвы - заповедь, как мы упомянули. Но горькая зелень служит лишь приправой к мясу ягненка, и ее не заповедано есть саму по себе. И это очевидно: ведь мясо пасхального ягненка мы съедаем ради выполнения заповеди независимо от того, есть ли у нас горькая зелень или нет. Однако горькая зелень съедается ради выполнения заповеди только в том случае, если она сопровождает мясо пасхальной жертвы, согласно Его речению, да будет Он превознесен: "...С мацой и горькой зеленью ее (пасхальную жертву) пусть едят" (Бемидбар 9:11). И если кто-то съел горькую зелень без мяса, он безусловно не выполнил этим никакой заповеди, и не скажут о нем, будто он выполнял заповедь "кушать горькую зелень".

И говорится в Мехильте (Бо): "И пусть съедят мясо... жаренным на огне, и мацу с горькой зеленью пусть едят" - в стихе сказано, что заповедь Песаха - съесть и жаренное мясо, и мацу и горькую зелень", Т.е. заповедь включает все это. И сказано там: "Откуда известно, что если даже у людей нет мацы и горькой зелени, они тем не менее выполняют заповедь о съедении пасхальной жертвы? Тора говорит: "...ее (пасхальную жертву) пусть едят", Т.е. именно само мясо. Но, возможно, что так же как заповедь выполняется даже без мацы и горькой зелени, так ее можно выполнить, съев только мацу и горькую зелень даже без пасхального ягненка? Тора говорит: "...ее пусть едят".

И там же сказано: "...ее пусть едят" - отсюда учим, что именно мясо пасхальной жертвы едят до сытости, но не мацу и не горькую зелень", потому что главное в этой заповеди - есть мясо, как сказано: "И пусть съедят мясо в ту же самую ночь...". А горькая зелень лишь сопровождает мясо, ибо таков один из законов съедания пасхальной жертвы, как проясняется из приведенных изречений мудрецов. И решающим доказательством служит принцип, приведенный в Талмуде. Вот слова мудрецов: "Есть горькую зелень в наше время (т.е. без пасхальной жертвы) - постановление мудрецов" (Песахим 120а), потому что нет обязанности из Торы есть горькую зелень саму по себе, но только вместе с мясом пасхального ягненка. И это ясное и однозначное доказательство, что есть горькую зелень - только атрибут заповеди, но не самостоятельная заповедь.

А законы этой заповеди (съедания пасхальной жертвы) разъясняются в трактате Песахим.

57-я заповедь - повеление, чтобы тот, кто не смог принести пасхальную жертву вовремя, принес бы ягненка во "второй Песах" (в 14-ый день месяца ияр). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Всякий, из вас или из ваших потомков, кто будет нечист из-за умершего, или будет в дальнем пути, также должен совершить пасхальную жертву Ашему - во второй месяц, в четырнадцатый день, в сумерки, пусть принесет ее, с мацой и горькой зеленью ее пусть едят" (Бемидбар 9:10-11).

И здесь тоже меня могут спросить: "Почему ты посчитал второй Песах отдельной заповедью? Ведь это противоречит седьмому принципу преамбулы, согласно которому в перечень 613-ти заповедей не включаются конкретные законы, связанные с выполнением той или иной заповеди.'". И это известный вопрос, ибо еще мудрецы Талмуда дискутировали в отношении второго Песаха: что это - продолжение законов первого Песаха или отдельное, особое, повеление? И они пришли к выводу, что это особое повеление - и поэтому следует учитывать его в качестве самостоятельной заповеди.

Сказано в трактате Песахим (93а): "По мнению Раби, тот, кто не принес пасхальную жертву ни в первый, ни во второй Песах, подлежит карету за первый Песах и подлежит карету за второй Песах. Раби Натан сказал: "Он подлежит карету только за первый Песах, но не за второй". Раби Хананья бен Акавья сказал: "И за первый Песах он подлежит карету только в том случае, если не принес во второй". Затем Талмуд спрашивает: "Почему разошлись их мнения? Раби считал, что второй Песах - отдельный праздник, а раби Натан считал, что второй Песах только возмещение за первый", - и здесь ясно сказано о том, что мы упоминали. И далее говорится: "Поскольку он намеренно не принес пасхальную жертву ни в первый, ни во второй Песах - по всем мнениям, он заслуживает наказания. Если же так вышло у него неумышленно, то, по всем мнениям, он свободен от наказания. Намеренно не выполнил первый Песах и невольно второй - по мнению Раби и раби Натана, заслуживает наказания, но по мнению раби Ха-наньи бен Акавьи, свободен от наказания". И точно так же, если он намеренно не выполнил первый Песах, но принес жертву во второй, по мнению Раби, он подлежит наказанию, поскольку, с его точки зрения, второй Песах не служит возмещением за первый. И окончательным решением мудрецов закон во всех этих случаях установлен по мнению Раби.

Женщины не обязаны выполнять эту заповедь, как разъяснено там (Песахим 916): "Для женщин второй Песах - только позволение (но не повеление)".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Песахим (79-81 а; 90б-96а).

58-я заповедь - повеление съедать ягненка во второй Песах, в ночь 15-го ияра, с мацой и горькой зеленью. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, говорящее и об этом: мацой и горькой зеленью ее (пасхальную жертву) пусть едят" (Бемидбар 9:11).

И так же законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в Песахим (95аб).

И ясно, что женщины не обязаны выполнять эту заповедь,-ведь, поскольку они не обязаны приносить эту жертву, как мы разъяснили, они, без сомнения, не обязаны и съедать ее.

59-я заповедь - повеление трубить в трубы в Храме во время всех праздничных жертвоприношений. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И в день вашего веселья, и в ваши праздники, и в начале каждого вашего месяца трубите в трубы при ваших всесожжениях и при ваших мирных жертвах" (Бемидбар 10:10). И ясно сказали мудрецы, что "трубление в трубы - это заповедь праздничного дня" (Рош ашана 26б).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в Сифри (Беаалотха) и в трактатах Рош ашана (26б) и Таанит (15а).

И также нам заповедовано трубить в трубы в пору бед и несчастий, когда мы взываем к Нему, да будет Он превознесен, как сказано: "А когда пойдете на войну в своей земле против врага, притесняющего вас, трубите в трубы, и вспомнит о вас Ашем" (Бемидбар 10:9).

Шестидесятая заповедь - повеление, чтобы во всех жертвоприношениях жертвенное животное было не моложе восьми дней; и это заповедь о "животном, не достигшем срока". И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Когда родится теленок или ягненок, или козленок, то семь дней он должен пробыть под своею матерью, а с восьмого дня и далее он будет пригоден для огнепалимой жертвы Ашему" (Ваикра 22:27). И это повеление повторено в других выражениях в Его речении: "Семь дней будет он при своей матери, а с восьмого дня отдай его Мне" (Шмот 22:29).

Эта заповедь относится ко всем жертвоприношениям - к жертвам, приносимым от общины и от одного человека, во всем их многообразии.

И из того, что сказано: "С восьмого дня и далее он будет пригоден", следует, что до этого животное не пригодно. Отсюда проистекает запрет приносить в жертву "животное, не достигшее срока". И поскольку это запрет, вытекающий из повеления, за его нарушение не наказывают плетьми, - и тот, кто приносит в жертву "животное, не достигшее срока", не получает 39 ударов, как разъяснено в главе Ото веэт бно (Хулин 80б). И там сказано: "Запрет приносить в жертву животное, не достигшее срока, извлечен Писанием из заповеди "делай".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в Сифре (Эмор) и в конце трактата Зевахим (112б).

Запись опубликована в рубрике: .