Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

181-200

181-я заповедь — повеление в случае, если где-то в поле обнаружен убитый, а убийца неизвестен, совершать искупительный обряд над телицей с проломленной шеей. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если найден будет убитый, лежащий в поле, на земле, которую Ашем, твой Б-г, дает тебе во владение, и неизвестно, кто убил его, то пусть… старейшины ближайшего к убитому города возьмут телицу, на которой еще не работали, которая еще не тянула под ярмом, и пусть сведут старейшины того города телицу в скалистую долину, которая не обрабатывается и не засевается, и там, в долине, переломят телице шею… и все старейшины города, ближайшего к убитому, пусть омоют руки свои в долине, над телицей с проломленной шеей, и возгласят, говоря: «Наши руки не пролили крови и наши глаза не видели. Прости народу Своему, Израилю…» (Дварим 21:1-8), — такова заповедь о «телице с проломленной шеей» (эгла аруфа).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в заключительной главе трактата Coma (44б-47б).

182-я заповедь — повеление выделить шесть городов-убежищ, готовых предоставить укрытие совершившим непредумышленное убийство, и также проложить к ним дороги и выровнять их, чтобы на пути спасающегося бегством не было никаких преград. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Устрой себе дорогу… для бегства туда убийцы» (Дварим 19:3).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Санхедрин (77а), Макот (7а), Шекалим (1:1) и Coma.

И мы уже упоминали (Д 17б) изречение мудрецов: «Города-убежища выделяются только в Земле Израиля».

183-я заповедь — повеление предоставить левитам города, чтобы они поселились в них, потому что нет у них надела в Земле Израиля. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Повели сынам Израиля, чтобы дали они левитам из уделов своего владения города для жительства, и угодья вокруг этих городов дайте левитам» (Бемидбар 35:2). Города левитов также служат городами-убежищами, и при определенных условиях в них предоставляется укрытие совершившим непредумышленное убийство, как разъяснено в трактате Макот (10а).

184-я заповедь — повеление устранить из наших поселений все источники повышенной опасности, и для этого строить ограждения, опоясывающие крыши, колодцы, ямы и т.п., чтобы никто не упал в них или с них; и также отстраивать и ремонтировать во всех опасных местах, чтобы устранить опасность. И об этом Его речение: «Сделай перила на своей кровле» (Дварим 22:8). И сказано в Сифри: «Сделай перила на своей кровле» — заповедь «делай».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Бава кама (15б,46а,50а,51а,83а).

185-я заповедь — повеление уничтожать любых идолов и дома идолослужения, используя все возможные способы истребления и уничтожения: разбивать, сжигать, разрушать, вырубать — каждый вид соответствующим способом, чтобы уничтожить как можно полнее и быстрее, не оставив памяти о разрушенном. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Полностью уничтожьте все места, где народы, которых вы изгоняете, служили своим божествам…» (Дварим 12:2). И еще Он сказал: «Жертвенники их разрушьте, и идолов их сокрушите, и их кумирные деревья вырубите, и их изваяния сожгите» (там же 7:5). И еще Он сказал: «И разрушьте их жертвенники, и разбейте столбы их, и их кумирные деревья сожгите, и истребите имя их с того места» (там же 12:3).

И когда в трактате Санхедрин (90а) упоминается заповедь «делай», связанная с идолослужением, мудрецы с удивлением говорят: «Какая же заповедь «делай» может быть связана с идолопоклонством?» И объясняет рав Хисда: «И разрушьте их жертвенники, и разбейте столбы их, и их кумирные деревья сожгите».

И сказано в Сифри (Реэ): «Откуда известно, что если срубленное кумирное дерево снова прорастает, ты обязан вновь и вновь срубать его — даже десять раз? Из того, что Тора сказала: «Полностью уничтожьте…». И там же сказано: «И истребите имя их с того места» — тебе заповедано преследовать их (т.е. разыскивать и уничтожать идолов и места идолослужения) в Земле Израиля, но тебе не заповедано преследовать их вне ее».

186-я заповедь — повеление истребить всех жителей «отверженного города» (города, в котором его жители-евреи совратились к идолослужению), а сам город сжечь вместе со всем, что в нем находилось, — таков закон об «отверженном городе» (up анидахат). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Перебей жителей того города острием меча; разгроми его и все, что в нем, и скот его забей острием меча. Всю же добычу его собери на середину его площади и сожги город огнем… — и да будет он вечно грудою развалин» (Дварим 13:16-17).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Санхедрин (111б-113).

187-я заповедь — повеление истребить и уничтожить семь народов (населявших Ханаан до народа Израиля), поскольку они — корень и первооснова идолослужения. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «А в городах этих народов, которые Ашем, твой Б-г, дает тебе в удел, не оставляй в живых ни души, а полностью истреби их: хитейцев и эмореев, хананеев и перизеев, хивийцев и евусеев, как повелел тебе Ашем, твой Б-г» (Дварим 20:16-17).

И во многих стихах разъясняется причина этого повеления: чтобы евреи не научились от них безверию. И во многих стихах Писание воодушевляет нас и укрепляет в решимости уничтожить эти народы; и война против них — это заповедь.

И, возможно, кто-то подумает, что эта заповедь из тех, которые не относятся к последующим поколениям, поскольку семь народов Ханаана уже перестали существовать. Но так подумает только тот, кто не понимает, что значит: «заповедь относится к последующим поколениям» или «не относится к последующим поколениям» (См. Предисловие, принцип третий).

Если с достижением поставленной цели действие заповеди завершается, хотя она и не была ограничена определенными временными рамками, мы не говорим, что она «не относится к последующим поколениям»,- ведь она относится ко всем поколениям, которые имеют возможность ее выполнять.

Вот посмотри: если Ашем полностью истребит потомство Амалека и уничтожит всех до последнего, как это произойдет вскоре, в наши дни, — ведь Он, да будет Он превознесен, заверил нас: «Сотру Я совершенно память об Амалеке под небесами» (Шмот 17:14), — разве мы скажем тогда, что заповедь (Д 188):»Сотри память об Амалеке» (Дварим 25:19) не относится к последующим поколениям?! Так не скажешь, потому что эта заповедь относится ко всем поколениям; и пока существует потомство Амалека, заповедь его уничтожить.

И подобно этому, повеление уничтожить и истребить семь народов — это заповеданная война (милхэмет мицва); нам заповедано из поколения в поколение преследовать и искоренять их до полного истребления. Так мы и делали до той поры, когда царь Давид завершил их уничтожение, а отдельные беглецы рассеялись среди других племен и были поглощены ими без следа.

Однако, несмотря на то, что семь народов уже уничтожены, заповедь уничтожить их по-прежнему относится ко всем поколениям, подобно тому, как заповедь уничтожить потомство Амалека относилась бы ко всем поколениям даже после его полного уничтожения и истребления. Ведь выполнение этой заповеди не обусловлено определенным временем или местом, как некоторые повеления, относящиеся только к пребыванию в пустыне или в Египте. Но ее выполнение обусловлено наличием семи народов, и если бы они продолжали существовать, мы бы по-прежнему выполняли заповедь.

И вообще, необходимо, вдумавшись, понять различие между самой заповедью и объектом, на который она направлена, поскольку есть заповеди, относящиеся ко всем поколениям, несмотря на то, что объект, на который они направлены, при жизни одного из поколений перестал существовать. Однако с исчезновением объекта заповедь не превращается в «заповедь, которая не относится к последующим поколениям».

Заповедь «не относится к последующим поколениям» в обратном случае: когда в определенную эпоху мы были обязаны выполнять заповеданное действие или закон по отношению к некому объекту, а теперь не обязаны, несмотря на то, что состояние самого объекта не изменилось, — например, в пустыне престарелые левиты были непригодны для служения при Мишкане, а для службы в Иерусалимском Храме стали пригодны, как разъяснено в трактате Хулин (24а).

Пойми этот принцип и прими его на сердце.

188-я заповедь — повеление истребить потомков Амалека, происходящего из рода Эсава: мужчин и женщин, взрослых и детей. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Сотри память об Амалеке» (Дварим 25:19).

И мы уже упоминали (Д 20, 173) изречение мудрецов (Санхедрин 20б): «Три заповеди должен выполнить народ Израиля в час, когда он поселится на Земле Израиля — поставить себе царя, возвести себе Храм и уничтожить потомков Амалека».

И война против Амалека — тоже заповеданная война; а ее законы разъясняются в 8-ой главе трактата Coma (44б).

189-я заповедь — повеление помнить о том, что сделал нам Амалек, злодейски напав на нас, и говорить об этом из раза в раз, поднимая людей речами на войну против него и пробуждая ненависть к нему, чтобы эти события не забылись и не ослабла ненависть к нему в сердцах людей за давностью времени. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили из Египта: как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших — а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Б-га» (Дварим 25:17-18).

И сказано в Сифри (Ки тэце): «»Помни, что сделал тебе Амалек» — устами; «не забудь» (там же 25:19) — в сердце». Иными словами, тверди об этом, чтобы не угасла ненависть к нему в людских сердцах.

И говорится в Сифре (Бехукотай): «»Помни, что сделал тебе Амалек» — может быть, помнить в сердце? Но ведь когда Тора говорит «Не забудь», имеется в виду: не забудь в своем сердце; зачем же тогда сказано еще «помни»? Чтобы ненависть к нему была на устах твоих».

Ведь посмотри, как поступил пророк Шмуэль, когда пришел, чтобы выполнить эту заповедь: сначала он напомнил о том, что сделал Амалек, а затем уже приказал уничтожить его потомков. Вот слова пророка: «Так сказал Б-г Воинств: Помню Я, что сделал Амалек Израилю, как он противостоял ему на пути при выходе его из Египта. Теперь иди и порази Амалека;

и истребите все, что у него; и не щади его, а предай смерти…» (I Шмуэль 15:2-3).

Сто девяностая заповедь — повеление соблюдать ряд правил в войнах с другими народами (не из семи народов). Эти войны называются «разрешенными» (мшхэмет решут). Нам заповедано в начале такой войны предложить им мирное соглашение на условии, что сохраним им жизни, если они отдадут нам свою территорию; и если они примут условия договора, следует обложить их налогами и подчинить нам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, то пригласи его к миру. И будет: если он согласится на мир и отворит тебе, то пусть весь народ, находящийся в нем, платит тебе дань и служит тебе» (Дварим 20:10-11).

И говорится в Сифри (Шофтим): «Если они скажут: «мы согласны на налоги, но не на подчинение» или «на подчинение, но не на налоги» — не заключаем с ними мир до тех пор, пока они примут и то, и другое». И они будут ежегодно выплачивать дань, установленную для них царем Израиля, и выполнять его приказы и повеления с трепетом и покорностью — в этом заключается «подчинение».

Но если они не заключат с нами мир, то нам заповедано перебить всех мужчин в городе, молодых и старых, а имущество и женщин забрать себе. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если же он не помирится с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его; и когда Ашем, твой Б-г, передаст его тебе в руки, то порази всех мужчин в нем острием меча. Только женщин и детей, и скот, и все, что будет в городе, всю добычу его возьми себе…» (там же 20:12-14).

Все это — законы разрешенной войны. Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Coma (44б) и во второй главе трактата Санхедрин (20б).

191-я заповедь — повеление назначать коэна, который будет наставлять народ перед сражением и возвращать из войска тех, кто не в состоянии воевать, либо из-за слабости, либо из-за мыслей, препятствующих боевому настрою, и Писание (Дварим 20:5-7) называет три причины, вызывающие подобные мысли, — и только после этого начинают сражение. И этот коэн, называемый мешуах милхама (военный помазанник), произносит наставление, приведенное в Торе (там же 20:3-4), и добавляет к этому слова, поднимающие народ на битву, призывающие отдать свои жизни ради торжества веры Ашема и совершить возмездие над глупцами, нарушающими мировой порядок. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И будет, когда приступите к войне, пусть выйдет коэн и говорит с народом, и скажет им: «Слушай, Израиль! Ныне вы вступаете в сражение с врагами вашими. Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите перед ними и не страшитесь их, ибо Ашем, Б-г ваш, идет с вами, чтобы воевать за вас с вашими врагами и спасти вас» (Дварим 20:2-4). Затем он приказывает объявить перед войском, чтобы слабые сердцем возвратились по домам, а так же те, кто построили дом и еще не жил в нем, кто насадил виноградник, но еще не пользовался его урожаем, кто обручился с девушкой, но еще не взял ее в жены, как объясняется в Писании. И об этом Его речение: «Надсмотрщики пусть объявят народу так: «Тот, кто построил новый дом и не обновил его, пусть идет и возвратится в свой дом… И тот, кто насадил виноградник и не почал его… И тот, кто обручился с женщиной и не взял ее… и пусть еще говорят надсмотрщики с народом и скажут: «Тот, кто боязлив и робок сердцем, пусть идет и возвратится в свой дом, дабы он не сделал сердца его братьев робкими, подобно своему сердцу» (там же 20:5-8).

И говорится в Талмуде (Coma 43a): «Надсмотрщики пусть объявят народу» — коэн будет говорить, а надсмотрщики громко провозглашать его слова».

Наставление «военного помазанника» и объявление о непригодных для битвы обязательны только при ведении «разрешеной войны» (милхэмет решут), и все эти законы относятся лишь к такой войне. Но при ведении «заповеданной войны» (милхэмет мицва) не произносится ничего из этого — ни наставление, ни объявление, как разъясняется в 8-ой главе трактата Coma (446). И там же разъясняются законы, связанные с выполнением этой заповеди.

192-я заповедь — повеление, чтобы разбивая военный лагерь, мы подготовляли вне стана место — ходить туда по нужде, дабы каждый не справлял нужду где придется — в поле или между шатрами, как это делают другие народы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И да будет у тебя место вне стана, куда тебе выходить» (Дварим 23:13).

193-я заповедь — повеление, чтобы у каждого в военном лагере наряду с оружием была подвешена лопатка, и он мог бы вырыть ямку в специально отведенном месте вне лагеря, а затем прикрыть землей испражнения, чтобы они не были видны на земле. Это повеление относится именно к военному лагерю, как сказано в начале этого отрывка: «Когда выступишь станом против своих врагов…» (Дварим 23:10). И содержится это повеление в Его речении, да будет Он превознесен: «Кроме оружия, должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться снаружи, копай ею, и потом закрой свое испражнение» (там же 23:14).

194-заповедь — повеление возвращать похищенное: или возвращать сам украденный предмет, если он сохранился в прежнем состоянии, добавляя пятую часть его стоимости (если прежде грабитель поклялся, что не совершал преступления), или возмещать стоимость украденного, если сам предмет был видоизменен. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Должен он возвратить награбленное…» (Ваикра 5:23).

И в трактате Макот (16а) разъясняется, что запрещение грабежа — это лае шэнитак лаасэ, т.е. такой запрет, наряду с которым Тора дает повеление, как обязан поступить нарушивший этот запрет. Сказали мудрецы: «Всемилостивый говорит: «Не грабь» (Ваикра 19:13), и добавляет: «Должен он возвратить награбленное…».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в заключительных главах трактата Бава кама.

195-я заповедь — повеление давать пожертвования бедным (цедака), поддерживая нуждающихся и облегчая их участь. Повеление выполнять эту заповедь повторено в различных выражениях. Сказал Он: «Если же будет нищим кто-то из твоих братьев… то открой ему свою руку» (Дварим 15:7-8). И сказал: «И если обеднеет брат твой, то поддержи его, пришелец он или поселенец… пусть живет брат твой с тобою» (Ваикра 25:35-36). И во всех этих стихах имеется в виду одно: чтобы мы снабжали наших бедняков всем необходимым и поддерживали их.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в разных местах Талмуда; большей частью, в трактатах Ктубот (48-50а,66б-68а) и Бава батра (8-11а,43а). И согласно нашей традиции (Гитин 76), даже бедняк, сам живущий на пожертвования, обязан выполнять эту заповедь, поддерживая, пусть даже самым малым, того, кто беднее его или подобен ему.

196-я заповедь — повеление награждать раба-еврея подарками и помогать ему, когда он выходит на свободу, а не отпускать его с пустыми руками. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Когда же будешь отпускать его от себя на свободу… наделить ты должен его из своего скота, от своего гумна и от своей давильни; чем благословил тебя Ашем, твой Б-г, дай ему» (Дварим 15:13-14).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в первой главе трактата Кидушин (146-176).

197-я заповедь — повеление давать взаймы бедному, чтобы облегчить его долю и улучшить ход его дел. И это более обязывающее и более строгое повеление, чем заповедь о цедаке. Ведь не так страдает и нуждается тот, кто, унижаясь, открыто просит у людей то, что ему необходимо, как тот, кто еще не открывает своего положения. И он нуждается в помощи, чтобы его бедственное положение не обнаружилось и он не стал бы зависеть от подаяний.

Повеление выполнять эту заповедь содержится в Его речении: «Если ты ссужаешь деньгами Мой народ, бедняка, который с тобой…» (Шмот 22:24). И сказано в Мехильте (Мишпатим): «Все «если» в Торе — это разрешения, кроме трех случаев…»; и один из них — «Если ты ссужаешь деньгами Мой народ…». Сказали мудрецы: «Если ты ссужаешь деньгами» — обязательное требование. И чтобы ты не засомневался: «Может быть это не обязанность, а просто разрешение?», Тора говорит: «Дай ему взаймы по мере нужды его» (Дварим 15:8), — обязательное требование, а не разрешение».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, так же разъясняются в нескольких местах трактата Ктубот (48а,67б) и в трактате Бава батра (8а).

198-я заповедь — повеление требовать проценты с нееврея и на этом условии ссужать ему, так чтобы он не получал от нас безвозмездной помощи, но платил за ссуду, даже если еврей-кредитор является его деловым партнером, хотя это запрещено по отношению к еврею (НД 35).

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Иноземцу отдавай в рост…» (Дварим 23:21); и известно из традиции, что это приказ, а не просто разрешение. Таково высказывание мудрецов, приведенное в Сифри (Ки тэие): «Иноземцу отдавай в рост…» — заповедь «делай»; «а брату твоему не отдавай в рост» (там же) — заповедь «не делай».

Выполнение этой заповеди связано с определенными установленными мудрецами условиями, которые разъясняются в трактате Бава меция (70б-71а).

199-я заповедь — повеление возвращать залог его хозяевам-евреям, когда они в нем нуждаются. И если в залог сданы предметы, необходимые днем, например, орудия и предметы ремесла, то их возвращают днем, а на ночь снова закладывают. Но если в залог сданы предметы, необходимые ночью, например, постельное белье к одеяло, под которым он спит, то их возвращают на ночь, а закладывают днем.

И сказано в Мехильте (Мишпатим): «Если возьмешь в залог одежду своего ближнего, возвращай ему ее до захода солнца» (Шмот 22:25) — здесь говорится об одежде, которую возвращают заложившему каждый день. А откуда известно, что его ночные покровы, возвращают ему каждую ночь? Из того, что Тора говорит: «Верни, возврати ты ему залог, когда зайдет солнце, чтобы он лег спать в своей одежде » (Дварим 24:13)» Исходя из этого сказали мудрецы: «Дневную одежду закладывают на ночь, а ночную — на день; возвращают дневную одежду — днем, а ночную — ночью».

И разъяснено в трактате Макот (16а), что Его речение «Не входи в его дом (в дом должника), чтобы взять у него залог» (Дварим 24:10) — это запрет, необходимость в котором исчезает, если выполняется заповедь «делай». А эта заповедь «делай» — Его речение «Верни, возврати ты ему залог».

И говорится в Сифри (Ки тэце): «Написано «Верни, возврати…», чтобы научить, что возвращаем дневные принадлежности изо дня в день, а ночные — из ночи в ночь; одеяло — ночью, а плуг — днем».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой главе трактата Бава меция (113a-114б).

Двухсотая заповедь — повеление выдавать плату наемному работнику в тот же день, не откладывая на следующий. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «В тот же день отдай его плату» (Дварим 24:15). И закон выполнения этой заповеди таков: с нанятым на день расплачиваются до истечения следующей ночи, с нанятым на ночь расплачиваются до истечения следующего дня (т.е. «день», о котором говорится в стихе, — это сутки, отсчитываемые от начала работы), как мы разъясним в соответствующей заповеди «не делай» (НД38).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъясняются в 9-ой главе трактата Бава меция (110б-113 а). И там указано (111а), что заплатить за работу в срок — это заповедь «делай», обязательная по отношению к любому наемному работнику, как еврею, так и нееврею.